По 76-му Большому Конкурсу, ч. 2

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/02/21/11195 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2012/04/16/7518 Итоги

Начало статьи см. http://www.stihi.ru/2012/04/18/7520

Продолжаю разбор понравившихся мне стихов из анонимного пакета конкурсных произведений.

№11.
Опять сквозит осенняя печаль,
Не нам уже лететь в иные дали.
Не захотели. Или опоздали.
А может просто кончился февраль...
Мы встретимся с тобою, но едва ли
Сумеем воскресить любовь. А жаль.

И снова суета и пустота -
Два путника, нашедшие друг друга -
Пойдут гонять по замкнутому кругу,
Моей печали попадая в такт,
Что не жена мне, но уже подруга.

Я поведу с собой свою печаль
В свой тихий дом пустой и одинокий...
Я помню, как высматривал из окон
Тебя, потом бежал к дверям встречать...

Но столько лет прошло с тех самых пор,
Давно я не спешу тебе навстречу.
Я слышал,  говорили - время лечит,
Но то - пустое, просто разговор...

Чистый, красивый язык интимной лирики, связанный смыслом  сюжет – короткая история отношений двух людей, очень красивое звучание. Есть попытка упорядочивания рисунка строф – их начала построены единообразно: аВВа,  но  в первой строфе к этому добавлены две строки – аВВаВа, а во второй  одна – аВВаВ. Будь это мои стихи, я бы все строфы привела к шестистрочникам аВВаВа, хотя  и этот вариант написания дела не портит. Как не особо портит и неточная рифма «одинокий-окон»:  формально это не рифма, но фактически звучит очень неплохо. Рифма – вообще дело тонкое, к ней правило не подберешь: в одних сочетаниях слов она портит все впечатление, в других - даже диссонанс служит украшением стихотворения. Немного не понравилась непоэтическая строчка в поэтическом тексте «ПОЙДУТ  ГОНЯТЬ по замкнутому кругу», я бы ее подкорректировала. 

№12
В Охотском море снова тонут корабли.
Эфир взорвался от тире и точек.
А на земле часы текут, как и текли.
Лишь в новостях скупая пара строчек.
01 01 01 01 00 01
01 01 00 01 01 0
00 01 01 01 00 01
00 01 01 01 01 0

И кто-то вновь на развлекательный канал
Переключает «Новости недели».
Плеснув небрежно «Хеннесси» в бокал,
Поморщится: «Ну, просто надоели!
01 01 00 01 01 01
00 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01
01 00 01 00 01 0

Событий нет, помимо этих рыбаков?
Ужастик бы кровавый показали!
Сходить что ль в цирк – взглянуть на шоу дураков?
Иль оттянуться в модном кинозале?»
01 01 01 01 00 01
01 00 01 00 01 0
01 01 01 01 00 01
00 01 01 00 01 0

В Охотском море снова тонут корабли
В волнах шальных, свирепых, непослушных.
Дай Бог парням живьем добраться до земли,
А нам – не превратиться в равнодушных!
01 01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 01 00 01
01 00 01 00 01 0

Когда я прочитываю стихотворение вслух и чувствую при этом дискофорт звучания, я не ленюсь расписать схему слогов по строкам, обозначая 1 – места ударений при чтении, и 0 – безударное произношение слога. Если из строфы в строфу мы на одноименных строках и одноименных местам видим одинаковый рисунок – стихи звучат идеально. Если нет – это хорошая подсказка, что с ритмом непорядок и надо где-то сделать перестановки слов или иных замены – с иным количеством слогов и с нужным расположением фонетического ударения (правильного с точки зрения русского языка!!). В данном стихотворении ритм задуман очень интересно и нестандартно – разностопный ямб (чередование 6-стопного с 5-стопным), правильно сделано чередование мужских и женских рифм, но вот расположение безударных пар (00) – хаотично, а во второй строфе даже одна стопа потеряна. На мой взгляд, стихи требуют доработки по ритму.

 А по содержанию – интересно. Не так уж часто мы свою гражданскую тему умудряемся еще и поэтично изложить. Мне понравилось использование рефренных строк в начале и в конце стихотворения, которые превратили газетную статью (именно в такой форме  частенько на сайте пишут «гражданскую лирику») в поэтическое произведение. Что не понравилось? Лозунговое «мы» и «нам» в концовке. Напиши автор «мне б не превратиться в равнодушную» - от первого лица, и насколько бы сильнее и убедительнее прозвучали тогда для читателя эти правильные мысли!

№13
Она его любила.
Любовью той дыша,
С улыбкой проходила
По лезвию ножа.

Сомкнутся цепью горы –
Плечом их разведет.
Сквозь ложь и наговоры
С величием пройдет.

Горячие пустыни,
Холодные дома
Ей не сковали спину
И не свели с ума.

Когда же на планете
Он свой окончил путь,
Простой осенний ветер
Ей помешал вдохнуть.

Простые, почти всем известные истины, типичная  история любви, изложенная простым способом – не к чему придраться, но и не за что особо зацепиться, как за находку. Но стихи трогают. И знаете, что больше всего мне здесь понравилось? Концовка – очень убедительная и выполненная  языком поэзии: «Простой осенний ветер ей помешал вдохнуть» - нет ни лишних разъяснений, ни слезливости, ни патетики – один штрих «помешал вдохнуть»-  и мы верим:  о любви эти стихи.

№14.
Я иду по пустующим улицам,
Чисто вымытым первым дождём,
Никого. Лишь деревья красуются,
Пряча низкий, со ставнями, дом.

Ключ – в руке. Но домой мне не хочется,
Там я буду уже не одна:
В зеркалах там живёт одиночество,
И гнездится в углах тишина.

А ещё лёгкой поступью призрака
В ожерелье из янтаря
Там вальсирует нежною искрою
Беспощадная юность моя.

Каждый символ имеет значение:
У судьбы – рукава широки.
И нет брода сквозь реку забвения,
И самой пресловутой реки.

Поэтическое описание, грамотный, точный язык без ненужных излишеств и «красивостей», если употреблен поэтический образ, то он, как у Станиславского  «ружье на сцене, которое стреляет», то есть, осмыслен и что-то важное нам сообщает, а не просто вставлен для рифмы. «В зеркалах там живёт одиночество, и гнездится в углах тишина» (очень много сказано о судьбе ЛГ – косвенно!) . Но в  другом месте «А ещё лёгкой поступью призрака в ожерелье из янтаря там вальсирует нежною искрою беспощадная юность моя» текст менее убедителен:  почему вдруг «ожерелье из янтаря»?  Вот здесь образ не стреляет, и даже, если именно янтарь навевает  какие-то личные воспоминания у автора, то мы-то, читатели, об этом догадываться не обязаны!  А вот концовка великолепная – с философской глубиной: «И нет брода сквозь реку забвения, и самой пресловутой реки».

№15.
В россыпи сравнений и палитре слов
Не найдётся красок, чтобы описать
Глубину ущелий, белизну снегов,
Дивные поляны, тёмные леса.

Навсегда влюбился в эту красоту,
Горные озёра вижу в ярких снах.
На свиданье с ними я опять иду,
Лишь вернётся с юга юная весна.

Вновь на горизонте ожерелье гор,
Снежные вершины гордо смотрят ввысь.
Шёлковые травы и цветов ковёр
С быстрыми ручьями убегают вниз.

Там леса густые стерегут простор
От людей недобрых, любопытных глаз,
Тех, кто вечно прячет за спиной топор,
И крадёт природных кладовых запас.

Мы же ходим в горы с рюкзаком добра,
Восхищаясь этой дивной красотой.
Закаляя тело, мы встаём с утра,
Чтоб идти к вершине узенькой тропой.

А душа, как птица, радостно поёт,
И летит на крыльях, обо всём забыв.
Отогнав усталость, мы идём вперёд,
И лицо щекочет ветерка порыв.

Горы – словно лекарь, исцеляют нас,
Помыслов тревожных разрывая круг.
Если станет трудно, то в тяжёлый час
Вам плечо подставит самый верный друг.

И когда к финалу подойдёт поход,
Там, на горизонте, в дымке облаков,

Это типичный жанр «рассказа в стихах», но ни в коем случае не лирика. Придраться не к чему – чисто по ритму, нормально по рифмам, правильный порядок слов в предложении, правильная речь. Многие из нас любят горы, стихи погружают в атмосферу турпохода и передают радостные воспоминания. Это стихи – каких много, они нужны, они приятны друзьям, они – яркая страничка личного поэтического дневника, но не более того. Все ожидаемо, правильно и предсказуемо – и рифмы, и картинки, и события. В серьезном конкурсе такие стихи вряд ли будут отмечены, но на фоне стихов начинающих авторов, перегруженных ошибками, они, конечно, будут номинированы.

Про остальные стихи из пакета (даже номинированные нашими судьями) я больше делать разбор не буду: число недочетов в них чуть больше, чем число достоинств, а всякая критика «во всеуслышание» может подрубить авторам их неокрепшие пока крылья. А крылья в нашем деле – это самое главное!
 
Я надеюсь, что мои разборы самых ярких стихов – разных по форме и по их достоинствам, помогут ВСЕМ авторам – и участникам, и читателям, посмотреть на собственные стихи глазами стороннего наблюдателя и что-то в них поправить. И написать новые – лучшие!

Именно этого я всем вам и желаю. А в конкурсах участвовать нужно – даже, если пока вы обречены на временный неуспех. Потому что хуже всего, когда мы самодостаточны и самоуверенны – не готовы меняться, чтобы вырастать  над собой. Ко мне эти слова относятся в той же самой мере.

С уважением, ваша АлКора!