Стихи из назывных предложений

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2012/02/19/5354

После значительного перерыва вновь возвращаюсь к пакету конкурса «Мастер-класс по стихосложению», проходившего летом 2011г. Почти все оригинальные формы из списка представленных на этот конкурс стихов нами уже разобраны, впереди ожидает совсем немногое, но оно, на мой взгляд, интересно и полезно, если не для написания собственных стихов, то хотя бы для общего представления.

Сегодняшняя тема – стихи из назывных предложений. Чтобы понять, что это такое, обратимся к учебникам русского языка.

НАЗЫВНЫЕ (НОМИНАТИВНЫЕ) предложения — это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: «Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс...» (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений.

1.Бытийные:
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле».  (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы «вот, вот и, вон, вон и»:
«Вот место, где их дом стоит; Вот ива». (А. Пушкин);
«Вот и мостик». (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы «какой, что за, ну и»:
«Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна». (А. Пушкин);
«Какая ночь! Мороз трескучий..». (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя — такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений:
«Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы» (Н. Сладков);
«Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн» (К. Бальмонт);
«Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине.  День». (А. Чехов).

Привожу здесь столь подробное определение назывных предложений только потому, что этот материал, как никакой другой, пригодится нам, когда мы начнем разбирать на страницах «Ликбеза» формы восточной поэзии – любимые многими из вас ЯСы (японские сонеты) и  хокку (хайки). Лично я их не жалую, тем не менее, очень хочу поделиться тем, что о них знаю, а заодно изложить о них свою собственную точку зрения.

На конкурс «Мастер класс» было представлено сразу несколько стихотворений, состоящих из одних только назывных предложений. Их мы и разберем.

1.
Ночь... Сияние огней. Прочь... Уйдёт сезон дождей.
Лик... Возникнет из-за туч. Миг... Ты слаб или могуч.
День... Сменяет день за днём. Тень... В которой мы живём.
Честь... Достанется не всем. Лесть... Исток больших проблем.
Звук... Приятный или злой. Друг... Прикрыл тебя собой.
Сонм... Обычно у Святых. Дом... Желанней для двоих.
Рейд... Стоянкой для судов. Фрейд... Анализ для мозгов.
Стих... Творение души. Штрих... Черкнут карандаши.
Фарт... Везение в игре. Бард... с гитарою везде.
Жизнь... Расклад колоды карт. Слизь... Продажный адвокат.
Мир... Опять сошёл с ума. Пир... Обычно где чума.
Бег... Погоня и с утра. Век... Дороги никуда
Дар... Отметина Богов. Жар... Пожара и Любовь.
Жаль... Несыгранную роль. Даль... Знакомая как боль.
                (Игорь Ковальчук. «Кубик»)

Взгляд читателя следит за взглядом автора – он направлен не на предметы, которые всплывают перед глазами, а на цепь образов, ассоциативно возникающих в его голове. Написать таким образом свои стихи – далеко не простое занятие. Просто всунуть в строки нечто подходящее по рифме – это полдела, вернее – совсем не дело. Автор должен умудриться раскрыть перед читателем ход своих мыслей, что-то сообщить ему: должна быть прозаическая основа стихотворения. Я надеюсь, что мои постоянные читатели уже хорошо знакомы с этим термином. В данном стихотворении лично я такой основы не увидела: спросите меня, что именно хотел сказать автор, и я  затруднюсь с ответом. Здесь либо психоделика – пересказ внутренних, возникающих в мозгу автора ассоциаций, либо ассоциации, которые появляются у автора благодаря поиску подходящей рифмы. Объяснить «такой сюжет» при желании можно всегда,(на то мы и поэты!) :), но надо ли это? Написано красиво, с передачей настроения и грамотно по форме.

2.
Лето…отпуск…жара…
Солнце…море…песок…
Яхта…парус…ветра…
Чайки…небо…платок…

Взгляд…улыбка…рука…
Губы…волосы…бровь…
Нежность…ласка…пока…
Завтра…вечность…любовь…
                (Тамара Николаева7. «Лето»)

Данное стихотворение психоделикой не назовешь – все образы очень конкретны, только в концовке от описания  картинки увиденного взгляд автора переместился  в область чувств.  Настроение лета (именно так называется это стихотворение) передано очень точно.

Между назывными предложениями здесь стоят многоточия. Этот прием в последнее время стал чрезвычайно модным - удобной «отмазка» для малограмотных авторов, затрудняющихся с расстановкой разнообразных знаков препинания, которых в нашем языке с их точки зрения излишне много. И всегда есть готовое оправдание: «я хотел(а) показать состояние незавершенности, неопределенности». Или: «я хочу показать читателю, где он должен сделать паузу». Вообще-то, любое состояние и настроение, так же как и расстановку пауз при чтении, хороший  автор обязан уметь передавать не столь дешевым приемом, а с помощью самого содержания, лексики, использования рифм, разбивки стиха на ритмические фрагменты, строки. Если он всему этому не научился – грош ему цена!

Если в чисто назывных стихах подобные многоточия еще как-то уместны, то во всех прочих - многоточия взамен знаков препинания всегда портят впечатление. Это - как запах дешевых духов на дорогом наряде женщины – безвкусица! Хотя для многих данный стиль письма выглядит очень «модно» (в продолжение этого же стиля -«прикольно!»).

3.
Февраль...

Снег. Холод. Сумерки. Зима.
Усталость. Безразличие. Тревога.
Бессонница. Метанья. Кутерьма.
Отчаянье. Пальто. Такси. Дорога.

Билет. Багаж. Стюарт. Коньяк.
Покой. Бессилье. Сновиденья.
Улыбка. Прошлое? Пустяк.
Свобода! Счастье! Возрожденье!

Париж. Кафе. Огни. Вино.
Омары. Моцарелла. Манго.
Глаза. Признание. Гипноз.
Порабощенье. Танец. Танго.

Шаг. Взгляд. Поддержка. Разворот.
Прогиб. Позиция. Паденье.
Любовь. Измена. Эшафот.
Игра? Театр? Откровенье!

Прогулка. Пристань. Сена. Бриз.
Тюльпаны. Губы. Поволока.
Прощание. Блокнот. Эскиз.
Аэропорт. Такси. Дорога.

Март...

                ( Виталий Алещенко «Тайна»)

Одно из лучших представленных на конкурс «назывных» стихотворений. Психоделикой его никак не назовешь: мастерски, одними существительными описан отдых в Париже – и картинки увиденного, и связанные с этим мысли, и события, и чувства, и даже отношение ко всему произошедшему, хотя в явном виде ничего это читателю не сообщается. И, заметьте! – без использования многоточий.

4. 
...и ласковая, нежная,
снежинка белоснежная,
весенняя, апрельная,
пьянящая и хмЕльная,

пушистая, махровая -
как перышко пуховое,
душистая, душевная -
полОтна акварельные,

искрящая, манящая,
чудесная, блестящая,
задорная, игривая,
веселая и милая,

изящная и... хрупкая,
цветками незабудками,
лугОвыми травинками,
тростинками, пылинками,

ромашками, листочками,
сиренью, лепесточками,
кувшинками и лилиями,
и ландышей идиллией.

клубнично-земляничная,
и чуточку черничная,
фруктово-ароматная,
и персиками мятная.

в ночи - немного лунная,
и серебристо-струнная,
звенящая и звонная.
о-о! как гитара - стройная!

в гармонии blues'Овая,
на ощупь: бирюзовая,
печальная и светлая,
желанная, заветная,

восточная и сладкая,
полнОчная, но яркая,
звезда - звезда лучистая,
и ясная, и чистая,

лесная и цветочная,
медовая, молочная,
нектарная и пряная...
уже...
...........ТОБОЮ
................................ пьяный я...

                (Флоренсия. «Уж пьяный я»)

Здесь автор вместо существительных использует прилагательные – тоже своего рода назывные предложения. Он «определяет» свою любимую серией образов. Поэт- песенник, который несомненно был принят на ура, когда исполнял эту вещь на гитаре (кто слушает текст, когда звучит музыка?), при прочтении с листа не произвел на меня никакого впечатления. Во-первых, массой неправильно поставленных ударений (хмЕльная, лугОвыми, блюзОвая, во-вторых, несовместимостью образов для одного времени года –сочетанием ландышей с персиками, почему-то «мятных». Впрочем, чего только не наплетет мужчина, желающий задобрить свою любимую! Но… тем и хороши стихи, что они способны заставить нас верить их словам, только в этом случае они берут за душу, а вот эти стихи… Нет, не только стихи, но и мужчина, долго и бессистемно перечисляющий эпитеты нашей несравненной красоты, крайне редко вызывает у женщин  доверие! Он, как павлин, просто распускает свой красивый хвост!

Стихи не должны быть ни игрой словами, ни витиеватым монологом со множеством редких эпитетов, необычных рифм, вычурных образов и сравнений, где при нехватке слога лихо добавляется «о-о!». Стихи должны вызывать доверие своим содержанием, заставлять сердце биться, сопереживать сюжету, верить словам автора… Надеюсь, вы поняли, что именно мне не понравилось в этом красивом тексте для гитары.

№5
Витиеватость изощрённости,
И нарочитость оживлённости,
Готовность к самоотрешённости,
С безумством целеустремлённости,

Горячность неопределённости,
Упор на переосмыслённости,
Неадекватность беспардонности,
И непредсказанность влюблённости,

Скандальность нетрадиционности,
Критичность неосуществлённости,
Фатальность недоговорённости,
Детальность перевоплощённости,

Неторопливость расположенности,
И отрешённость невозможности,
Немногословность настороженности,
И буйство противоположности,

От многословья к односложности,
От безрассудства к осторожности,
Кристальность ради безупречности,
Многострадальность бесконечности,

Безукоризненность сердечности,
Правофланговость человечности,
Шероховатость запоздалости,
Оттенки лёгкие усталости,

Ответственность за белый свет, –
Вот это всё и есть – ПОЭТ!
                (Николай Балуев. «Что есть поэт»)

Здесь не просто назывные предложения (почти все!), но и монорим – все стихи (кроме концовки) написаны на одну рифму. Назывные предложения состоят уже не только из одних существительных или иных одинаковых частей речи, а из связки двух существительных, где одно определяет качество другого. Столь необычным способом автор сумел создать объемный образ Поэта. Умное, философское стихотворение.

№6.
Назревал, приближался, ворвался,
Сковородил, забулькал, шкворчал,               (разность времен!)
Майонезил, прожарил, взбивался,
Ёлочился, гирляндил, сверкал.

Оттенял, напомадил, душился,
Приоделся, побрил, освежил,
Наливался, шампанил, пролился,
Поздравлял, улыбался, шутил.

Антрекотил, бифштексил, глотался,
Наполнял, выпивал, опьянел,
Танцевал, обнимал, целовался,
Размечтался, влюбился, запел.

Отшумел, отгремел... серебрится,
Охлаждает, морозит, блестит,
Завихрится, снежит, январится,
Новый Год народился... бежит!
                (Леонардович. «Новый год»).

Даю как пример стихотворения из назывных предложений - глаголов. Здесь, как мне показалось, описываемое не стоит того, чтобы его описывали стихами: ничего особо умного, важного, поэтичного я в этой картинке не увидела: скорее - игра со словами, чем поэзия. Кроме того, в любом стихотворении при описании пейзажа (картинки) следует вести рассказ в одном и том же глагольном времени, а уж в стихах из назывных предложений-глаголов – это особенно важно: «сковородил, забулькал, шкворчал, майонезил, прожарил, взбивался» - то употребляется глагол в действительном залоге, то в страдательном, то глагол совершенного вида, то несовершенного… Да еще и простонародное «год НАродился» вместо «родился» в концовке, словом, на большого любителя эти стихи!

О стихах, состоящих из назывных предложений, примеров достаточно. В следующей статье мы разберем еще некоторые интересные формы стихов и тогда вплотную подойдем к завершению еще одного сборника Ликбеза – «Редкие и оригинальные формы». 

           Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/05/03/3834