Смысл жизни

Валерий Полетаев
"Каждый принимает конец своего кругозора за конец света."
А. Шопенгауэр.


Когда мы задумывается о смысле жизни?..
Когда чувствуем ледяной холод Бездны, впервые остановившись у края, и потом - каждый раз в шаге от неё вспоминаем, что так и не додумали что-то очень важное…
Когда из-под ног уходит почва, а зацепиться не за что, и мы даём слово додумать это важное…
Когда теплое, родное тело зарывают в промозглую землю…
Когда несправедливость обжигает больнее кипятка…
И даже, когда ласковое, долгожданное солнце льёт свой дивный свет и шёлковое тепло, а не согреться – в душе мрак и холод… И опять думаешь: для чего живу?..  Для чего жил?.. Жизнь уходит – неужели так и не пойму, для чего приходил?..

   Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни: кто в детстве, кто в отрочестве, не раз задумываемся об ускользающем смысле в зрелом возрасте, и, конечно,  постоянно сверлит этот вопрос в старости, когда тёмная ночь не спит,  ночное небо, посверкивая вечностью звёзд, не отвечает на вопрос, а лживый, говорящий ящик давно выключен…
    Так в чём он, в чём этот таинственный Смысл?.. И есть ли Он?..

1. Для кого-то поиск смысла жизни, как приступ гриппа – переболел  и живёт дальше,  не задумываясь и больше не ища ни смысла, ни цели.
2. Для кого-то поиск, как хронический насморк – постоянные мысли о смысле, но ни радости, ни удовлетворения – и смысл не найти, и не искать не может…
3. Но есть счастливчики: нашли смысл своей жизни и живут осмысленно и наполнено и, возможно, счастливо…
Почему нет?.. Именно они двигают человечество вперёд, именно они влекут за собой всех остальных.
   Вот простая аналогия: в любом классе любой школы – несколько отличников, несколько двоечников, хорошистов и троечников примерно поровну. Я не хочу сказать, что отличники – обязательно умны и удачливы в будущей жизни, а двоечники – обязательно глупы и кандидаты в лузеры, но тенденция к различию уже просматривается, как и различное отношение к будущему поиску смысла жизни: лишь подавляющее меньшинство с детства принимает установку взрослых, что надо УЧИТЬСЯ, то есть готовить себя к поиску смысла жизни, хотя впрямую ни о каком смысле жизни ещё не говорится…

   В истории человечества есть немало концепций смысла жизни.
Например, Платон говорил что смысл жизни в том чтобы получить "высшее знание", которое является "идеей добра".
А Аристотель, ученик Платона, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.
   Эпикур провозглашал целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.
   Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою.
   Стоики считали, что целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.
   Немецкий философ Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой[2]
   Серен Кьеркегор ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Поскольку внешнее бытие выражает собой «неподлинное существование», обретение экзистенции предполагает решающий «экзистенциальный выбор», через который человек переходит от созерцательно-чувственного бытия к единственному и неповторимому «самому себе».
Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие; этическую — ориентация на долг; религиозную — ориентация на высщее страдание, отождествляющее человека со Спасителем.
   Фридрих Ницше, размышляя о смысле жизни, ввёл понятие нигилизма, которое характеризовал, как опорожнение человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и  утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком»,
Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты говорили: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.
Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей.
   Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины в жизни, мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни.  То есть «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, конкретно вашей жизни, может быть открыт только через опыт.
   Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.
   Ортодоксальные евреи считают что смысл жизни в том чтобы "служить Богу" и "готовить для него мир". Бог заключил договор с евреями, на горе Синай, чтобы они делали это для него.
Ортодоксальный еврей преобразует мир в соответствии с его договором с Богом. Каббалист делает это путем изменения себя. Он меняет мир посредством изменения себя - это очень глубокое проникновение в физическую суть вопроса. Самые эффективные рычаги изменения внешнего мира находятся внутри, как это ни парадоксально.
   В соответствии с христианством смысл жизни в том чтобы "спастись" и бояться (чтить) Бога, служить ему, каяться и искупать свои грехи, выполнять заповеди.
   У мусульман главный смысл жизни - искать радости у Бога через принципы, заложенные в Коране. Смысл жизни - в поклонении Богу. Путем бития лба об пол пять раз в день.
   У индусов смысл жизни в достижении освобождения от круга перерождений. У продвинутых индусов (адвайтистов) смысл жизни в просветлении - познании вечной истины - тождества человека с Богом (Брахманом).
   У буддистов: жизнь - страдание, ее смысл в искоренении страдания. Искоренение страдания происходит посредством освобождения от привязаностей.
   У таоистов - смысл в достижении единства с источником посредством "выравнивания" себя с Тао.
   Конфуцианство - религия Китая - смысл - вести жизнь в соответствии с "правильной дисциплиной" и образованием. Конфуцианизм ставит интересы общества и целого выше интересов индивида.

   Часто предполагается, что религия — это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней.
   Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем» (цитата из древнегреческого поэта Эпименида. Именно эти слова цитирует апостол Павел проповедуя Афинянам — см. Деян. 17:28). Убеждение здесь состоит в том, что мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления. Решение уверовать в такую власть называется «Шаг веры» (англ. leap of faith) и, в очень большой степени, эта вера определит смысл жизни.
   Онтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не всё в этом мире имеет смысл — есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Такие поступки называются грехами. Грех — это не только зло, а ещё и бессмыслица. Самооправдание греха — это самообман, лесть себе и в то же время попытка укрыться в свой «виртуальный мир» от реальности. Обратный процесс — возвращение к реальности и осмысление бессмысленной жизни, возможен только при невидимом личном присутствии Творца, и называется покаянием. Способность к покаянию (переосмыслению своей жизни) связана с телесностью человека, её нет у Ангелов и бесов. Тело получил лишь Иисус Христос для выполнения миссии освобождения человека от власти греха и смерти, и так же ада, как вечного наказания за грех. «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.» (Евр. 10:5-7)
   Христа апостол Евангелист Иоанн называет Словом (;;;;;), Христос — это воплотившийся Смысл всего мира, «Премудрость Божия». Именно Он наполнил смыслом этот мир в момент Сотворения Мира, и, что самое важное, восстановил уже было утраченный смысл каждой человеческой жизни через Своё воскресение из мёртвых. Только в свете воскресения Христова человеческая жизнь обретает свою   непреходящую ценность. Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие.
Согласно православному христианству смысл жизни заключается в обожении. То есть в том, чтобы стать богом по благодати. Это возможно благодаря боговоплощению. Это выражено в формуле святых отцов: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Обряды, посты, милосердие, молитвы и даже церковные таинства с точки зрения православия являются лишь средствами для достижения обожения. Это же выразил и Серафим Саровский в словах: «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего»…

   Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:
1. Все люди «нормальные» , то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
2. Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).
3.Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.
   Но анализируем ли мы свою жизнь?..
   Задумываемся ли мы о путях изменения своей жизни?..
   Встаём ли мы на дорогу изменения своей жизни или продолжаем плыть по течению?..

   Большое значение для поиска смысла жизни имеет, конечно, наука.
Наука в отличие от философов и теологов ничего не выдумывает. Она просто наблюдает за тем, что есть. Или, по крайней мере, пытается это делать, насколько это возможно. Фрейд сказал что человек, который задается вопросом о смысле жизни, глубоко болен, и нуждается в медицинской помощи. Оставим это высказывание на совести Фрейда.
Наука наблюдает, что большее количество людей не задаются вопросом о смысле жизни (или не могут его задать в силу жизненных причин) и просто едят, спят и размножаются.
И поэтому наука говорит - смысл жизни в биологическом продолжении жизни - смысл жизни заключается в экспрессии своих генов в следующие поколения. То есть смысл жизни даже не в выживании, а в продолжении жизни.
Есть два главных инстинкта у животного под названием человек - инстинкт размножения и инстинкт сохранения жизни. Наука говорит, что инстинкт размножения сильнее инстинкта жизни. Цель - не выжить, а продолжить жизнь.

   В противовес человеческим гениям, решавшим этот вопрос, я бы вспомнил наиболее распространенные обывательские отмазки от необходимости думать и искать смысл жизни:
1. Цель жизни слишком сложна, чтобы ее понять.
2. Надо забыть о самом вопросе, потому что он неправильный.
3. Что вопрос риторический и не имеет ответа.
4. Что надо просто жить и в этом смысл жизни.
5. Что надо жить и потом умереть и смысл жизни в смерти.
6. Что смысл жизни лежит за ее пределами.
7. Чтобы просто выжить.
8. Что жизнь не имеет смысла.
9. Что вопрос о смысле жизни - это не вопрос идеи, которая может быть высказана, а вопрос реальности, которая переживается.
10. Что смысл жизни в самом поиске этого смысла.
11. Что смысл жизни в том чтобы перестать его искать.
12. Что нет ни жизни, ни ее смысла…

Итак,
Концепций «смысла жизни» много, но если спросить современного человека, по какой концепции он живёт, то есть, какую идею он воплощает своей личной жизнью, большинство людей задумаются, но мало кто внятно ответит: то ли учились плохо, то ли принципиально считают, что учение – это одно, а жизнь – другое, то ли ответят, что они не думают об этом, а просто живут…
   Нет ничего глупее, чем «просто жить»: любая киска - просто живёт и любой таракан – тоже просто живёт.
   Отсюда все человеческие неприятности: большинство людей ничего не воплощают, кроме горы мусора и органических отходов, ничего не несут, кроме продуктов через проходную и ничего не значат, кроме номера в различных списках.
   Но сколько бы я не проповедовал пользу учения и познания, я понимаю, что большинство людей живут достаточно далеко от величественного гранитного здания науки, и прогрызать в нём свой лабиринт, на пользу человечества не собираются. Но, согласитесь,  есть вещи, которые человек должен понимать, даже если он не фанат поиска смысла и цели своей жизни.
   Необходимо понимание, что человек – полое существо, своего рода оболочка, до определённого времени только форма. Содержанием он становится, когда задумывается о смысле жизни и, когда выбрав идею своего существования, начинает воплощать её в жизнь. И если вас не наполнит Аристотель,  Эпикур или Джеймс,  Платон, Монтень или Толстой, то наполнит Герострат, Чингисхан или Гитлер…
Например: я - лучшая в мире мать…
Или я - лучший в мире музыкант…
Или – я самый честный в мире человек… Это нужно не для того, чтобы достичь  известности или славы, а чтобы заполнить пустоту своей жизни. Нельзя быть просто матерью, просто отцом, просто дочерью или сыном, просто врачом или инженером, потому что, всё что «просто» – это тараканьи бега. Необходимо тотальное проживание своей сущности. Если главное во мне – моя способность быть отцом, уже нельзя быть плохим отцом, как нельзя быть плохим музыкантом, если это моя сущность. В чём-то каждый, почти каждый человек на планете может быть лучшим, выдающимся, уникальным.  Или, по крайней мере, стремиться  быть лучшим, стремиться к совершенству. Нельзя быть человеком – и быть при этом никаким!.. Именно отношение к человеку, как разновидности растения, позволяет абсолютному большинству списывать себя со счетов вечности ещё до того, как придётся перейти в иную форму.
   Неудачник, в общепринятом смысле, это тот, кто ничего не добился. Это – неверно!
Неудачник  - тот, кто не понимает, что он – человек! Не видит разницы   между поведением зверя и человека, у кого между обидой и ответом на обиду – лишь несколько секунд.. Кто непосредственно реагирует на оскорбление, не пропустив через себя историю человечества.
Неудачник тот, кто не понимает свой человеческой сущности, кто отказывается быть человеком, отказывается в течение всей своей жизни возвышаться и расти до высокого понимания предназначения человека, как творца, созидателя, а не рабочего, сантехника или продавца…
Вочеловечившись, человек обязательно проявит себя, свою исключительность. И обязательно проявит её в творческом, позитивном и созидательном смысле!..
Он обязательно найдёт своё содержание, потому что без содержания мы – не люди, а полые шарики, оболочки, ничто…
Из этого вытекает, что каждый человек должен заполнить свою жизнь, но, оказывается, это не так-то просто. Принято жалеть пьющих людей – они, мол, не нашли себя!..  Мол, жестокие обстоятельства не позволили им реализоваться!.. Мол,  трагическое несоответствие пошлой действительности их таланту погубило их жизнь!..
Неверно!..  Каждый алкоголик, каждый игрок, каждый раб своих страстей наполнил свою жизнь, но чем? Он наполнил её низшими проявлениями – именно тем, для чего и не обязательно рождаться на свет, а сразу, минуя человеческую форму интеллектуала, создателя и творца, из одной фазы небытия перейти в другую фазу несуществования. Не для преферанса  же, наркотиков, алкоголя и разнообразных форм убийства и издевательств создан Высшим разумом Человек? Предположить, что цель Бога была в том, чтобы создать алкоголика и убийцу, значит, совершить богохульство и кощунство даже не по форме, а по сути: признать, что полое человеческое существо, дождевая капля на поверхности океана, прыщик на теле мироздания умнее и талантливее Солнца, которое льёт свои творческие лучи во Вселенную, рождая человеческих гениев…
Убийство Каином Авеля показывает, что первый вариант человека Богу не удался… Будет ли второй?..
Религия уходит от этого вопроса, не настаивая на поиске смысла жизни, а признавая его априори в служении Богу, то есть в смысле жизни после смерти.
Философия и религия помогает нам найти смысл жизни, но искать мы должны сами, анализируя предложенное и синтезируя свои промежуточные открытия.

Итак…
Не важно, кто ближе к истине: Платон или Аристотель, Кьеркегор или Ницше, буддизм или христианство, но без поиска смысла жизни на Земле, вы – неполноценны, даже если умны, самодостаточны, богаты и счастливы…
Бог задал нам задачу – мы должны её решить.