Литературные практики 4. май 2012

Психоделика Или Три Де Поэзия
Итоговые подборки прошедших литературных практик

http://www.stihi.ru/2011/12/31/5301
http://www.stihi.ru/2011/09/22/6183
http://www.stihi.ru/2011/10/01/3111


Тема 4-х пратик: прозаическая миниатюра, как способ понимания оригинальной ритмики стихов, а также развитие/продолжение темы звукоритмического кодирования в текстах.

Выполненные задания находятся сразу после текущего задания.




ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ (ШАГ)

Напишите месостих, стихотворение(ия) в тексте, который может трансформироваться из прозаической миниатюры в пятистопный драматический ямб. Стихотворение на любых полиедах (оптимальный вариант: от 4-х доо 7-ми слогов включительно)

ПРИМЕР

================= *** Intermezzo

Переплетенье дней сравнимо с тканью  огромной, бесполезной, на которой литографичны лица, ветви клёнов, кирпичный дом, кружащие над крышей за польской быстрой бабочкой косаны, корзины для белья на синей лавке, две прачки у дверей, две рыжих кошки.  В окне семья (как фото в пыльной рамке). Цветы герани разрослись, закрыли вторые планы, люстру в пять плафонов, лепнину и немецкие обои.   Друзьями в бледно-розовых панамах по летнему легко непринуждённо ведётся разговор о новой книге Владимира Орлова Шеврикука..  Со стороны высокого забора  прокрался неприятный резкий запах солёного арбуза. Время вышло.  И вот уж никого вокруг. Пустынно на Камергерском переулке. Небо из нитей кое где совсем протёрлось и выцвел двор, как будто Богу стало угодно только серое.


*** Intermezzo

…..материнский
Переплетенье дней сравнимо с тканью.................С(0i0101)-А.........А-в(01010)
огромной, бесполезной, на которой.......................А...........................А
литографичны лица, ветви клёнов, …...................А............................В(0i010)-А
кирпичный дом, кружащие над крышей...............А............................А
за польской быстрой бабочкой косаны,................А............................А
корзины для белья на синей лавке,........................С(010101)-А.........А-В(01010)
две прачки у дверей, две рыжих кошки.................С(010101)-А........А-В(01010) 
В окне семья (как фото в пыльной рамке).............c'(0101)-А............А
Цветы герани разрослись,
вторые планы, люстру в пять лепнину и немецкие  
Друзьями в бледно-розовых панамах.....................А...........................А
по летнему легко
ведётся разговор о новой книге …..........................С(010i01)..............в(01010)
Владимира Орлова Со стороны высокого прокрался неприятный резкий запах.......................А...........................А 
солёного арбуза. Время И вот уж никого вокруг.
на Камергерском переулке.
из нитей кое где совсем протёрлось....................... А...........................А
и выцвел двор, как будто Богу стало…...................c'(0101)-А.............А-В(01010)
угодно только



*** Месостих (крипта) на редких полиедах

переплетенье дней
корзины для белья
две прачки у дверей
в окне семья
по летнему легко
ведётся разговор
и вот уж никого,
и выцвел двор. 

А-(асимметричное пространство) не может не содержать внутри себя иных полиедов, кроме заданных изначально. Если текст построен правильно, то должен сработать принцип алеаторики, текст выступит в роли материнского текста. Проверяем. В(01010) полиеды отличающиеся от первоначально заданных.  В-которые использованы, в — не использованные в миниатюре приведенной ниже. 


***  Алеаторика

На синей лавке
Две рыжих кошки
Литографичны
Цветы герани
Вокруг пустынно
Как будто Богу
Угодно(ы) только.......... (в угоду только / серое)
Вторые планы


Как мы помним максимально распространенные полиеды —  в 4-е / 7-мь слогов (минимум для смысло/символо-содержащего словообразования/опоры)







================ *** Ныряльщик (автор: Вера Рей)

 
Ловец жемчужин замер, словно ибис, колючий взгляд его скользит по лицам, ища кого-то равнодушно. Летний день очень душен даже здесь – на пляже. В толпе пестрят полунагие люди. Одеждой бросской прикрывают тело лишь старики. Лениво тянут Ко'лу зеваки. Крик безвкусной Леди Гаги пронзает воздух.  Вдруг, всех привлекает прыжок – на миг ныряльщик изогнулся дугой над морем. –Хххо...– сакраментален последний вдох его огромных лёгких. И бездыханен ступор всех смотрящих – их страх глубинный – Бог прощает молча.

 
***
ловец жемчужин
колючий взгляд
день очень душен
в толпе пестрят
одеждой бросской
зеваки крик
пронзает воздух
прыжок на миг
сакраментален
последний вдох
и бездыханен
глубинный бог



================ ***  Спрятанная считалочка (автор: Аддис Абеба)

в больнице пыльны зеркала', экраны бывалых телевизоров и стёкла. здесь с чистого листа: стена палаты, не занятые койки. слева, справа по тумбочке. вода в высокой кружке, конфеты, яблоки... в руках ребёнка карандаши, бумага. он рисует:
- дом, - птица без крыла, - кормушка с хлебом, - чуть сбоку кошка без хвоста в пижаме, - за нею дядя без ноги с гитарой, - с ним рядом тётя без руки с букетом...  останови его и он заплачет, а досчитай до ста и он исчезнет. не говори: "умри". в больнице тихо.

***
му'тны зеркала'
с чистого листа
птица без крыла
кошка без хвоста
дядя без ноги
тётя без руки
досчитай до ста
и умри




================= ***  У моря (автор: Дина Ясная)

у моря легче думать.. можно спрятать в ракушку чёрный камушек, а можно тяжёлый вздох, который возвратится простой и светлой, но, печальной песней. в прибрежную тетрадь бродяга впишет песок в следах.. корявый почерк крабов, ин.яз письма о ссорах, птичьих спорах. за лодкой тень растёт, всё гуще сумрак. свернулся день в ночной цветок, прощаясь с безумной суетой. всё глуше звуки.. вода тепла, ленив прибой без ветра. свет фонаря вдали- звездой сияет. иду босой, морской вдыхая воздух.

***
Песок в следах
За лодкой-тень
В ночной цветок
Свернулся день
Вода тепла
Ленив прибой
Свет фонаря
вдали-звездой



================= *** (автор: Жаноль Алексанж Виовит)

Нить покаяний тянется с разлуки, как я к тебе. Паук печали знает, что я попался. Он давно при деле и ожидает. Стоит ли молиться Богам, которых нет? Не риторично. Над бездной сна колышутся бездушность, как взвесь тоски, и мрак. С вершины счастья известий нет. Весна не разбавляет того, что стало чёрствым. Пирамида твоих признаний рухнула. Привычно бежит вода на кухне, эхо полнит мой дом до потолка, как флягу. Утро - пергаментная скатерть на измене, с пятном от боли в форме сердца. Можешь, не прекословь, а если нет, - покайся и умирай, как я, за день. И будет душе на воле так тепло. Пригубишь рассветный яд - коктейль из всех неверий и снов, где нет меня. А я в молитве, - ведь в ней любовь, - останусь, как лекарство.


***
нить покаяний
над бездной сна
твоих признаний
бежит вода
с пятном от боли
не прекословь
душе на воле
ведь в ней любовь


***
давно при деле
бездушность
с вершины счастья
покайся
как флягу, утро
пригубишь
из всех неверий
лекарство



================= *** (автор: Заметки)

Гремит, сверкает. А дождя ни капли! Земля его не видела с начала апреля или середины марта. И всё живое изнывает. Душно. Трава густая пожелтеет быстро, а листья на деревьях будут вянуть и сохнуть дольше. Медленно и нудно вчера полола сорняки на клумбе за домом. Засуха им не помеха. Цветут и стелятся. Как я устала бороться с ними. Вот, возьму и брошу возню с подкормкой роз, тюльпанов, лилий. Позволю одуванчикам засеять мои просторы. Помню, как с улыбкой они меня всегда встречали в детстве.
Сентиментальные воспоминанья из прошлой жизни хлынут и надолго оставят без движения. А мысли вернут опять в двадцатый век девчонкой лет десяти, которая любила плести венки, свои стихи читая лишь Богу ... только мог ли он их слышать?
Вот-вот и грянет дождь. Сложу кораблик и отпущу его на волю с миром. Исчёрканных страниц тетрадки в клетку уже давным-давно совсем не жалко. Тяжёлые большие капли лихо ныряют в пыль. Гроза... Гремит...Сверкает...

***
Гремит,сверкает.
Дождя ни капли.
Трава густая
Желтеет быстро.
Стихи читая,
Сложу кораблик.
Воспоминанья
Из прошлой жизни.


================= *** (автор: Жаноль Алексанж Виовит)

О белом цвете яблонь столько спето, что каждый лепесток давно стал буквой из алфавита вёсен. Иероглиф расшит так странно: между мной и небом. Снующий ветер. Лето не приснилось, и я на ползимы остался нищим и сиротой. Огонь съедает воздух, дрова и суету. Пространство пледов, накинутых на ноги, ждёт. Секунды на каждом круге всё длинней, и полночь им не претит. В ней столько утонуло. Лишь дольче вита просочилась где-то со стороны несчастья. Воздух льётся и неустанно треплет ветви яблонь. Смеются дети, слышен шум прибоя и крики чаек. Мне уже не снится тот иероглиф между мной и небом, похожим на панно. Я - иероглиф, разгаданный ветрами! Между прочим, весной написан и довольно тонко...

***
о белом цвете
из алфавита
расшит так странно
снующий ветер
на каждом круге
лишь дольче вита
и неустанно
смеются дети

***
давно стал буквой
остался нищим
съедает воздух
пространство пледов
длинней, и полночь
уже не снится
я - иероглиф
довольно тонко



================= ***  Границы нет (автор: Павлова Лена)

  Светает рано с колокольным звоном, стрела дороги вверх, а вдоль обочин ещё блестит трава. Лимонной стайкой с земли взлетают бабочки. Так ровно планеты край очерчен горизонтом и только небо, всё пространство - небо. Босые ноги пудрит серой пылью
 или пыльцой от крыльев, запах мяты, душицы сладкой, ранних пчёл жужжанье,
 безмолвный рай свободы и покоя. В нескошенных лугах ковры ромашек, венчальный цвет похож на стены Храма, а желтые глаза на позолоту блестящих куполов. Вокруг погоста поваленный забор, шагну в прохладу, где ржавчина оград и чёрный ворон.
 Границы нет, лишь чувствую порядок нам данный свыше. Отдохнув с дороги, иду на свет, очерченная руна дает мне сил, и может быть защиту, и покаянье лечит тайным словом.
 Я возвращаюсь в самое начало, туда, где жил…
 
***
 стрела дороги
 планеты край
 босые ноги
 безмолвный рай
 ковры ромашек
 венчальный цвет
 и чёрный ворон
 границы нет
 и покаянье
 дает мне сил
 я возвращаюсь
 туда, где жил


================= *** formicа (автор: Вреа Рей)

 Ползу бесшумно. Тельце тянет к звёздам. В подлунном бледном свете, каждый вечер,
 я слышу звуки тум-тум – дрожь пространства. Скорей, скорее – прочь бежать из рабства. Хочу в толпу людскую. Каждый рвётся туда, где веселее – naturalis.
 Под тощий мой живот, вдруг, ветер шепчет: "Схватись за небо крепко, как ты можешь,
 малышка. Выше – легче быть счастливой. Не бойся, верь. Мне верят все на свете".
 Я верю и лечу, но почему-то к земле – в свой муравейник – упс... Не больно.


•••

 ползу бесшумно
 в подлунном бледном свете
 я слышу звуки тум-тум

 скорей скорее
 хочу в толпу людскую
 туда где веселее

 вдруг ветер шепчет
 схватись за небо крепко
 малышка, выше – легче

 не бойся верь мне
 я верю и лечу но
 к земле – в свой муравейник

***
 каждый вечер
 ветер шепчет
 как ты можешь
 быть счастливой
 .
 naturalis
 тянет к звёздам
 почему-то
 выше легче




================= ****** Веер для Иры (автор: Заметки)
 
Лучи восхода, сквозь узор на тюле проникнув в спальню, подбирались ближе и ближе к спящей женщине. Однако густое кружево ещё хранило её лицо от солнечного света и продлевало ненадолго сладкий спокойный сон. Колибри у кормушки, не торопился улетать, отведав медового сиропа. И на время застыл на месте в воздухе. Под утро роса на листьях заискрилась всеми цветами радуги. Ещё мгновенье, и луч уже касается подушки и падает на чёрные ресницы всего за несколько секунд до звона будильника, который оборвало движенье тонкой кисти. Потянувшись в кровати, женщина легко и быстро вскочила. В ванной Ира встрепенулась, прогнав остатки сна холодным душем. На кухонном столе стоял огромный букет пионов, аромат которых наполнил дом. Запахло прошлогодним июнем, встречей, краткосрочным счастьем. Вчера, раскрыв неброский свёрток с лентой, она опешила. Сургучный оттиск был незнаком, но боль пронзила остро сквозь левую ключицу. Не ошиблась. Предчувствие не обмануло. Впрочем, и не порадовало после. Ира ещё раз подняла раскрытый веер, по памяти буквально повторяя письмо на шёлке тушью... Почему он опять напомнил о себе? Ирина боялась угадать, но каждым взмахом ей веер повторял "Скучаю. Очень..."


***
восходит солнце
колибри у кормушки
роса на листьях

букет пионов
неброский свёрток с лентой
сургучный оттиск

движенье тонкой кисти
раскрытый веер
письмо на шёлке тушью
скучаю. очень.









ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ (разминка)

Попробуйте найти в приведенной ниже миниатюре ритмические особенности/закономерности.

================= ***

Библиотечной крысе Кант - бумага, испорченная типографской краской. Я с ней согласен  на все сто процентов, что априори никого не бесит и никого не заставляет думать о нас не так, как о других. За вечер три чашки с кофе много. Замечаю, что мыслей нет. Одно лишь созерцанье библиотечной крысы над открытой Теорией о небе, неба?. В небе совсем не видно птиц, но много шума. Встаю и ухожу. Из одиночеств, моё важнее прочих. Здесь мне тесно. Там - отраженья бесконечных улиц.   

---------------------------------------------
жду ответов.
------------------
ОТВЕТ:
------------------
"под видом прозаической миниатюры отрывок, написанный обыкновенным драматическим пятистопным ямбом" (Гедеон)
----
01010101010  Этим размером (где 0 — безударный слог, а 1 — ударный слог) написаны все стихи  в подборке на данной странице: http://www.stihi.ru/2011/05/25/107   (Сонеты тёмной любви). Ссылка дана, чтобы можно было попробовать сравнить интонации текстов.


Теперь, когда ответ получен, попробуйте  сами сделать ВТОРОЙ ШАГ написать прозаическую миниатюру такого же плана, используя метрическую схему ямба (другими словами: написать прозаический текст, который можно разделить на 11-ти сложные строки, соответствующие ямбу). Попробуйте уйти от поэтического звучания текста и сделать его максимально прозаическим.


================= *** автор: День Деньской   

От зноя все повымерли. Знакома улитке уха неподвижность пыли в изъеденном мышами клавесине. Но это «завтра»… повторить за эхом пытается с Луны пропавший кокон, сплетая стан одной неловкой тени. Асфальт пестрит обильем шпильных дырок, и это несмотря на понедельник в Хаэне. Тень снимает шляпу. Тесно двум дерзким мыслям обладать вселенной не навсегда, а только до обеда. А может всё не так, как видят птицы в изломах улиц? Тишина не ветер, делить на обещанья слов дождливость.


================= *** автор: Жаноль Алексанж Виовит

Из всех своих стремлений я не помню ни одного, что было б мне под силу свершить хотя бы раз. Я был несчастлив и понимал, что обречён. Сентябрь вступал в права. Дождило. Так бывает: дождит, а ты почти готов на подвиг. Нет времени, которое бы длилось как этот дождь. Вершить - оно мне надо? Оставить в этом мире привилегий хоть что-нибудь, такое же, как дождь. Нет, я чувствую, что вряд ли я настолько силён, насколько глуп. Ты слышишь, Боже, хотя и притворяешься глухим, и довольно ловко… Вновь с утра пустился дождь, по мостам, по дряхлым крышам… Мрачно…


================= *** автор: Вера Рей 

Смотри, она опять сбежала к морю! Открытая калитка, смятый кустик фиалок и раздавленный утёнок – невинные свидетели побега огромной нашей гордости – прекрасной Сапфо. Мы получили, как подарок, её на свадьбу, слабеньким младенцем . Казалось, никогда она не вспомнит далёкий берег, где осталась мама – породистая чёрная слониха.


================= *** автор: День Деньской   

Когда-то были сушей тротуары напротив ЖЭКа. Солнце поднималось не то чтобы лениво, а достойно, в сравнении с сантехником Бубновым, женатым на двух сёстрах из Ростова (вначале на одной, затем на скромной). Колодезные люки закрывались и открывались. В африканских странах терпели негров. А на танцы в клубе ходили со своей бутылкой водки. Менялись деньги, пирожки в буфете держались до последнего. Патрона, который нынче в кресле управдома, Бубнов ни в грош не ставил. Близорукость.


================= *** Война с шивой (автор: Аддис Абеба)
 
Один из дней прошёл вчера. Автобус высматривал в нём рыжее. Цыганка гадала по спине кинотеатра, а я провёл свой сон в зал без билета на фильм без звука. Вот и все потери солдатиков в войне трёх индий с шивой, слоном из моли, хлебной крошкой, ночью.


================= *** Болото (автор: Аддис Абеба)

Окаменевшие лягушки в цапле, окаменевшей от смычка до скрипки. Болото треснуло. По краю кружки следы помады, ноты в год молчанья. От двери отдираю запах кожи.


================= *** Формы кьяроскуро (автор: Аддис Абеба)

Портрет прогулки с майским ветром в полночь внутри взросленья птицы. Чтенье Ницше - любовь во сне к зелёному гороху, условность точек зрения. Мечтанье на правом берегу дороги яблок... Объеденяют формы кьяроскуро.


================= *** Джаз коммуналь (автор: Аддис Абеба)

- Джаз коммуналь! - Исполнит Рига-Рита! Объявлено. Конферансье уходит, оглядываясь в зал. Программа на ночь: исчезнуть навсегда. Упавший сахар на мокрый пол. Пролитое звучанье не вывернуто так как я. С изнанки ни саксафона, ни гитары в голос.


================= *** О закате Одда Нердрума (автор: Аддис Абеба)

Закат от Одда Нердрума повесим на лето в спальне. Осенью на кухне просыпим соду. Вымоем посуду зимой. Весной покормим кошку. Летом закат от Одда Нердрума прикроем китайским шёлком. Осенью измерим температуру стен. Зимой проветрим  картонную коробку из под жёлтых ботинок. Зеркала весной закрасим. Закат от одда нердрума на лето откроем снова и
начнём с начала...
 

================= *** Книжник (автор: Аддис Абеба)

Укравший душу стал нежнее. Ветер не вырвет глаз. Закат скрипит, а двери смеются над его уменьем. Книжник в плаще-крылатке объявляет цену на дождь и май. Ключи от дома где-то. Где нет меня цветут кусты акаций.


================= *** Асфальт (автор: Аддис Абеба)

Личинки майского жука. Фонарик, с подсевшей батарейкой, светит тускло. Асфальт давно растрескался. Дорога становится от этого длинее, а жизнь короче. Холодно и зыбко. Оглянешься назад и вдруг проснёшься


================= *** Носороги (автор: Аддис Абеба)

Пересеченные с востока хвойным дождём. Татуированые солнцем сквозь дыры в майских кронах выползали из нор жуки размером с носорогов и двигались колоннами на запад по земляным, травой проросшим картам, чтоб встретить ночь с изнанки. Океаны, пути не преграждали — высыхали. В огромных обезвоженных колодцах мы засыпали сны золою. После играли в новый дождь и исчезали.


================= *** Четыре октавы Гурджиева (автор: Аддис Абеба)

Пружина пьёт лимон, её улыбки посчитаны и смазаны надёжно машинным маслом. Рыба ищет рёбра утопшей кошки, чтобы в них построить домашний храм. Настройщик клавесинов забыл часы на кухне рядом с чашкой. Ребёнок без лица проснулся. Плачет.


================= *** Рейс Дхарма-Москва (автор: Аддис Абеба)

Вода и яма в яме. Повторенье дождя в фонарных жилах. В серьгах с ртутью отражены соломенные куклы. Примочки для пустых глазниц. В кармане билет от дхармы до москвы и выше


================= *** Гнилая радуга (автор: Аддис Абеба)

На радуге гниют арбузы. Город готов подставив рот ловить и кушать, упавшие куски. Потом глубоко вздохнув пропеть три раза марсельезу и броситься к бастилиям, из окон, на амбразуры человечьих глоток так резво, как взлетают с хлеба мухи.


================= *** Молчанка (автор: Аддис Абеба)

И ты молчишь. И я молчу. Монетка из африки - слониха по сравненью с монеткой из Израиля. Я брошу в фонтан её, а Арарат в бутылке напомнит мне о старике и море.



================= *** Formamentum  автор: Вера Рей   

Ты смотришь на меня. Стекло мутнеет от жадности твоей и любопытства. А мне здесь – как-то очень неудобно под взглядами чужими покрываться морщинистой коростой. Каждый вечер становится длиннее, чем вчерашний.Мне свет мешает отключиться. Мысли запутались в прозрачной марле. Мальчик, зачем тебе мои метаморфозы? Я засыпаю. Форма будет позже, но здесь ей не вместиться. Сей подарок, рождённый из меня, тебя насытит – ты пустишь слюни и меня отпустишь.


================= *** Побег  автор: Дина Ясная

Побег смешной фарфоровой собачки с большого антикварного буфета в косые строчки ливня. В дробных звуках - рывок к забытой ласке майских капель. Чьих рук застывший слепок съело время? Улитки слуха не коснётся память, где лай восторга, всхлипы луж, морщины коры деревьев в мокром отраженьи-обычный день. Стекающий в мгновенья, бесценный дар, ожившему фарфору.
 

================= *** автор: Жаноль Алексанж Виовит

– Сними меня, фотограф… – Вам, – на паспорт? – Нет, я хотел бы в рост, на белом фоне и чтоб из-за спины виднелись крылья… – Зачем Вам крылья?.. Впрочем – Ваше право… Вам ангельские? – Да… – Поставьте зонтик, снимайте плащ и проходите… Солнце пробилось из-за туч, вдруг посветлело, и на стене забрезжил контур… – Крылья?! – подумал я и подошёл поближе… – Да-да, не удивляйтесь…, Вы не первый и не последний. Чуть левее… Руки оставить или как? – Конечно…, спрячу… – Не за спину, слегка приподнимите… Не улыбайтесь… Так… Отлично!... Снято…


================= *** автор: Заметки

Царапины-морщины... На пластинке под нос шипит иголка граммофона. Чужой акцент ворчит и шепелявит о полной ч е-п у-х е. А ты припомнишь другую жизнь. Там сутки шторм, но в бухте баркас спешит отдать швартовы. Скрежет металла, поднимают ржавый якорь со дна. Шум, лязг. Холодный ветер, морось. Мозолистые руки бросят сети. Волна проглотит клетки для лангустов. Суровый север... вздрогнешь. Бубен, струны и саксофон три раза повторяют смешной припев про звёзды, море... Старость, бессоница. Закрой глаза и слушай.
 

================= *** автор: Целия

20-е июля, вечер. Солнце сожгло цветы в саду. Теряя влагу, плоды на ветках сохнут, опадают, теряются в сухой траве. Повсюду земля покрылась сетью мелких трещин. Колодец лишь один на всю деревню. Боимся, как бы он в жару не высох. Воды пока еще хватает людям, скоту, но не хватает на поливку садов и огородов. Дети, утки, собаки не вылазят из зелёной воды пруда. Весь день. До самой ночи.


================= *** автор: Рундель Ксения

Начало марта. Тает снег. Повсюду окованные вешним льдом большие и маленькие лужи. И мальчишка, прекрасно зная, что накажут, лезет отчаянно и безрассудно в лужу побольше. И его не остановишь... А мы? А мы уверены, что, кроме воды и грязи, ничего нет в луже под коркой льда, сверкающей на солнце? А он нашёл сокровища и клады...
 
 
================= ***  дом Фройда (автор: Аддис Абеба)

нечаянная память о разбитом фарфоровом слонёнке будет долгой, как древняя япония под старым кирпичным домом. я устал и грустен. плыву сквозь неудачные наркозы, тащу чужие роли сценаристам завернутые в камбалу, привычно стучу в три красных двери дома Фройда. меня впускают и кладут в тарелку


================= ***  целуй Марию (автор: Аддис Абеба)

и ты целуй Марию.  расшумелись в плетённых клетях куры. на телеге  за грядками тюки с овечьей шерстью,  дублённой кожей, вёдра с костью. утро. простой навес, лотки, ещё навесы, ещё лотки. на рыночную площадь пошёл народ. так почему, старуха,
ты мне сказала, здесь: целуй Марию...


================= ***  бабочки (автор: Аддис Абеба)

от дрессировки плюшевых медведей до кислых щей в кострюле, от подносов в подливе с прежних порций до уроков (раз в две недели) по культуре речи прошёл состав гружённый облепихой и рыбой. завтра с моря слезет шкура и обножится кость. в такое море, нырнут с разбега пацаны с привоза


================= ***  перестройка (автор: Аддис Абеба)

пассивное курение на кухне затягивает в горлышко бутылки дешёвого портвейна. три семёрки припрятаны в буфете за посудой для праздников. салатницы, тарелки с каёмочками умиляют. гости давно не собирались. перестройка. нет ничего того, что нужно. время смотреть футбол с соседом Гогой, верить...


================= *** время, объеденяющее углы (автор: Аддис Абеба)

столетний дождь и дети стёкол дружат с бумагой, иероглифами. платье для куклы из побегов риса. книги - из перьев птиц. свой угол, пыль коробки - в падениях с последнего аккорда соседской скрипки. ирреально тихо. мы изучаем оригами тени, альтернативный свет. глазные капли лежат на блюдце. подкроватный шорох исходит мышью к мыши. доски пола пьяны от желатинновой мастики. объеденяет всё мерцанье после чтенья.


================= *** детская трансформация дорожных знаков (автор: Аддис Абеба)

сегодня дождь и сразу. после — солнце, несостоявшаяся ностальгия игрушечных машинок. на кровати рельеф меняют складки одеяла, подушки "под" и просто настроенье. припасены карандаши с бумагой для трансформации дорожных знаков в глаза драконов. их зрачки — конфеты, надкушенные, с белою начинкой...


================= *** картинка с чемоданом (автор: Аддис Абеба) (!)

про оживление картинки с чемоданом расскажет вор. от рижского вокзала до первых дюн три тысячи деревьев краплённых чёрной мошкой. цвет салатов в вагоне-ресторане не меняют, меняя ценник. позвони, я встречу


================= *** (автор: Владэмир Ярыш)

Подошвы стёрты. Как горох коленки в далеком детстве больно колит пятки холодный щебень. На пустырь выносят порывы ветра листья вместе с хламом из серых улиц и проносят мимо. Меняю на полынный горький запах прилипшие к рукам конфеты, чтобы…, да просто так, без всякой задней мысли, без злобы в сердце, без гроша в кармане.


================= *** (автор: Заметки)

Часы пробили восемь. Воскресенье. Раскрыв окно, сидишь в удобном кресле и наблюдаешь, как под облаками резвится ветер, в поисках добычи расправил крылья кречет. Ждёт и кружит. Под ним большое поле разнотравья стрекочет, спрашивая: "Видишь, куда зовёт разбитая дорога?"  Возможно, в небо... там она, петляя, у горизонта прячется из вида. Задумчивость во взгляде отразится на дне прозрачных стёкол. Что тревожит? Ладонь на книге, словно, присягаешь. Кому? Зачем? В ответ - одно молчанье.

 
================= *** (автор: Санди Иданс)

Тяжёлый снег, но это даже лучше. Чтоб о тебе не думать вышла к дому. Леплю снеговика. Уже три кома водружены. На бо'льший меньший. Рядом в ведре морковка угольки для глазок… Возьму один и вычеркну из жизни тот первый день ненужной встречи. Завтра он снимет шляпу и расскажет сказку, которую я прочитала в детстве, о мальчике и снежной королеве. К чему намёк? Ведь я совсем не Герда. И ты поставил точку между нами.


================= *** (автор: Рундель Ксения) 

Перебирая струны арфы, слышу звучание небесных сфер - негромко поют вознесшиеся с миром души: покойно им и радостно в чертогах блаженства, где пространство бесконечно и время не бежит. Аминь. Нирвана.
Случайно рву струну. Скрежещет ржавый аккорд по бедному больному сердцу как по стеклу металл - кричат от боли отчаяния души падших: низко, протяжно, ужасающе истошно;
Сжимается свинцовой пулей время, конец стремителен и неизбежен… Пока перебираю струны арфы…



================= *** Не дозвониться (автор: Дина Ясная) .
 
Смотрю на солнце сквозь "хамелеоны". На жизнь-сквозь призму опыта, поступков. И там, и тут есть пятна. Их не смоешь. Ночь предлагает снова горький кофе, аллею в парке, фонари, скамейки, шуршащую листву, холодный ветер, дождь на рассвете.. Или это слёзы? Не принесёт мне голубь ветку мирта - клюёт он хлебный мякиш на газоне. Так неуютно.. Сыро и тоскливо. В ладони зажимаю я монетку. У телефонной будки дверь разбита и трубка на полу.. Не дозвониться ни до тебя, ни до седого Б-га..



================= *** Ожидание (автор: Заметки )

Продрогла до костей. Холодный ветер не знал преград и даже через петли на куртке проникал поближе к телу и злобно и немилосердно жалил. Прогулка к озеру была короткой. Она сидела съёжившись под тёплым пушистым покрывалом, размышляя, какие жёсткие у ветра руки. На каждой по сто тысяч цепких пальцев готовых за всего одно мгновенье прощупать от и до её фигуру. Поправка - очень хрупкую фигуру. Вес медленно, но неуклонно падал. И без того небогатырской силы Алёна становилась всё слабее день ото дня. Бутылочки с лекарством на тумбочке поднялись пирамидой Хеопса, обладающей по слухам волшебной силой исцеленья. Жалко, что времени проверить очень мало осталось. Девушка открыла книгу посередине наугад, позволив любимому писателю на время увлечь её волнующей интригой. Она прочла от корки и до корки неоднократно. Добрый и весёлый сюжет дарил покой и настроенье росло. Десятый месяц без надежды на улучшение ждала развязки, не понимая, почему для жизни её другой живущий непременно обязан умереть, отдав ей сердце.



================= *** Про белый рояль и вовсе не о нём (автор: Твоё Твоё Твоё)

Как просто всё. С глаз вон - долой и(з) сердце(а). Bechstein в снегу. Святилище мелодий, свиданий, грусти, грёз, семейных трапез, раздоров, баловства детей....
Что было Великой Былью стало небылицей... Рояль изящный век свой доживает в колодце окон. Вороньё, собаки. Соседи-алкаши гремят костями по глянцевой потрескавшейся крышке и пьют "компот" из мутного стакана, покуда сверху не окатит голос (почти Миреллы Френи) репримандом. И разойдутся, вжавши уши в плечи.
Пацан (нездешний), с фонарём под глазом, коснётся клавиш и, взглянув на окна, вдруг заиграет дерзостно, нестройно для некой Лизы из седьмой квартиры и, хлопнув крышкой, навсегда исчезнет.
На дне колодца не бывает солнца...
Метель... Метель... И будто ближе небо, крахмальной простынёй застелет шрамы, бычки, плевки и псову желть у ножек, осадок брани на безмолвных струнах......

Двор слеп от снегопада и не видно на белом фоне белого... Такая ничтожная смертейка... Лишь ночами ноктюрн снежинок будет литься в окна...


*** (автор: Владэмир Ярыш)

Не спорю, не имею права. Молча рисую пальцем, нажимая кнопки, замысловатые узоры. Сколько прекрасных голубей убить мне, чтобы один лишь мой вернулся с желудями?Струится свет в окно, ночная птица сорвала голос. Вечные крушенья бумажных кораблей в пивном бокале. Играющие в похороны дети…, пучок фиалок у слепой красотки…, возложат и забудут игры, песни…

 









==================================

*** (Ф.Л.) подготовка к 4-му шагу

Одновременно стихли боль и ветер. Прости их ненастойчивость, их страхи, мои тревоги. Хочешь эти строки возьми и вырви с красным мясом летней зари, брось в угли, поднимая искры костра до неба. Как зарос весь берег реки-молчуньи. Как давно всё это не страсть, а камыши, аир... Всё только грехи в телах вещей доступных взгляду.



*** (Ф.Л.) подготовка к 4-му шагу

Вчера шёл снег. Сегодня - дождь. Весь вечер постукивал в потустаканье бражный чертёнок-Морзе, пьяно пел Матаню. Туман-рекой плыла на Византию набойная ладья. Её заждался библиотекарь-Ангел с пятым томом истории Тацита, с Энеидой Вергилия. За жалюзями тучи летели в ночь. К двеннадцатому часу родились в тусклой кухне эти строки.

















========================================================


Помогут нам в этом Пьер Реверди (его стихи в прозе) и Дидим Иуда Фома (Евангелие от Фомы)


-------------------------------------

ПЬЕР РЕВЕРДИ  (перевод с французского и вступление Алины Поповой/ Иностранная литература №12, 1999 год) 

"Лучший из ныне живущих поэтов. Мы рядом с ним просто дети", — говорили о Реверди в 1924 году Луи Арагон, Андре Бретон и Филипп Супо.
В 1915 году выходит его первый сборник — "Стихотворения в прозе", в ближайшие десять лет за ним последуют "Овальная отдушина", "Переодетые жокеи", "Уснувшая гитара" и другие. С 1916 по 1918 год Реверди издает журнал "Норд-Сюд", в котором сотрудничают Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Луи Арагон, Андре Бретон, Филипп Супо, Тристан Тцара.
В кабачках на Монмартре судачат о вспышках гнева, случающихся порой с редактором "Норд-Сюд" в дискуссиях о поэзии. Молодого Филиппа Супо, в будущем сюрреалиста и соратника Бретона, к Реверди привел Аполлинер. "Ему, видимо, было просто любопытно посмотреть на живого читателя "Норд-Сюд", — пишет Супо о первой встрече с Реверди, — их ведь было не так много". Монмартрской компании поэтов Реверди предпочитал общество художников, он дружил с Пикассо, Жоржем Браком, скульптором Лораном, для его журнала "Норд-Сюд" охотно работали Фернан Леже и Анри Матисс. Супo вспоминает, как однажды спросил у мэтра, почему он предпочитает общаться с художниками. "Они меньше врут", — отвечал тот.
Сюрреалисты считали Реверди своим предшественником. Андре Бретон цитирует его в первом "Манифесте сюрреализма": "Пьер Реверди, человек, по крайней мере, столь же утомительный, как и я, писал: "Образ есть чистое порождение разума. Возникнуть он может не из сравнения, но из сближения двух более или менее отдаленных реальностей. Чем отдаленней и чем точней будет связь этих двух реальностей, тем могущественнее будет образ, тем больше в нем будет эмоциональной силы и реальности поэтической...". Но ни "Норд-Сюд", который перестал выходить в 1918 году ("попытка практически бесплодная... если я и прозанимался этим полтора года, то лишь потому, что не люблю слишком быстро бросать начатое"), ни бурлящая литературная жизнь никогда не захватывали его полностью. Его всегда ждали "лампа и стол".
Все, кто пишет о Реверди, отмечают его манеру вводить в стихи элементы повседневной жизни, лиризм реальности. "Ничто так не увлекает меня, как чтение ежедневных газет", — замечает он. При этом его совершенно невозможно представить себе приверженцем реализма. "Простой ум, — писал он, — выражает в темной форме то темное, то не могущее быть ясно выраженным, что он чувствует в себе". Это, видимо, как раз та сложность, о которой говорит Т. С. Элиот в своей лекции "Три голоса поэзии": "Если вам кажется, что поэт пишет непонятно, что ему все равно, понимаете ли вы его, или что он творит только для узкого круга посвященных, к которому вы не принадлежите, — помните: возможно, он пытается сказать то, что нельзя выразить никаким другим способом— и потому вам стоит обучиться этому языку".



*** Талисман

Крохотная кукла, пупсик-амулет болтается у меня за окном по воле ветра. Ее платье, лицо и руки намокли и вылиняли под дождем. И даже куда-то пропала нога. Но перстень на месте, а в нем — вся ее сила. Зимой она стучит по стеклу голубым башмачком и пляшет, пляшет от радости и от холода, чтобы согреть свое сердце, деревянное сердце-талисман. По ночам она воздевает руки, с мольбой обращаясь к звездам.


*** Ветер и мысли

Что за странное наваждение? На уровне вон того этажа, между проводами, устроилась голова и висит себе; вокруг все замерло без движения,
Незнакомая голова говорит, а я здесь внизу, на земле, не понимаю ни слова, не слышу ни звука. Я по-прежнему стою на тротуаре напротив и гляжу, я гляжу на слова, уносимые ветром, слова, которые он бросит где-нибудь вдалеке. Голова говорит, а я ничего не слышу, все разгоняет ветер.
О великий ветер, то насмешливый, то заунывный, я пожелал тебе смерти. И остался без шляпы, ведь ты унес и ее. У меня теперь нет ничего, но моя ненависть проживет, увы, дольше тебя.


*** Подальше отсюда

Глядит из маленького окошка, под самой крышей. Линия моего взгляда и линия ее взгляда пересекаются. Мне повезло, я смотрю сверху вниз, рассуждает она. Но вот напротив открывают ставни, и устанавливается досадный контроль. Теперь мне повезло — я могу смотреть на витрины. Но пора наконец подняться, а еще лучше — спуститься, чтобы, взяв друг друга под руку, отправиться прочь — туда, где нас уже никто не увидит.


*** Вечно один

Этот дым вылетает из чужих дымоходов или из ваших трубок? Я выбрал в комнате самый укромный из четырех углов, чтобы побыть одному, и окно напротив открылось. Но где же она?
Над улицей повис мост наших рук, никто из прохожих не смотрит вверх, и дома наклонились друг к другу.
Когда две крыши соприкасаются, уже не решаешься говорить. Любые звуки внушают страх, камины гаснут. Наступает кромешная темнота.


*** Зима

Сегодня вечером — проливной леденящий дождь и там, где бульвар освещен фонарями, — маленький черный человек с посиневшим лицом. Это от холода? Или дело в глубинном огне, который зажигает вино?
Но в его огромные башмаки натекла вода, он кружит вокруг фонарей. Подружкам глядеть на него — смех и слезы. Как тяжело! Кто захочет взвалить на себя этот груз ?
О бездомный мир, ты идешь этой тяжкой дорогой и все тебе нипочем —мне тебя не понять. Я люблю тепло, уют и покой.
О мир, питающий к ним неприязнь, ты меня пугаешь!


*** Путешественник и его тень

Была такая жара, что он по дороге поснимал с себя всю одежду. Сбрасывал и оставлял на кустах. И когда на нем ничего не осталось, он как раз приблизился к городу. Внезапный стыд охватил его и помешал войти. Ведь он совершенно голый — все будут глазеть!
Тогда он обогнул город и вошел в те ворота, что были с другой стороны. Он поменялся местами с собственной тенью, и она, идя впереди, его прикрывала.


*** Гладильщица

Когда-то руки гладильщицы ложились на ослепительное белье, как розовые острова. Но здесь, в прачечной, рядом с докрасна раскаленной печкой, кровь ее потихонечку испарилась, и сама она становится все белее, ее все трудней разглядеть в клубах пара, в сияющих волнах кружев.
Ее светлые волосы колышутся в воздухе, как локоны света, утюг продолжает свой путь, вздымая над бельем облака, а душа порхает вокруг гладильной доски, душа все еще пытается выстоять, суетится и складывается под утюгом в несколько раз, как простыни, и мурлычет какую-то песенку, но никто ее не замечает.


*** Неприметный человек

Свисток — и состав тронулся весь в дыму, слившемся с низкими облаками.
Это длинный заплаканный поезд, и на каждом перроне — все новые расставанья и все новые руки машут платками вслед. А этот — совсем один, и очки его помутнели от потоков чужих слез или от ливня, бьющего по стеклу, к которому он прижался лицом. Он ни от кого не уехал, и никто не будет встречать его на вокзале.
К тому же о своих странствиях он молчит, он не умеет рассказывать о краях, которые видел. Может быть, он ничего и не видел, и, почувствовав на себе чей-то взгляд, опасается, как бы не начали задавать вопросы, и опускает глаза или смотрит в небо, с которым сливаются все новые облака. На станции назначения, не выражая ни радости, ни нетерпенья, он в одиночестве отправляется в ночь, и видно, как временами выныривая под фонарями, он пропадает вместе с маленьким чемоданом. Рядом с ним никого, или кажется, что никого. И все-таки, что-то движется вслед за ним, а может, и кто-то со странными очертаниями его тени.


*** Под открытым небом

Я, кажется, потерял ключ, и все вокруг надо мной хохочут, и каждый мне тычет в глаза свой огромный ключ, висящий на шее.
И только я не могу открыть ни одну дверь. Все разошлись и позапирали ворота, улица приуныла. Вокруг никого. Я начинаю стучаться повсюду.
Оскорбления брызжут из форточек; я ухожу.
И тогда за городом, на границе реки и леса, я обнаружил дверь. Просто дверной проем, без всяких замков. Я вошел и попал в ночь, у которой нет окон, а есть лишь тяжелый полог, и там, под охраной реки и леса, я смог наконец поспать.


*** После бала

Я, похоже, сдал в гардероб еще что-то, кроме одежды. Я вхожу, мне невероятно легко, ни в чем никаких сомнений, и в зале заметили мое появление. Лучи света наводнены танцующими.
Я вальсирую, я кружусь в волнах света от электрических ламп, ничего не видя вокруг, наступаю все время кому-то на ноги, а другие тем временем оттаптывают мои.
Что за бал, что за праздник! Все женщины здесь прекрасны, и мои флюиды летят навстречу их взглядам. Пока у оркестра не кончились силы, я выписывал кренделя на вощеном паркете, возбуждение переполняло меня, а руки гудели от тяжести новых пленниц, которых опять и опять я должен был отпускать.
Но оркестр умолк, и при погашенных лампах навалилась усталость. В гардеробе мне отдали теплую зимнюю шубу, но где остальное? Нет, чего-то мне не хватает. Я один, мне не выстоять против этой стужи.


*** Сумерки

Темнело, и расширялись кошачьи зрачки.
Мы сидели вдвоем на подоконнике, приглядываясь и прислушиваясь к тому, что творилось не где-нибудь, а внутри нас самих.
Вдали, за чертой, замыкавшей улицу сверху, деревья бахромой изрезали небо.
А город? Вот именно, где этот город, уходящий под воду, из которой сделаны облака?


*** Свежесть воздуха на лице и в мыслях

И не было ничего вокруг ее бесплотного черного тела, только осколки неба, только клочки черной материи.
Она держалась меж домом и небом, точней, перед правой створкой окна.
Но таким большим ей казалось небо и ночные небесные дыры, днем спрятанные за облаками, что она неотрывно глядела сюда, ко мне в комнату. И этот отсвет перед камином, это в шумном дыханье камина стихавшее пламя — ей, наверно, могло показаться, или мне самому показалось, будто это звезда.
И глаза ее там, за оконным стеклом, на ветру.





ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ФОМЫ


Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал:
Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.
1. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.
2. Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно - в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас.
3. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы - бедность.
4. Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, и они станут одним.
(5.)Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед Лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя,- откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.
6. Ученики его спросили его; они сказали ему:
Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.
(7.) Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.
8. И он сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую (и) хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!
9. Иисус сказал: Вот, сеятель вышел, он наполнил свою руку, он бросил (семена). Но иные упали на дорогу, прилетели птицы, поклевали их. Иные упали на камень, и не пустили корня в землю, и не послали колоса в небо. И иные упали в терния, они заглушили семя, и червь съел их. И иные упали на добрую землю и дали добрый плод в небо. Это принесло шестьдесят мер на одну и сто двадцать мер на одну.
10 Иисус сказал: Я бросил огонь в мир, и вот я охраняю его, пока он не запылает.
11. Иисус сказал: Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет, и те, которые мертвы, не живы, и те, которые живы, не умрут.
12. В (те) дни вы ели мертвое, вы делали его живым. Когда вы окажетесь в свете, что вы будете делать? В этот день вы - одно, вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?
13. Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что ты уйдешь от нас. Кто тот, который будет большим над нами? Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли, вы пойдете к Иакову справедливому, из-за которого возникли небо и земля.
14. Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил.
И он взял его, отвел его (и) сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им:
Если я скажу вам одно из слов, которые он сказал мне, вы возьмете камни, бросите (их) в меня, огонь выйдет из камней (и) сожжет вас.
15. Иисус сказал: Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу. И если вы приходите в какую-то землю и идете в селения, если вас примут, ешьте то, что вам выставят. Тех, которые среди них больны, лечите. Ибо то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас, но то, что выходит из ваших уст, это вас осквернит.
16. Иисус сказал: Когда вы увидите того, который не рожден женщиной, падите ниц (и) почитайте его; он - ваш Отец.
17. Иисус сказал: Может быть, люди думают, что я пришел бросить мир в мир, и они не знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну. Ибо пятеро будут в доме: трое будут против двоих и двое против троих. Отец против сына и сын против отца; и они будут стоять как единственные.
18. Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека.
19. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.
20. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.
21. Если вы у меня ученики (и) если слушаете мои слова, эти камни будут служить вам.
22. Ибо есть у вас пять деревьев в раю, которые неподвижны и летом и зимой, и их листья не опадают. Тот, кто познает их, не вкусит смерти.
23. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, чему подобно царствие небесное. Он сказал им: Оно подобно зерну горчичному, самому малому среди всех семян. Когда же оно падает на возделанную землю, оно дает большую ветвь (и) становится укрытием для птиц небесных.
24. Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле.
25. Поэтому я говорю: Если хозяин дома знает, что приходит вор, он будет бодрствовать до тех пор, пока он не придет, и он не позволит ему проникнуть в его дом царствия его, чтобы унести его вещи. Вы же бодрствуйте перед миром, препояшьте ваши чресла с большой силой, чтобы разбойники не нашли пути пройти к вам. Ибо нужное, что вы ожидаете, будет найдено.
26. Да был бы среди вас знающий человек! Когда плод созрел, он пришел поспешно,- его серп в руке его,- (и) он убрал его. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!
27. Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие. Они сказали ему: Что же, если мы - младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа,- тогда вы войдете в (царствие).
28. Иисус сказал: Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно.
29. Ученики его сказали: Покажи нам место, где ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им:
Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма.
30, Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего. 31. Иисус сказал: Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в твоем глазе ты не видишь. Когда ты вынешь бревно из твоего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
32. Если вы не поститесь от мира, вы не найдете царствия. Если не делаете субботу субботой, вы не увидите Отца.
33. Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино, тогда они покаются.
34. Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это - чудо. Если же дух ради тела, это - чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности.
35. Иисус сказал: Там, где три бога, там боги. Там, где два или один, я с ним.
36. Иисус сказал: Нет пророка, принятого в своем селении. Не лечит врач тех, которые знают его. 37. Иисус сказал: Город, построенный на высокой горе, укрепленный, не может пасть, и он не может быть тайным.
38. Иисус сказал: То, что ты услышишь твоим ухом, возвещай это другому уху с ваших кровель. Ибо никто не зажигает светильника (и) не ставит его под сосуд и никто не ставит его в тайное место, но ставит его на подставку для светильника, чтобы все, кто входит и выходит, видели его свет.
39. Иисус сказал: Если слепой ведет слепого, оба падают в яму.
40. Иисус сказал: Невозможно, чтобы кто-то вошел в дом сильного и взял его силой, если он не свяжет его руки. Тогда (лишь) он разграбит дом его.
41. Иисус сказал: Не заботьтесь с утра до вечера и с вечера до утра о том, что вы наденете на себя.
42. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда (вы увидите) сына того, кто жив, и вы не будете бояться.
43. Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые я вам говорю, и у вас нет другого, от кого (вы можете) слышать их. Наступят дни - вы будете искать меня, вы не найдете меня.
44. Иисус сказал: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они спрятали их и не вошли и не позволили тем, которые хотят войти. Вы же будьте мудры, как змии, и чисты, как голуби.
45. Иисус сказал: Виноградная лоза была посажена без Отца, и она не укрепилась. Ее выкорчуют, (и) она погибнет.
46. Иисус сказал: Тот, кто имеет в своей руке,- ему дадут; и тот, у кого нет, то малое, что имеет,- у него возьмут.
47. Иисус сказал: Будьте прохожими.
48. Ученики его сказали ему: Кто ты, который говоришь нам это? (Иисус сказал им): Из того, что я вам говорю, вы не узнаете, кто я? Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево (и) ненавидят его плод, они любят плод (и) ненавидят дерево.
49. Иисус сказал: Тот, кто высказал хулу на Отца,- ему простится, и тот, кто высказал хулу на Сына,- ему простится. Но тот, кто высказал хулу на Духа святого,- ему не простится ни на земле, ни на небе.
50. Иисус сказал: Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе из своего сокровища. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое в его сердце, (и) он говорит плохое, ибо из избытка сердца он выносит плохое.
51. Иисус сказал: От Адама до Иоанна Крестителя из рожденных женами нет выше Иоанна Крестителя. <...> Но я сказал: Тот из вас, кто станет малым, познает царствие и будет выше Иоанна.
52. Иисус сказал: Невозможно человеку сесть на двух коней, натянуть два лука, и невозможно рабу служить двум господам: или он будет почитать одного и другому он будет грубить. Ни один человек, который пьет старое вино, тотчас не стремится выпить вино молодое. И не наливают молодое вино в старые мехи, дабы они не разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, дабы они не испортили его. Не накладывают старую заплату на новую одежду, ибо произойдет разрыв.
53. Иисус сказал: Если двое в мире друг с другом в одном и том же доме, они скажут горе: Переместись! - и она переместится.
54, Иисус сказал: Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете царствие, ибо вы от него (и) вы снова туда возвратитесь.
55. Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы произошли? - скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя. Он... в их образ. Если вам говорят: Кто вы? - скажите: Мы его дети, и мы избранные Отца живого. Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им: Это движение и покой.
56. Ученики его сказали ему: В какой день наступит покой тех, которые мертвы? И в какой день новый мир приходит? Он сказал им: Тот (покой), который вы ожидаете, пришел, но вы не познали его.
57. Ученики его сказали ему: Двадцать четыре пророка высказались в Израиле, и все они сказали о тебе. Он сказал им: Вы оставили того, кто жив перед вами, и вы сказали о тех, кто мертв.
58. Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу.
59. Иисус сказал: Блаженны бедные, ибо ваше - царствие небесное.
60. Иисус сказал: Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, не сможет быть моим учеником, и тот, кто не возненавидел своих братьев и своих сестер и не понес свой крест, как я, не станет достойным меня.
61. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп - мир недостоин его.
62. Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, у которого (хорошие) семена. Его враг пришел ночью, высеял плевел вместе с хорошими семенами. Человек не позволил им (служителям) вырвать плевел. Он сказал им: Не приходите, чтобы, вырывая плевел, вы не вырвали пшеницу вместе с ним! Ибо в день жатвы плевелы появятся, их вырвут и их сожгут.
63. Иисус сказал: Блажен человек, который потрудился: он нашел жизнь.
64. Иисус сказал: Посмотрите на того, кто жив, пока вы живете, дабы вы не умерли,- ищите увидеть его! И вы не сможете увидеть самаритянина, который несет ягненка (и) входит в Иудею. Он сказал ученикам своим: (Почему) он с ягненком? Они сказали ему:
Чтобы убить его и съесть его. Он сказал им: Пока он жив, он его не съест, но (только) если он убивает его, (и) он (ягненок) становится трупом. Они сказали:
Иначе он не сможет ударить. Он сказал им: Вы также ищите себе место в покое, дабы вы не стали трупом и вас не съели.
65. Иисус сказал: Двое будут отдыхать на ложе:
один умрет, другой будет жить. Саломея сказала: Кто ты, человек, и чей ты (сын)? Ты взошел на мое ложе, и ты поел за моим столом. Иисус сказал ей: Я тот, который произошел от того, который равен; мне дано принадлежащее моему Отцу. (Саломея сказала:) Я твоя ученица. (Иисус сказал ей:) Поэтому я говорю следующее: Когда он станет пустым, он наполнится светом, но, когда он станет разделенным, он наполнится тьмой.
66. Иисус сказал: Я говорю мои тайны... тайна. То, что твоя правая рука будет делать,- пусть твоя левая рука не знает того, что она делает.
67. Иисус сказал: Был человек богатый, у которого было много добра. Он сказал: Я использую мое добро, чтобы засеять, собрать, насадить, наполнить мои амбары плодами, дабы мне не нуждаться ни в чем. Вот о чем он думал в сердце своем. И в ту же ночь он умер. Тот, кто имеет уши, да слышит!
68. Иисус сказал: У человека были гости, и, когда он приготовил ужин, он послал своего раба, чтобы он пригласил гостей. Он пошел к первому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал: У меня деньги для торговцев, они придут ко мне вечером, я пойду (и) дам им распоряжение: Я отказываюсь от ужина. Юн пошел к другому, он сказал ему: Мой господин пригласил тебя. Он сказал ему: Я купил дом, и меня просят днем. У меня не будет времени. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Мой друг будет праздновать свадьбу, и я буду устраивать ужин. Я не смогу прийти. Я отказываюсь от ужина. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Я купил деревню, я пойду собирать доход. Я не смогу прийти. Я отказываюсь. Раб пришел, он сказал своему господину: Те, кого ты пригласил на ужин, отказались. Господин сказал своему рабу: Пойди на дороги, кого найдешь, приведи их, чтобы они поужинали. Покупатели и торговцы не войдут в места моего отца.
69. Он сказал: У доброго человека был виноградник; он отдал его работникам, чтобы они обработали его и чтобы он получил его плод от них. Он послал своего раба, чтобы работники дали ему плод виноградника. Те схватили его раба, они избили его, еще немного - и они убили бы его. Раб пришел, он рассказал своему господину. Его господин сказал: Может быть, они его не узнали (в оригинале: Может быть, он их не узнал). Он послал другого раба. Работники побили этого. Тогда хозяин послал своего сына. Он сказал: Может быть, они постыдятся моего сына. Эти работники, когда узнали, что он наследник виноградника, схватили его, они убили его. Тот, кто имеет уши, да слышит!
70. Иисус сказал: Покажи мне камень, который строители отбросили! Он - краеугольный камень.
71. Иисус сказал: Тот, кто знает все, нуждаясь в самом себе, нуждается во всем.
72. Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали.
73. Иисус сказал: Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено.
74. Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас.
75 Иисус сказал: Я разрушу (этот) дом, и нет никого, кто сможет построить его (еще раз).
76. (Некий человек сказал) ему: Скажи моим братьям, чтобы они разделили вещи моего отца со мной. Он сказал ему: О человек, кто сделал меня тем, кто делит? Он повернулся к своим ученикам, сказал им: Да не стану я тем, кто делит!
77. Иисус сказал: Жатва обильна, работников же мало. Просите же господина, чтобы он послал работников на жатву.
78. Он сказал: Господи, много вокруг источника, но никого нет в источнике.
79. Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог.
80. Иисус сказал: Царствие Отца подобно торговцу, имеющему товары, который нашел жемчужину. Этот торговец - мудрый: он продал товары (и) купил себе одну жемчужину. Вы также - ищите его сокровище, которое не гибнет, которое остается там, куда не проникает моль, чтобы съесть, и (где) не губит червь.
81. Иисус сказал: Я-свет, который на всех. Я - все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я - там; подними камень, и ты найдешь меня там.
82. Иисус сказал: Почему вы пошли в поле? Чтобы видеть тростник, колеблемый ветром, и видеть человека, носящего на себе мягкие одежды? (Смотрите, ваши) цари и ваши знатные люди - это они носят на себе мягкие одежды и они не смогут познать истину!
83. Женщина в толпе сказала ему: Блаженно чрево, которое выносило тебя, и (груди), которые вскормили тебя. Он сказал ей: Блаженны те, которые услышали слово Отца (и) сохранили его в истине. Ибо придут дни, вы скажете: Блаженно чрево, которое не зачало, и груди, которые не дали молока.
84. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел тело, но тот, кто нашел тело,- мир недостоин его.
85. Иисус сказал: Тот, кто сделался богатым, пусть царствует, и тот, у кого сила, пусть откажется.
86. Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали от меня, вдали от царствия.
87. Иисус сказал: Образы являются человеку, и свет, который в них, скрыт. В образе света Отца он (свет) откроется, и его образ скрыт из-за его света.
88. Иисус сказал: Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь. Но когда вы видите ваши образы, которые произошли до вас,- они не умирают и не являются - сколь великое вы перенесете?
89. Иисус сказал: Адам произошел от большой силы и большого богатства, и он недостоин вас. Ибо... смерти.
90. Иисус сказал: (Лисицы имеют свои норы), и птицы имеют (свои) гнезда, а Сын человека не имеет места, чтобы преклонить свою голову (и) отдохнуть.
91. Иисус сказал: Несчастно тело, которое зависит от тела, и несчастна душа, которая зависит от них обоих.
92. Иисус сказал: Ангелы приходят к вам и пророки, и они дадут вам то, что ваше, и вы также дайте им то, что в ваших руках, (и) скажите себе: В какой день они приходят (и) берут то, что принадлежит им?
93. Иисус сказал: Почему вы моете внутри чаши (и) не понимаете того, что тот, кто сделал внутреннюю часть, сделал также внешнюю часть?
94. Иисус сказал: Придите ко мне, ибо иго мое - благо и власть моя кротка, и вы найдете покой себе.
95. Они сказали ему: Скажи нам, кто ты, чтобы мы поверили в тебя. Он сказал им: Вы испытываете лицо неба и земли; и того, кто (что?) перед вами,- вы не познали его; и это время - вы не знаете, (как) испытать его.
96. Иисус сказал: Ищите и вы найдете, но те (вещи), о которых вы спросили меня в те дни,- я не сказал вам тогда. Теперь я хочу сказать их, и вы не ищете их.
97. Не давайте того, что свято, собакам, чтобы они не бросили это в навоз. Не бросайте жемчуга свиньям, чтобы они не сделали это...
98. Иисус (сказал): Тот, кто ищет, найдет, (и тот, кто стучит), ему откроют.
99. (Иисус сказал:) Если у вас есть деньги, не давайте в рост, но дайте... от кого вы не возьмете их.
100. Иисус (сказал: Царствие) Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, (положила) это в тесто (и) разделила это в большие хлебы. Кто имеет уши, да слышит!
101. Иисус сказал: Царствие (Отца) подобно женщине, которая несет сосуд, полный муки, (и) идет удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади нее на дороге. Она не знала (об этом), она не поняла, (как) действовать. Когда она достигла своего дома, она поставила сосуд на землю (и) нашла его пустым.
102. Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного.
103. Ученики сказали ему: Твои братья и твоя мать стоят снаружи. Он сказал им: Те, которые здесь, которые исполняют волю моего Отца,- мои братья и моя мать. Они те, которые войдут в царствие моего Отца.
104. Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что мое, дайте это мне!
105. Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, как я, не может быть моим (учеником), и тот, кто (не) возлюбил своего (отца и) свою мать, как я, не может быть моим (учеником). Ибо моя мать... но поистине она дала мне жизнь.
106. Иисус сказал: Горе им, фарисеям! Ибо они похожи на собаку, которая спит на кормушке быков. Ибо она и не ест и не дает есть быкам.
107. Иисус сказал: Блажен человек, который знает, (в какую пору) приходят разбойники, так что он встанет, соберет... и препояшет свои чресла, прежде чем они придут.
108. Они сказали (ему): Пойдем помолимся сегодня и попостимся. Иисус сказал: Каков же грех, который я совершил или которому я поддался? Но когда жених выйдет из чертога брачного, тогда пусть они постятся и пусть молятся!
109. Иисус сказал: Тот, кто познает отца и мать,- его назовут сыном блудницы.
110. Иисус сказал: Когда вы сделаете двух одним, вы станете Сыном человека, и, если вы скажете горе: Сдвинься, она переместится.
111. Иисус сказал: Царствие подобно пастуху, у которого сто овец. Одна из них, самая большая, заблудилась. Он оставил девяносто девять (и) стал искать одну, пока не нашел ее. После того как он потрудился, он сказал овце: Я люблю тебя больше, чем девяносто девять.
112. Иисус сказал: Тот, кто напился из моих уст, станет как я. Я также, я стану им, и тайное откроется ему.
113. Иисус сказал: Царствие подобно человеку, который имеет на своем поле тайное сокровище, не зная о нем. И (он не нашел до того, как) умер, он оставил его своему (сыну). Сын не знал; он получил это поле (и) продал его. И тот, кто купил его, пришел, раскопал (и) (нашел) сокровище. Он начал давать деньги под проценты (тем, кому) он хотел.
114. Иисус сказал: Тот, кто нашел мир (и) стал богатым, пусть откажется от мира!
115. Иисус сказал: Небеса, как и земля, свернутся перед вами, и тот, кто живой от живого, не увидит смерти. Ибо (?) Иисус сказал: Тот, кто нашел самого себя,- мир недостоин его.
116. Иисус сказал: Горе той плоти, которая зависит от души; горе той душе, которая зависит от плоти.
117. Ученики его сказали ему: В какой день царствие приходит? (Иисус сказал): Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! - или: Вот, там! - Но царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его.
118. Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное. Евангелие от Фомы


=====================
http://www.stihi.ru/2012/01/23/921 (возможно кому-то поможет настроиться на прозаическую миниатюру)