О Пасхе и взглядах на жизнь вообще...

Валентин Валевский
                Сразу скажу, что я — человек не набожный и, очевидно, неверующий, несмотря на то, что по традиции являюсь католиком — от отца поляка, который в общем тоже был атеистом, хотя в какой-то степени и придерживался старых традиций, но скорее инертно, нежели по твердому убеждению. Формированию моего мировоззрения способствовало доминирование атеистической идеологии как в СССР, так и в Польской Народной Республике, где я провел часть моего детского возраста (родился я, кстати, в Москве). Во времена моего детства власти социалистической Польши лихорадочно боролись с экспансией римско-католической Церкви, которая шатала режим изнутри, используя манипулятивные инструменты влияния, к примеру, выступив посредником между властями и профсоюзом «Солидарность». Это противостояние завершилось крахом социализма в Польше, хотя во многом этому также способствовали экономические проблемы. Говоря о своих взглядах, скажу, что руководствуюсь только своими жизненными принципами и идеалами, что не противоречит идеологии экуменизма в католицизме, так как:

«II Ватиканский собор одобрил экуменизм, то есть такое понимание стремления к христианскому единству, которое рассматривает различные по догматике вероисповедания как равноправных партнеров по диалогу, вводя таким образом равноправие истины и заблуждения. Декрет об экуменизме утверждает, будто инославные церкви «не лишены значения и ценности в тайне спасения», а их обряды «способны открыть доступ к общению во спасении» Источник: «ВАТИКАН: натиск на Восток», см. Приложение, «Православная беседа» 1997 г., №3, ссылка: http://mir.zavantag.com/pravo/112751/index.html?page=12

                Взгляд на то, что Вселенная может быть по-своему разумна, но необязательно одухотворена, не отвергается идеологией экуменизма, рассматривающей равноправие истины и заблуждения. Я не верю в одухотворенного бога, но верю в разумность Вселенной, а также верю, что к заблуждающимся нужно относиться со снисхождением, а также к религиозным праздникам, которые во многом являются пережитками средневекового прошлого. К примеру, в эпоху СССР на Пасху люди часто красили куриные яйца, но зачастую вовсе не потому что верили в бога, а потому что привыкли к такой традиции. Думаю, нет ничего плохого в том, если человек поздравит кого-либо с Пасхой, даже если он атеист. Быть доброжелательным человеком не является чем-то неправильным, скорее, наоборот. Другое дело, что надо действительно хорошо разбираться в праздниках, чтобы им соответствовать. Я вырос в атеистической семье и для меня это всегда было большой проблемой, учитывая, что ко всем вопросам я подходил с позиций науки и долгое время не проявлял к религиозным праздникам особого интереса. Отношение изменилось только после того, как я всерьез увлекся историей, что отразилось и на моем творчестве. Создавая произведения на исторические темы, разумеется, невозможно уйти от религиозной тематики, однако, кто-то может рассматривать такие произведения и с религиозной стороны, т. к. для кого-то в таких произведениях может быть важен именно аспект духовности, а не его исторической достоверности. К сожалению, у меня нет произведений о Пасхе за исключением упоминания о ней в моих переводах с польского (см. мой перевод произведения К. И. Галчинского «Пасхальная ночь Иоганна Себастьяна Баха»), но в целом я отношусь к этому празднику (Пасхе) положительно, как к христианской, так иудейской (иудаизм исповедуют не только евреи, но и караимы, а ранее — еще и хазары и др. народы). Однако с христианскими праздниками не всё так просто. Католическая и православная Пасха часто по дням не совпадают, из-за чего происходит путаница, особенно у католиков, проживающих в России. Происходит же она из-за разных календарей в обеих ветвях христианства для вычисления даты Пасхи. С переходом на Григорианский календарь, католики стали вычислять дату Пасхи по Григорианской Пасхалии. Что до разного рода празднований, то в интернациональных семьях очень легко запутаться, когда, что и как праздновать, если дело касается Пасхи. Однако, если, скажем, праздновать обе Пасхи, т. е. по обоим календарям, как это делали в свое время в старой и доброй Польше или, к примеру, в средневековой Ирландии, то я думаю, большой ошибки не будет, т. к. принципиальной разницы между католицизмом и православием нет, ибо и то, и другое является христианством, хотя и в разной «обертке». Добавлю только, что среди поляков далеко не все являются католиками и далеко не все соблюдают обычаи и традиции. Так, к примеру, по официальным данным в Польше примерно полмиллиона православных и (отдельно от оных) небольшая горстка униатов, признающих папство. Католики же составляют абсолютное большинство.

См. таблицу количества приверженцев религиозных конфессий в Польше:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_Польше

Польская православная церковь: 504,150 чел.

Римско-католическая церковь (вкупе с горсткой униатов): 33,399,328 чел.

Что до атеистов в Польше, то их с каждый годом становится всё больше:

«Польские атеисты "выходят из шкафа". Пока — на рекламные щиты. В 12 городах Польши они заявили: "Не краду, не убиваю, не верю".» Источник: «Чубашек: слава Богу, я атеистка», ст. Агаты Янковской и Бартоша Янишевского, 10 октября 2012 г. из издания "Wprost", в переводе интернет-издания «Польско-российское обозрение», ссылка: http://vladkharitonov.livejournal.com/21755.html

В том, что эта история впоследствии имела реальное продолжение можно узнать из другой заметки, опубликованной 9 октября 2012 года:

«Польские атеисты запустили рекламную кампанию «Не убиваю, не ворую, не верю»; см. источник: http://vlasti.net/news/151367 

                Таким образом, утверждающие, что все поляки якобы набожные католики, находятся в большом заблуждении, поскольку среди поляков есть представители самых разных конфессий, а также немало атеистов, но что касается национальности, то национальность к религии и вероисповеданию вообще не имеет никакого отношения.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ПРИЗНАКУ.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Дополнительные материалы о католиках и православных в Польше:

про поляков-католиков:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Католическая_церковь_в_Польше
https://wiki2.org/ru/Католическая_церковь_в_Польше
https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=&oldid=109741647
http://studentportal.pl/katolicheskaya-vera-v-polshe/ 
http://www.polska.ru/kultura/religia/religia.html

про православных поляков:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Польская_православная_церковь
http://otvet.mail.ru/question/58598626/ 
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/page_3126.htm 
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39578.htm 
http://www.pravoslavie.ru/guest/051013143755.htm 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
представлен рисунок из доступного веб-источника:
https://images90.fotosik.pl/684/1abb48540264c7e2.jpg