Двухнедельное ревью 68. Обзор Марины Ратнер

Психоделика
_______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.


       
  Обозреватель  Марина Ратнер    http://www.stihi.ru/avtor/ratner

Всем доброго времени суток)) Спасибо всем пришедшим на ревью, было очень интересно. Впечатлило разнообразие стилей, тем, оригинальных подходов.
Остановлюсь на наиболее понравившихся стихотворениях (в  порядке подачи на конкурс, хотя может где порядок и попутала).

_________________________________________________________

1. Чёрный Георг.

___ малыш и кошка, которая живёт ___

на тонких веточках малиновых кустов
висит уже почти созревшая малина.
а я бежал – и так разбил себе колено,
что мама йодом залила садовый стол.

а кошка тоже испугалась, по пятам
придя за мамой – с йодом, ватками и марлей;
она соседской иногда даёт по морде –
чтоб мы не вздумали её млекопитать.

а поздно вечером мы с мамой пили чай
в саду, с остатком прошлогоднего варенья.
а мама мне сказала: голова баранья, –
чтоб я присел и, хоть немного, помолчал.

а я обиделся и, удалившись в сад,
нарвал крыжовника, но мама мне сказала,
что невозможно разжевать такую зелень,
и увела с собой – укладываться спать.

а кошке дали, в блюдце, мяса из борща.
я отвернулся и уснул, почти мгновенно.
а мама рядом прикорнула, на диване,
проснуться через пять минут пообещав...

а я, как выяснилось, вовсе не простой
и даже знаю, как заваривать ромашку,
и больше, чем млекопитаемая кошка –
о тонких веточках малиновых кустов.

.
http://www.stihi.ru/2012/05/03/1106

Чудесное стихотворение, может его и можно классифицировать, как детское, но оно не только и не столько для детей, по крайней мере и для взрослых детей тоже))

Воссоздаётся особенный мир детства, все помнят, какими таинственными казались тогда кусты, заросли разнообразные, процесс созревания ягод на ветвях, все изменения в окружающем мире. Непосредственность рассказа от лица ребёнка подкрепляется неточными рифмами, особым, свойственным детям, словотворчеством.

У читателя не остаётся сомнений, что рассказ ведётся от лица ребёнка, но за всем этим чувствуется неуловимая грусть, то ли от уже наметившегося непонимания в отношениях с мамой, первого столкновения с тем фактом, что даже любящие не могут полностью поймать друг друга, то ли от отсутствия каких либо упоминаний о папе)) Интересно, делает ли это автор намеренно.


2. Ольга Домрачёва.

Невосполнимое.

http://stihi.ru/2012/02/25/5330

кажется,
окольцован лет сто. какая прелесть –
чтобы не затянула удавка быта,
выдумываешь себе к апрелю
новые раз-влечения, хобби,
крылья.

смотришь в зеркало, а оттуда – голлум,
или другое чумное рыло.
пугаешься, думаешь:"проснуться быстро,
пока не сдавило горло"
и просыпаешься.

от дурацкого отражения от-плё-вы–
ва-ешь-ся, открещиваешься, читаешь "Отче наш..."

отче спит, он устал удить, давно не было клёва.
потому, что червь сорвался с крючка, упал, прижился –
в тебе чревоточина,
а ещё древесное чувство, будто
что-то невосполнимое забыто,
утеряно.
Зришь в корень, тянешься к небу - ну чем ни дерево.

думаешь, что же будет,
если яблоня переродится
в лиственницу...
нужно проснуться. или это уже не снится?
и просыпаешься.

ведь просыпаться - хобби твоё.
оказывается
крылья –
вовсе не новая выдумка.
Они были всегда... если бы только
ты не оторвал суть от символа,
то смог бы остаться...
ты бы смог
хотя бы...

Интересное стихотворение, с образами вложенными друг в друга как матрёшки. Задевает какую-то струну, что-то глубокое... Кто мы такие, что мы такое... Возможно, стихи как раз и призваны отвечать на такие вопросы. ведь они идут из глубины, минуя "не наше", навязанное извне...


3. Лия Штерн

серенький человечек думает о весне...
http://www.stihi.ru/2012/04/16/9537

серенький человечек думает о весне
самый обычный серенький человечек
свет выключает тает и в полусне
грустно считает прыгающих овечек
жёлтая подлетает следом за ней бежит
красная в белый горошек овца-кузнечик
тихо лежит очень тихо теперь лежит
в синюю крапинку серенький человечек
 
Стихотворение не громкое, хорошее в своём роде, такое полудетское, этим оправданы и слегка "детские" рифмы... И хорошо описано вторжение весны в сны, раскрашивание ею овечек, превращение их в кузнечиков и прочие дебоширства))


4. Симон Слуцкин.

я теперь не припомню далёкое детство

Я теперь не припомню далёкое детство.
Не со мной говорил светлячок-балагур,
но до смерти - библейское злое наследство,
и голодные звёзды, и сосенный гул.

А за кругом седьмым мне однажды приснится:
вместо углей - листва - прибавленье огня,
желтопад и душа, как астральная птица,
камнем в камне летит, сквозь меня - на меня.

Ненадолго свобода бежать по сугробам,
только осень навек... И всевластен в ночи
голос предков – колючее бремя озноба,
караванное счастье субботней свечи.

Стихотворение грустное, даже, я бы сказала, пронзительное, и вместе тем очень тёплое и доброе. Что-то в нём есть от картины - сочетание темноты и огня. Для меня это в первую очередь стихотворение о вечном странствии и счастьи краткого привала...


5. Аюна Аюна.

девочка
.
на страницах Книги Солнца
на страницах Книги Теней
девочка прижимающая обе книги к груди
плывет в маленькой лодке к Гелиополису по Нилу
плывет по Гангу в направлении нирваны
по Днепру до Царьграда
девочка с глазами Нифертити
плывет от верховий до дельты
гибкая девочка с глазами Трисмегиста
нежная девочка с глазами смерти

.
http://www.stihi.ru/2012/02/28/5248

Стихотворении о жизни во всём многообразии написанное с непосредственностью восприятия ребёнка, который ещё не даёт оценок, а только жадно вбирает в себя всё что видит. И, одновременно, здесь чувствуется избыток сил, свойственный молодости, желание всё охватить, быть всем одновременно.


6. Аннабель Ли.

CРЕДОКРЕСТИЕ
   

                В ночь Средокрестия летим на восток,
                прощаясь... И прощая.
   
   

Мы не начнем со среды.
Мы начнем с четверга, с разворота,
с золотистой каёмки разбитого блюдца,
упавшего в небо.

Гнева иль счастья следы,
задевая борта самолёта,
вынуждают забыть, не дают оглянуться
на город, где не был

       праведником ни один
       из нас.
       Лота спасенье

мы не начнем со среды
обитанья. Начнем – с обожанья,
с ожиданья пассажей солистки в концерте,
с прозренья, надежды...

Иероглифы беды,
вы останетесь в прошлом, за гранью
беспощадного тутти заката. Поверьте,
не стоит, как прежде

       боль выжигать – паладин
       на час! –
       ядом отмщенья.
   
   
Красивое стихотворение, яркое, музыкальное, но, мне кажется, стоило бы ещё поработать над смысловыми связками и над концовкой в особенности. Возможно, в конце стоит вернуться к начальным образам, но, проясняя их уже с другого ракурса.


7. Ангара

Новоселье.

Король мышей давно бежал в испуге,
И серая прислуга заодно.
Из ящика я набираю уголь,
В проеденное ржавчиной ведро.

Мир, отданный морозам на потребу,
Застыл в снегу – белёс и одинок,
Лишь над соседской крышей, прямо к небу,
Неутомимо тянется дымок.

И в дом входя, озябший и продрогший,
Я слышу, как в неведомой тоске
Ступени под ногами сухо ропщут:
«Поговорить… поговорить бы с кем…»

И возникает в воздухе январском,
Из прошлой жизни памятью рождён,
Знакомый до озноба запах краски,
И мокнущих опилок под дождём,

Стук полновесных капель, звон посуды,
Весёлый смех, родные голоса –
Зовущие меня из ниоткуда,
Где неизменен полдень на часах,

Где дышится в саду легко и просто,
Где пышен яблонь дедовых наряд,
И крепкие стволы пестрят извёсткой.

…Ступени подо мной скрипят, скрипят…

Живое стихотворение, воссоздающее звуки, запахи, краски, и, уже через них, достигающее нечто, что живёт в душе каждого. Нет ничего лишнего, сказано ровно столько, сколько следует сказать...


8.Арабский Алфавит (Ильдар Харисов)

* * *

в пыльном тостере липкая роза
виночерпий с серьгой в губе
а вот и еще один подарок Парижа:
обломившийся каблук
на
      в
        и
          т
        о
      й
    л
  е
с
  т
    н
      и
    ц
  е

собора-единорога

2001

Стихотворение, воссоздающее кусочек жизни, но при этом и нечто большее, тайну, кроющуюся за простыми вещами. Мной оно воспринимается как бы в едином комплексе с некоторыми другими стихами автора, такими как "аптека под ратушей", и, в особености "часы старинные, латунные"... Это как главы из романа для тех, кто ленится читать толстые книги (не помню, кто это сказал)...


9. Ян Бруштейн

Седьмая вода
http://www.stihi.ru/2012/04/27/10192

От первой воды – ни беды, ни отгадки,
И были бы взятки привычны и гладки
У тихой рабочей пчелы.
Вторая вода – забодай меня птица:
Такая страница под утро приснится,
Почище двуручной пилы.

Где травы напитаны кровью и солью,
Там бешеный волк породнился с лисою,
И эта вода не для вас.
Вы третью просите – из ветки кленовой,
Не новой, но всё же по масти бубновой,
Готовой гореть напоказ.

В четвёртой и пятой – судак и плотица,
Могли бы ловиться, коль не суетиться...
Шестую не пьёт и зверьё.
Шестая – она для тоски и позора,
В ней вымыты руки и ката, и вора,
И ворон не помнит её.

Но если поднимутся страсти земные
По сердце, по душу, по самую выю,
И ты покоришься судьбе,
Седьмая вода – из под корня и камня –
Захватит, завертит, застынет и канет,
И память сотрёт о тебе.

Здесь Ян занялся мифотворчеством со слегка рыболовским уклоном, причём весьма успешно. Думаю, детально всё сможет объяснить только он сам)). По предыдущим стихотворениям Яна чувствовалось, что эта тема живёт в нём уже давно, и ещё неизвестно во что выльется... Есть очень красивые места, про воду в кленовой ветке очень понравилось. Здесь вспоминается Есенин с его многочисленными клёнами. (Искала сейчас из него цитату и прочла о связи его поэзии с Гейне - а ведь действительно, как они похожи беззащитностью своей...)


10. Михаил Микаэль

О птицеловах
Михаил Микаэль
_________ «Пионеры Сетуни…»
___________Э. Багрицкий

Как высокая в небе звезда
По-египетски молится светом,
И слоеная, в окнах, слюда
Изнутри видит лето и Сетунь –

Так струится в зеленой траве
Время прошлое в сини давнишней…
То враньем воронья о листве,
«Воронками» с кровавою пищей,

То булыжником лемех идет,
От Марии отрезать младенца…
Нет, не свет, а чугунный восход,
Что по жилам струится до сердца…

Но свеча над неправдой светла,
На юру поднимается знамя
Пионерского слова, числа,
И рождения первого мая

В снах и яви полночных костров –
Отражение пламени свыше…
Сети Сетуни рвет птицелов?

Небо смотрит и птицею дышит.

Погружает в атмосферу стихов Багрицкого, в которых "революционное" достигало религиозного накала. И, одновременно, философское их осмысление. Я помню слова Михаила о том, что "Птицелов" - страшное стихотворение. Действительно, то, что помогало человеку выжить, то, что отличает его от животных, неудержимая страсть в освоении и покорении мира, может его и погубить. Ведь люди приблизились уже вплотную к изменению самих себя(генная инженерия), это может быть почище любых революций...


11. Александр Петрушкин

http://www.stihi.ru/2012/05/09/9349

* * *
нам здесь не понимание грозит
в чекушке битой с богом отразившись
рябой олег уходит с натали
в начавшиеся тень и ночь разбившись

- и до не сочетанья твёрдых дат
в которых дятел пойманный забьётся
крылом стеклянным воздух разровнять
и выдохнуть – а вдруг ещё проснётся?

а вдруг ему не надо понимать =
коснёшься сна – и это дно проснётся:

там: за окном: бутылка пьёт меня
и с богом отправляется в дорогу
и тень её уже - нет - не меня

а выдох косит
о царапав воздух
(2012)

Заменить "ласточку" Мандельштама на "дятла" - это сильно)) Хотя, наверное, если ласточка - "душа", то "дятел" - это разум, мысли, долбит себе, долбит... (вот, Михаил подсказывает, что дятел -ещё и стукач). В сочетании с этим нравится "бутылка пьёт меня" - то есть можно представить себе картинку - смотришь на тень, и кажется, что это твоя тень вливается в тень бутылки, а та ещё - такая просвечивающая, ну и ассоциация возникает с душой, всякими там светящимися привидениям из "ужастиков"... Плюс ещё джиннов заточали в бутылку.
А вот "оцарапав" воздух - сложный образ, воздуху глубоко безразличны все наши царапанья - может это - о тщете всего сущего?...

12. Сара бет Бернар

Походная игровая

Это, братцы, не мое — вдоль дороги буераками.
Нет, не кончено жнивье - посмеемся, хоть и плакали,
ожидая тучных дней, лебеды да одуванчиков,
будет солнышко на дне запотевшего стаканчика,
будет хрусткий каравай, хороводы с пересмешками.
Кто отстал? А ну, давай, пыль ногами перемешивай!
Не гляди по сторонам, день не станет сердоликовым.
Долго тянется верста — ну и ладно, почирикаем,
что нам горе горевать, коли небо горечавками?
Развеселая игра — быть свободным и отчаянным
и не знать, что на пути нет свидетелей дурачествам -
то ли тень быстрей летит, то ли эхо где-то прячется.

Хорошее, светлое стихотворение, тёплое как каравай)) и ритм хорошо подобран, и хорошие неточные рифмы "спрятаны" в серединках строк... В моём понимании, стихотворение - о внутренней свободе)) Хотя есть и доля грусти, почти незаметная, понимание того, что всё "игра", без этого было бы плоско...

Ну вот и всё собственно, коли что не так - не взыщите))