Протест. Эх! Не надо было камень бросать!

Людмила Бенёва-Колегова
Протест. "Эх! Не надо было камень бросать!"

Протест как процедура

Российские законы о митингах - одни из самых гуманных в мире.
http://vz.ru/politics/2012/3/12/567652.html

* * *
Обзор зарубежного законодательства,
регулирующего проведение
публичных собраний и шествий граждан.

http://www.nlvp.ru/reports/doklad.doc
ДОКУМЕНТ ОТКРЫВАЕТСЯ ПО ССЫЛКЕ ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ

* * *
 Если полиции США при пресечении беспорядков позволено многое,
то правоохранительным органам Германии можно вообще почти все.

 На в ФРГ не разрешено появляться в масках,
закрывающих лицо.
* * *
Швейцария

Власти города смогут выписывать штраф в 100 тысяч швейцарских франков (около 110 тысяч долларов США) любому, кто примет участие в демонстрации без соответствующего разрешения или нарушит правила, при соблюдении которых акция была разрешена. Кроме того, властям отныне позволено менять маршруты уличных маршей «при выявлении риска для людей и их имущества», в том числе запрещать демонстрации в центре города. Нарушителям новых правил могут запретить участвовать в акциях на срок до пяти лет.

* * *

США

Важной особенностью митингов в США является правило, введенное отдельными штатами: выражение любой, сколь угодно радикальной, позиции позволено ровно до того момента, когда в руках у протестующих появляется то или иное оружие. Полиция в таком случае обязана отреагировать незамедлительно.

Полномочия полиции в США вообще крайне широки. Ей предоставлено право производить аресты при массовых скоплениях людей или предъявлять определенные требования к собравшимся, в том числе и требование разойтись. Аресты или требования разойтись допустимы, если собравшиеся нарушают распоряжения местных властей, проводят демонстрации без соответствующего разрешения; если собравшиеся блокируют движение на улицах либо каким-то образом угрожают другим гражданам; если собравшиеся допускают хулиганские или непристойные действия.
Согласование акций в крупных американских городах иногда представляет собой достаточно утомительную процедуру.

Так, например, в Нью-Йорке разрешение на проведение митингов и маршей с указанием места, даты и времени маршрута движения направляется организаторами за 45 дней. В некоторых городах и штатах запрещается проводить публичные мероприятия вблизи «зон тишины», правительственных кварталов, административных зданий и т. п., чтобы были обеспечены порядок и безопасность.
Именно из-за нарушения этих требований в середине сентября прошлого года полицией была разогнана очередная демонстрация, проводимая в рамках движения Ocuppy Wall Street.


В Сан-Франциско разрешение на проведение массовых мероприятий согласовывается с местной полицией. Стандартная анкета, заполняемая организаторами шествия, содержит сведения о цели акции, месте встречи демонстрантов, схеме их передвижения, описание видов технических и звуковых средств, используемых в ходе манифестации. Заявитель подписывается и под тем, что в случае нарушения сроков и времени проведения акции, а также действующих законов любым из ее участников митинг может быть досрочно прекращен властями.

ГЕРМАНИЯ
Если полиции США при пресечении беспорядков позволено многое,
то правоохранительным органам Германии можно вообще почти все.

Согласно законодательству о массовых акциях
(федеральный закон «О собраниях и шествиях» 1953 года в редакции 1978 года)
полиция ФРГ имеет право применять силу и меры физического воздействия:
резиновые дубинки, слезоточивый газ, водометы, а при необходимости,
по усмотрению самих полицейских, и огнестрельное оружие.
 
Основанием отмены массового мероприятия в стране служит невыполнение
 требований полиции об исключении из числа участников определенного лица (или лиц);
о прекращении публичных высказываний, провоцирующих насилие и беспорядок; о прекращении участия в массовом мероприятии лиц, грубо нарушающих общественный порядок, и других указаний должностных лиц полиции.

Законодательство Германии запрещает проведение какой-либо пропагандистской или агитационной деятельности антиконституционным, т. е. незаконным, организациям или политическим партиям. Это же относится и к общественным организациям и союзам, запрещенным специальным решением министра внутренних дел (например, неофашистским формированиям).

 Кстати, на митингах в ФРГ не разрешено появляться в масках,
закрывающих лицо.

Еще одним законом, который имеет общее запрещающее свойство в отношении демонстраций, является нормативный акт (так называемый «баннмайленгезетц»),
в котором определены географические зоны и территории,
где проведение массовых (публичных) собраний, митингов, маршей категорически запрещено, независимо от их характера или направленности (столичный правительственный квартал (резиденции президента и канцлера, ведомства президента и канцлера, Бундестаг, федеральные министерства) или резиденция Федерального конституционного суда в Карлсруэ).

Любое массовое мероприятие, собрание или демонстрация в Германии в обязательном порядке должны быть санкционированы властями, а заявка с подробнейшим описанием места и времени проведения должна быть подана за 48 часов. Это касается мероприятий, как проводимых в помещении (собрания, митинги), так и на улице, под открытым небом (демонстрации, марши, митинги). Согласно закону разрешения выдаются полицейскими властями.
Однако в ФРГ могут не пресекаться стихийные массовые акции, если они не несут угрозы безопасности горожан.

* * *
ФРАНЦИЯ

Несколько либеральней французское законодательство.
В Париже и для коммун департамента Сены заявление на проведение массовых акций делается в префектуре полиции. В тех коммунах, где нет своей местной полиции, а есть и действуют подразделения Национальной полиции, уведомление направляется префекту или супрефекту.
В уведомлении указываются имена и адреса организаторов демонстрации, подписывается оно не менее чем тремя организаторами демонстрации, проживающими на территории того департамента, где будет происходить демонстрация. Согласование уведомления является обязательным.

Особенностью местного законодательства является юридическое выделение отдельного типа протестных акций. Во Франции действуют специальные нормативные акты, определяющие скопления народа, не являющиеся демонстрациями. В УК Франции (Отдел II, ст. 431-3) конкретизировано, что считать «сборищем».

«Сборищем является любое скопление людей на каком-либо общественном пути или в каком-либо общественном месте, способное нарушить общественный порядок. Сборище может быть рассеяно публичными силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата, исходящих от префекта, супрефекта, мэра или одного из его заместителей, любого должностного лица судебной полиции, ответственного за общественную безопасность, или любого другого должностного лица судебной полиции, имеющего знаки отличия, соответствующие его полномочиям».

При этом число собравшихся лиц, а также признаки «возможности нарушить общественное спокойствие» в статье не указываются. Умышленное продолжение участия в сборище после требований разойтись (даже для тех, кто не имеет при себе оружия) грозит тюремным заключением сроком на один год или эквивалентным денежным штрафом.


ПОДРОБНО:
Обзор зарубежного законодательства,
регулирующего проведение
публичных собраний и шествий граждан.

http://www.nlvp.ru/reports/doklad.doc
ДОКУМЕНТ ОТКРЫВАЕТСЯ ПО ССЫЛКЕ ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ

Фото
Дима Брикман

benkol_digest
11.05.2012




DOC]


 
Обзор зарубежного законодательства, регулирующего ...


www.nlvp.ru/reports/doklad.doc


Формат файлов:
Microsoft Word - Быстрый просмотр
[21] См.:
[22] См.: ...