14. Интонация. Переносы. Напевный и говорной стих

Творческая Мастерская Алкоры
Из  http://www.stihi.ru/2012/02/03/6403

В прошлый раз мы с вами начали разговор об астрофических стихах – стихах без четкого деления на строфы, и об их разновидности – строфоидах, где свободно чередуются разные формы рифмовки катрена (перекрестная, охватная) с включениями двустиший с парной рифмовкой. Именно так – в едином стихотворном размере, но без единообразия строф пишутся эпистолы – письма и монологи в стихах.

Между отдельными смысловыми фрагментами эпистол автор ставит пропуск строки - но этот  фрагмент стихотворения не стоит считать строфой: это всего лишь смысловой фрагмент, который в этом случае должен заканчиваться концом предложения (точкой, многоточием, вопросительным или восклицательным знаком ) и заканчивать мысль автора.

Сегодня я хочу продолжить разговор об особенностях структур стихов и рассказать о некоторых приемах письма, которые характерны для эпистол и для астрофических стихов, но очень часто используются и в лирических стихах со сформированными строфами. Речь пойдет о ПЕРЕНОСЕ. Более подробно о Переносе можно почитать в работе В.Е. Холшевникова «Мысль, вооруженная рифмами».

Интонационная законченность стиха (при написании стих - это строка произведения) была абсолютным законом в фольклоре и древней литературе. В поэзии нового времени это также обычная норма – в конце каждой строки стихотворения мы при прочтении подсознательно ставим паузу и этим делаем определенный смысловой акцент. Замечу, что при записи того же самого стихотворения в формате А4 (мнимой прозы) мы эти паузы не делаем, а делаем их только на законченных частях предложений или в конце предложений – точно так же, как в прозе. То есть, стихи у нас рифмованные, с полностью сформированными строфами, но иначе записанные на бумаге (экране), они иначе прочитываются – прочитываются так, как этого захотел автор произведения!

Но вернемся к нашей теме – к стихотворениям, записанным строками. Стихи,  по сравнению с прозаическим текстом, всегда несут музыку – по особому (благодаря ритмической основе) звучат, и их звучание зрительно передается разбивкой текста на строки.  Эта разбивка – не просто случайная прихоть автора, у которого заканчивается бумага или место на экране, а его продуманная цель. И эта цель – не удивить читателя своей модной «продвинутостью», а передача содержания с помощью интонации прочтения. При метрической записи в стихотворной форме (по строкам) слово, оказавшееся в конце строки, независимо от того, закончилось ли в конце этой строки предложение или нет, по смыслу выделяется, приобретает особую значительность. На фоне такой привычной нормы заканчивать стихотворную строку концом предложения, сильно ощущаются ПЕРЕНОСЫ (иногда употребляют французский термин enjambement) — перенесение части предложения в следующий стих.

…Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер…

При переносах всегда возникают внутристиховые паузы. Если они стоят в середине стиха без наличия рифмующегося слова и возникли за счет обычного конца предложения («И жив ли тот? И та жива ли?»), то эти паузы  делят стих на части, стих становится еще более мерным. Но чем ближе они к краю стиха, тем больше разрушается привычная связь слов в предложении.

Функции переносов и внутристиховых пауз многообразны. Они могут превращать стихотворение в прозу, передавать ощущение задумчивого размышления, живого диалога, подчеркнуть важные для поэта слова и строчки, обозначить место перелома в развитии лирической темы, выделить концовку. Отсюда видно, что внутристиховые паузы и переносы (или, наоборот, их отсутствие) — важное средство создания определенной интонации стихотворной речи.

В заключение нашего долгого разговора на тему «Все о строфе» я хочу сказать несколько слов о разновидностях стихов по их интонации.

Во множестве видов стихотворной интонации можно выделить два основных, между которыми, как обычно, располагаются формы переходные. Это — стих НАПЕВНЫЙ и стих ГОВОРНОЙ.

Что характеризует стихотворения НАПЕВНЫЕ, о которых говорят, что они так и просятся на музыку, и на которые сочинено множество песен и романсов? Кроме лирической темы — особая композиция. Прежде всего — тенденция к симметричности строфической композиции (примеры приведены выше), особенно в форме песни, в которой строфа замкнута (в конце стоит точка), каждый стих завершен, переносы отсутствуют, строфа делится на подобные ритмико-интонационные периоды или имеет припев или кольцевое строение. При этом тематическое членение совпадает со строфическим.

В более сложной композиции стихотворений романсного типа строфы обычно менее замкнуты, в этом типе часто используются АНАФОРЫ - повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафоры  создают нарастание интонационного напряжения, разрешающегося в концовке; иногда даже на переломе, в концовке, может появиться перенос. Нередко все стихотворение состоит из одного сложного предложения. (Примеры в данную статью вставлю  по мере их нахождения на сайте!)

ГОВОРНОЙ стих имеет много форм — от торжественного ораторского стиха до разговорного. Его характеризует прежде всего лексика: торжественно-патетическая в ораторском стихе, обычная литературная в повествовательном, фамильярная в разговорном. В последних двух нередки переносы. Говорной стих часто нестрофичен, в некоторых жанрах употребителен вольный стих. Для повествовательного и разговорного стиха драм, поэм, больших лирических стихотворений типичен 5-стопный ямб, белый, с переносами.

Как уже говорилось, основа стихотворной речи — ритмическая повторность в размере, рифмовке, строфе. Сильным средством выразительности в говорном стихе может быть нарушение повторности, ритмический перебой на всех уровнях стиха.

Рассмотрим строфические перебои. Если стихотворение состоит из строф одной модели, например 4-стишие абаб или абба, а последняя строфа неожиданно изменяется (абба или абаб), то два последних стиха выделяют концовку — композиционную вершину стихотворения, разрешение темы. Сильнее выделяет концовку неожиданное изменение длины последнего стиха.

Более подробно о  сознательных (подчеркиваю – СОЗНАТЕЛЬНЫХ!) строфических сбоях, так же, как и о ПОЛИМЕТРИИ (многоразмерной композиции) я на страницах Ликбеза говорить не буду, дабы не вводить в искушение самоуверенных начинающих авторов, с самого начала уверенных, что им в поэзии дозволено все, и любое  отступление от привычного – это экспериментальная поэзия и их шаг в будущее. Возможно, так оно и есть. Тема интересная, увлекательная, но, на мой взгляд, каждому поэту неплохо для начала уверенно встать на ноги классической техники стихосложения, а уже потом изобретать свои велосипеды. Хотя изобретать их обязательно нужно. Главное – чтобы результат – ваше новое творение  - как бы оно ни называлось по стилю написания – оказался гармонично звучащим, осмысленным и интересным по содержанию. Больше всего я не люблю в поэзии игр с формами, когда сами формы – цель этой игры.

Стихи – это, прежде всего, душа автора, это поднятая им тема, особый, отличный от языка прозы, поэтический и авторский язык, это чистый стиль – для каждого жанра написания свой – с разной степенью допустимости использования редкой или разговорной лексики.

О лексике, если Бог даст, я постараюсь в будущем собрать на этих страницах еще один сборник «Все о лексике», но пока - это  лишь планы.  А сейчас -

Сборник «Все о строфе» считаю законченным. Хотелось бы, чтобы он оказался кому-то полезным.

С уважением и любовью, ваш Чайник по жизни, Алкора.