Русский язык свидетельствует

Галина Гостева
                Умолкнут все звуки былого,
                Промчатся все признаки мимо,
                Лишь вечно горящее       слово                Навеки  неиспепелимо.
                Н.А.Асеев

Чем больше человек познает мир, тем больше  перед ним  открывается   новое, и  это  новое человек соответственно называет словами, обогащая свою речь. Весь познанный мир отражается в слове и фразеологическом составе языка. Русский  язык является одним из богатейших в мире.  «Для всего,- писал К.Паустовский,- в русском языке великое множество  хороших слов». В нем, по словам А.И.Герцена, легко выражаются «отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость». Богатый и могучий, поистине волшебный язык дан нам во владение. Любить, изучать и беречь его  призывали  нас  великие русские  классики, например: А.И.Куприн: «Язык это история народа. Язык это путь  цивилизации и культуры…Потому – то изучение  и сбережение русского языка  является не праздным  занятием  от нечего делать,  но насущной необходимостью».
Не так давно я увлеклась сочинительством  стихов, меня захватил процесс  стихосложения, соответственно я стала больше  читать  стихи  других поэтов,  особенно классиков.Столкнувшись с творчеством А.Фета и С.Я.Надсона, я узнала,что эти великие поэты, также как и многие, в какие-либо моменты своих исканий  сетовали на бедность русского языка: «Как беден наш язык! – Хочу и не могу,-  не передать того ни другу, ни врагу,  что  буйствует  в груди прозрачною волною»,- это слова А. Фета, и он даже мечтал:  «О, если б без  слова сказаться  душой  было можно!», и Надсон : « Нет на свете мук сильнее муки слова!»  Эти слова говорят о том, как  велик и труден путь настоящего Поэта. Легкость и полет  в поэзии  достигаются большим трудом, порою в течение всей жизни.  С другой стороны  Н.В.Гоголь сумел выразить самую суть «великого и могучего»: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок:  все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право,  иное название еще  драгоценнее самой  вещи».
Лишь прекрасный  и богатый русский язык может так чудесно  и точно отобразить все  прелести  самых важных  ценных понятий, таких как любовь, природа,  духовный  мир человека.  В нашем языке  есть замечательное  преимущество, это его многогранность и многозначность.  В былине об Илье Муромце  есть такие  слова: «Слово, оно, что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать…»  Уметь  владеть  этим преимуществом.  Русский язык певучий, мелодичный, много гласных звуков, поэтому наша речь благозвучна, хорошо различима и «полетна» (далеко разносится). Русские стихи и песни звучат  очень ритмично, потому что ударение в словах не стоит на одном месте, оно разноместное и подвижное. Значения и понятия  слов также переливаются,  переходят одно в другое. С помощью слов  и языка  мы обозначаем буквально  все явления  духовной жизни человека и материального мира. Эти переливы  значений  и создают  богатство языка, делают его совершенным орудием  человеческого общения.
         Мне очень понравился  недавно прочитанный  роман Д.М.Балашова «Похвала Сергию» о преподобном Сергее Радонежском. Этим автором впервые в художественной литературе мир русского средневековья воссоздан с непревзойденной степенью полноты, исторической достоверности и философской насыщенности, потому как языком писан фольклорным, народным,  своим образом суть передающим.  В этом романе  автор раскрыл,  как ростовчанин  Варфоломей Кириллович, в монашестве  Сергий,  оказался  волею  судеб  центральной фигурой  того мощного  духовного  движения,  которое привело Владимирскую Русь  на  Куликово поле  и создало новое государство, Русь Московскую.  Применяя  элементы древних  жанров, Дмитрий Михайлович сохранил необычность сюжета, что помогло читателю, преодолев расстояние почти в семь веков, очутиться рядом с великим  святым, и понять: и монастырское  уединение, и  пост, и воздержание плотское, и горнюю радость в постах и воздержании  обретаемую.  С молитвы, с проникновенного слова, обращенного внутрь себя, а через свою веру к Господу Богу, начинается повествование замечательного историка, фольклориста Д.М.Балашова: «Дай мне, Господи, обрести силы для задуманного днесь труда!.. Дай, Боже, свершить невозможное!  Дай прикоснуться  благодати, хотя бы края одежды его!  Ибо в нем – Свет, в нем – Вера, в нем и из него – моя Родина.» И услышана была молитва сия, да самим  Сергием и услышана, потому как рядом Дух его, избранный Богом для возрождения  и становления России.  Описывая детство и отрочество святого, годы учебы в училище (так называлась школа для боярских детей), где «каждый достоит прилежно учити язык избранного самим Господом народа», автор раскрывает главную несущую мысль романа: «Все проходит, и все земное – тлен и суета  сует.  Гибнущую Русь спасут не сабли князей,  а Дух Господень! …Истинно прочное в череде веков всегда религиозно, духовно,  и  создание  истинно прочного всегда требует от человека отречения, забвения  самого себя, своего земного и сиюминутного  бытия, требует веры.» Этот роман вышел в свет в 90- е годы, время смутное, гиблое для нашей страны. Почти семь веков глубины  жития Сергия и его духовного подвига,  но, думаю каждый россиянин, читая этот  роман,  должен  спрашивать себя: «Что должен содеять  он, чтобы не погибла родная земля, и, чтобы не зря  прошла его жизнь. И, чтобы свет его разума  не растаял  в небытии, как тает весеннее  облако в высокой голубизне небес? Чтобы все-таки самому живому и смертному довелось участвовать  в возрождении  родимой земли.» Для нас, живущих теперь, написаны эти строки, и вовремя написаны, хотя передают давность давнюю, четырнадцатый век нашей Родины. «Откуда само зло? - спрашивает  автор устами отрока Варфоломея, - Вечная рознь братьев князей, убийства, неправый суд, жестокость, бедность, леность, зависть, болезни и, паче всего, равнодушие  людское?»  От утраты  Бога в делах и сердцах своих, люди погасили в себе огонь, растеряли искры святости и добра, свет «золотого тельца» покрыл  горний свет  духовного начала. Преподобный Сергий любил свою Родину и верил в предназначение своего народа, поэтому и жизнь святого положил во имя духовного становления и  укрепления единства Русского государства.  Он говорил на языке Московской Руси четырнадцатого века и имел своими собеседниками  образованнейших людей своего времени – святителей Алексия и Киприана.  Священный язык  молитвы  и язык живого общения с народом, передает атмосферу филологической  культуры Московской Руси, к которой  преподобный Сергий как духовный вождь своей эпохи и своего народа был глубоко и всесторонне причастен.   В стихии языка народа сокрыта вся возможная глубина его умозрения, отличительного для характера нации, и вся полнота особенностей  проявляющейся  в народе святости.
             . В слове заключена невидимая связь, которая передается через поколения. Духовный голос литературы, овеществленный в слове, не стареет. Кажется, как столетний мед, он набирает еще большую силу. Претерпев  многие искушения, мы возвращаемся к слову, как  к своему прародителю. Как говорим мы, так и мыслим. А мысль, обладая мыслеформой, становится  живой и действенной, когда человек применяя скрытые  возможности, т.е. психическую энергию, направляет ее или на созидание, или на  разрушение, подчас сам того не осознавая. Как нельзя лучше об этом сказал великий русский писатель И.С. Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное  нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать  чудеса!»
         

          В написание эссе использовался роман Д.М.Балашова «Похвала Сергию»