В одном крупном областном городе вышла в свет Антология произведений местных писателей. Ее давно ждали. В прекрасно оформленных трех, весьма объемных, томах уместились произведения свыше 150 авторов! Случай в издательской практике уникальный. Кроме известных авторов, в число счастливцев попали и, практически, все пишущие, имеющие до сей поры публикации в различных местных и не местных изданиях. А уж увидеть на страницах столь солидного издания свои опусы для, не избалованных вниманием, скромных литераторов – настоящий праздник. Можно порадоваться и за потенциальных читателей, которым впервые предоставлена возможность самим, в соответствии со своими пристрастиями, определиться, что и кто им больше по душе. Правда круг читателей сужен до посетителей городских и областных библиотек (издание не коммерческое, в продажу не поступит), но это, как говорится, дело второе.
И все бы хорошо, да вот только составители не ограничились перечислением титулов и регалий маститых писателей в резюме, а пошли дальше. Том первый вышел под названием «Проза», второй - «Поэзия», а третий, зелененького цвета, - « Литературная мозаика». В первые два - вошли произведения членов обоих Российских писательских союзов, а вся несоюзная «молодежь» оказалась в третьем томе. То есть получилось, что в двух томах - прозаики и поэты, а в третьем - «не поэты и не прозаики – литераторы из Мозаики», извините за каламбур. Такая вот ложечка дегтя…
Вообще местных «не членов» обижают не впервые. Не так давно один уважаемый писатель в своей статье на новостном портале поделил всю пишущую братию на профессионалов (членов союзов) и на самодеятельных авторов (всех остальных). Конечно, любая классификация условна, а эта к тому же и не совсем верна. Профессионал – это, прежде всего тот, кто себе на жизнь зарабатывает своей профессией, своим мастерством. А поскольку в наше время сочинительством себе на жизнь из всех пишущих, кроме журналистов, зарабатывают лишь единицы, то, строго говоря, ни члены писательских союзов, ни не члены оных, профессионалами не являются, увы.
А вот у читателя своя классификация. Все читаемое он делит на: интересное и неинтересное. И, по большому счету, ему не так уж и важно к какому именно союзу принадлежит писатель, и принадлежит ли вообще. Будь моя воля, я бы в конце каждого тома Антологии оставил несколько чистых страничек. Пусть читатель внесет туда названия понравившихся ему произведений. Вот это была бы не только самая независимая оценка творчества, но и богатый материал для исследования читательского вкуса и читательского уровня. Кстати, вложить в тома соответствующие вкладыши не поздно и в библиотеках. Вот только боюсь, что никто этого делать не будет.