Метафора на страницах СтихоСлова

Лилия Силина
 
Л.Р. Безуглая* (Лилия Силина)
   
        Одна из неотъемлемых черт поэзии – образность. Стихи не просто передают информацию, они рисуют образы, вызывая в воображении читателя переплетения смыслов, ассоциативные связи и сравнения, создавая новое видение предметов и явлений. Такие образы именуются в литературоведении и лингвистике термином «метафора».
        Хочется поделиться своими мыслями о метафоре, используя в качестве примеров материал сайта «Стихослов», который отбирался в течение двух лет. Критерий отбора – яркое соответствие излагаемой концепции.
        Метафора – не просто необычное, красивое сочетание слов. Что же это?  Самое распространенное определение: метафора – это скрытое сравнение. В этой связи возникает вопрос: Что скрыто? – Скрыт сравнительный союз (словно, точно, как бы, будто, как) или прилагательное, причастие, глагол со значением сравнения (похожий, сравнимый, сравнить, казаться).
        Есть и явное (эксплицитное) сравнение – содержащее эти элементы. Оно имеет право на существование в стихе, не умаляя его достоинств, внося лепту в формирование его образной составляющей. Яркими примерами эксплицитного сравнения являются такие строки:

        Город, словно серый лазарет…
        Saveliy

        Сон, точно грифель, тонкий и ломкий…
        Арома Булатова

        Капли – будто бы запятые
        В затемненном моем окне…
        Ефим Хазанов

        Скользили пальцы по ее спине,
        как множество лодок по лунной реке…
        Бусинка

        Июль разомлел, как тело кумы…
        Октавий Тантал

        А водитель маршрутки похож на Кустурицу…
        ThinRedLine

        а хвост павлина, брошен как попало,
        мне показался ветхою метлой.
        Gray

        Тем не менее, метафора считается более сильным образным средством, чем явное сравнение, поскольку принадлежит к скрытому, имплицитному слою смыслов стихотворения, действенность которого трудно переоценить. 
        В современной лингвистике принят когнитивный подход к метафоре. Его главное свойство – антропоцентричность, т.е. он предполагает акцентирование человека, субъекта – носителя смыслов и образов. Говоря о метафоре, мы говорим о процессах, которые происходят в сознании автора стихов и читателя / слушателя.
        Единица сознания, мышления – концепт. Это так называемая ментальная репрезентация, квант сознания, которым оперирует человек в процессе мышления.
Концепт соотносится со словами определенного языка. Люди мыслят концептами – не зависимо от того, на каком языке они говорят.
        Люди мыслят концептами, но в процессе общения вербализуют эти концепты – превращают их в слова. Не для всех концептов есть слова в отдельных языках, например, для концепта СУТКИ в русском языке есть слово, а в английском и немецкоми – нет.
        Связанная конфигурация концептов в сознании человека называется пропозицией.
        Понимание концепта как ментальной единицы необходимо для понимания метафоры как ментального процесса и как результата этого процесса, облаченного в словесную форму. 
        На основании переосмысляемой в сознании ментальной единицы можно выделить два вида метафоры – концептуальную и пропозициональную.
        Пропозициональная метафора представляет собой имплицитный образно-пропозициональный смысл, сложное переосмысление пропозиции – положения дел, выражаемого высказыванием. Метафора этого типа соотносима с такой стилистической фигурой, как перифраз – смысл передается другими словами, но с образной составляющей, например:

        сокращая взгляд губами…
        Roman L.
        +> приближаясь губами к лицу

        Будет солнце объявлено в розыск
        Конвертатор
        +> Солнце не будет светить

        Более подробно мы остановимся на концептуальной метафоре, которая представляет собой соотнесение двух концептов, попросту говоря, ассоциативное соположение их по определенному признаку. Наиболее популярные метафоры в индоевропейских языках – НЕЧТО есть ВОЙНА, ТЕАТР, СПОРТ, ДОРОГА и др. То есть какой-то концепт сравнивается с войной, театром, спортом, дорогой и т.п.   
        Но самое распространенное сравнение – с человеком: НЕЧТО есть ЧЕЛОВЕК. Такая метафора называется олицетворением или персонификацией. Она очень легко конструируется: самый простой прием – сочитайте неодушивленные существительные с глаголами, которые имеют отношение только к человеку. Например, молчать может только человек, но если вы соедините этот глагол с любым предметным существительным, получится персонификация:
Молчат деревья / поля / луна / туман / горы и т.п.
        Кроме глаголов, признаки, присущие человеку, могут выражать и другие части речи. Да и концепт ЧЕЛОВЕК может конкретизироваться: ЖЕНЩИНА, МУЖЧИНА, РЕБЕНОК и т.п.
        Вот яркие примеры персонификаций, демонстрирующие эти положения:   

        Этот киевский дождь говорил о тебе.
        Тамила Синеева
        ДОЖДЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «говорить»

        А по зонтам унылый дождь, не предвещающий грозы,
        Стучит морзянкою: «спасите наши души!..»
        Actor_nv
        ДОЖДЬ есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «унылый», «стучит морзянкою»

        Я золотому Сентябрю
        пожму прохладную ладонь…
        Saveliy
        СЕНТЯБРЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «пожимать ладонь»

        Ещё  один  закат  шепнул: 
        прощай. 
        V. Zolin
        ЗАКАТ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «шепнул»

        В одеждах рваных, в шляпе скомороха
        Любовь стояла долго у ворот.
        irinagorban0504
        ЛЮБОВЬ есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «в одеждах», «стояла у ворот»

        Крутила Вьюга фуэте без счёта…
        Богаченко Татьяна
        ВЬЮГА есть БАЛЕРИНА, признак – «крутить фуэте»

        Влюбленный МАРТ – под окнами, с цветочками...
        Зульнора
        МАРТ есть МУЖЧИНА, признаки – «влюбленный», «с цветочками»

        Пьяный октябрь снял эполеты…
        Арома Булатова
        ОКТЯБРЬ есть ВОЕННЫЙ, признаки – «пьяный», «эполеты»

        Улыбчиво щурились окна на юг…
        Whiskey
        ОКНА есть ЛЮДИ, признаки – «улыбаться», «щуриться» (от солнца)

        соборы тычут в небо готическим указательным пальцем.
        Nekrofeet
        СОБОРЫ есть ЛЮДИ, признак – «тычут пальцем»

        Время плачущих крыш и озябших дворов.
        Игорь Тамаев
        КРЫШИ есть ЛЮДИ, признак – «плакать»,
        ДВОРЫ есть ЛЮДИ, признак – «зябнуть»

        Деревья ждут смертельной ласки
        ночных беспутных холодов...
        Бусинка
        ДЕРЕВЬЯ есть ЖЕНЩИНЫ, признак – «ждут ласки»,
        ХОЛОДА есть МУЖЧИНЫ – «беспутные», «ласкают»

        Принято различать мертвые метафоры (стертые, угасшие, языковые, конвенциональные, лексические) и живые (креативные, творческие, инновативные, активно-образные). Мертвые метафоры являются элементами лексико-семантической системы языка и фиксируются в толковых словарях как переносные значения, например, «тормоз» – часть механизма / машины, и «тормоз» – препятствие или несообразительный человек. Живые метафоры – результат творческой, речемыслительной деятельности человека, поэта, автора художественного текста.
        В терминах «живая – мертвая метафора» прослежтвается метафорическое сравнение метафоры с человеческим организмом, своего рода «метафора метафоры». Эту метафорическую связь прекрасно выразил В.Ю. Апресян в контексте более широкой метафоры ЯЗЫК есть СОДРУЖЕСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ: «Метафоры (как, впрочем, и всякая другая языковая единица) являютсмя в каком-то смысле живым организмом: старые метафоры отмирают, переставая осознаваться языком как таковые, и постоянно идет процесс создания новых метафор».
        Живые метафоры оказывают больший воздействующий эффект, чем мертвые, поскольку привлекают внимание слушающего и обостряют его восприятие неожиданностью возникающих ассоциаций.
        Однако, и мертвые метафоры способны украсить стихотворение, например:
 
        – Жизнь течёт: семья, работа, дети?
        – Как у всех... – и улыбаюсь мило.
        Solveig
        ЖИЗНЬ есть ВОДА, признак – «течет»

        Дороги стелятся к ногам – пыль, сушь и дым…
        Solveig
        ДОРОГИ есть КОВРЫ, признак – «стелятся»

        Но просыпаются
        Безумные мечты.
        KataStrofa
        МЕЧТЫ есть ЛЮДИ, признаки – «просыпаются», «безумные»

        Различие между мертвыми и живыми метафорами определяется осью «осознанный – неосознанный». Если живая метафора всегда осознается автором и читателем (пусть даже и не определяется до конца), в их сознании активируются и соотносятся соответствующие концепты и их признаки, то мертвая метафора проходит неосознанно.
        В поэзии частотны случаи, когда мертвые метафоры ‘оживают’, что называется реанимацией или реконструкцией метафоры.
        Когнитивный механизм ‘оживления’ стертой метафоры заключается в развитии метафорического сравнения, то есть в расширении ассоциативных связей, стоящих за метафорой. На языковом уровне данный процесс осуществляется двумя способами: экстенсивно и интенсивно.
        Экстенсивный способ состоит в конкретизации метафорического признака или добавлении новых признаков. Стоит всего лишь добавить к одному из слов-членов стертой метафорической конструкции хотя бы одно зависимое слово, как метафора оживает – вызывает в нашем сознании соответствующий образ, например:

        А жизнь уходит
        рябью по воде.
        кантемиров
        ЖИЗНЬ есть ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, признак – «уходит»

        С лица не пить,
        а пить, так не напиться.   
        Дарина М.
        ЛИЦО есть СОСУД, признаки – «пить», «напиться»

        Давила
            окурки,
                курки
        взводила
                и мило
        стреляла
                глазками...
        nk
        ГЛАЗА есть ОРУЖИЕ, признак – «стрелять», «взводить курки»

        Особый подвид экстенсивного способа – актуализация двух значений слова – прямого и переносного, метафорического. Двузначность  обладает свойством создавать двуплановость, двухслойность смысла, в том числе и метафорического. Арома Булатова привлекает к созданию метафорического смысла два значения глагола «сохнуть»: прямое – «становиться сухим», и переносное – «страдать»:

        Шкаф неприкаянный обликом странен,
        Стулья иссохли (по ком?).               
        Кто из них временем более ранен,
        Спорят полы с потолком.
        Арома Булатова
        СТУЛЬЯ есть ЛЮДИ, признак – «сохнуть, страдать»

        Интенсивный способ реанимации мертвой метафоры состоит в углублении признака. Например, говоря «Идет дождь», мы ничего не представляем, кроме дождя. Но Тамара Тагеко интенсифицирует действие: «Дождь идет – бежит – убегает», и в сознании возникает сравнение дождя с человеком:

        Дождь убегает по проспекту дальше..
        Тамара Тагеко
        ДОЖДЬ есть ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, признак – «убегает»:
        Дождь идет – Дождь бежит – Дождь убегает

        Исходный концепт, который является одним из ключевых в стихотворении и вписывается в понятийный ряд контекста, называют концептом-целью. Концепт, который привлекается по аналогии для создания метафорического смысла и, на первый взгляд, не вписывается в контекст (не релевантен), называется концептом-источником (соответственно, target – source (Дж. Лакофф, М. Джонсон), tenor – vehicle (А.А. Ричардс), principal subject – subsidiary subject (М. Блэк)), – основной и вспомогательный субъекты метафоры (Е.С. Кубрякова). Признак, объединяющий оба концепта, называется коннектором.
        Концепт-цель, концепт-источник и коннектор могут быть выражены в тексте стихотворения эксплицитно – при помощи сообтветствующих слов, и имплицитно, т.е. скрыты между строк. В связи с этим можно выделить четыре модели метафорического смысла:
        Э – Э – Э,
        И – Э – Э,
        Э – И – Э,
        Э – Э – И,
        где 1-й член – концепт-цель, 2-й член – концепт-источник, 3-й член – коннектор, Э – эксплицитный способ выражения, И – имплицитный способ выражения.
        Рассмотрим данные модели на примерах.

        1. Э – Э – Э
        Первая модель представляет собой случай, когда все члены выражены эксплицитно, представлены в тексте соответствующими словами, вербализованы, ословлены.
        Самый частотный способ экспликации – «существительное в творительном падеже + существительное в именительном падеже + глагол», в разной последовательности, возможно, с зависимыми словами, например:

        Послушной собакой у ног
        Лев, спящий под рокот прибоя,
        Устало на лапы прилег.
        Leonsija
        ЛЕВ есть СОБАКА, признак – «послушная»

        Скорым поездом мчатся мысли
        По дороге раздумий вечных.
        Алзан
        МЫСЛИ есть ПОЕЗД, признак – «мчатся по дороге»,
        РАЗДУМИЯ есть ДОРОГА, признак – «по ним мчатся мысли-поезда»

        и огрызается смысл загнанным зверем…
        Бусинка
        СМЫСЛ есть ЗВЕРЬ, признак – «огрызается»

        Память колет на запястье
        Стрелками часов.
        Ковыль
        ПАМЯТЬ есть ЧАСЫ, признак – «стрелками на запястье»

        Эта модель может быть представлена и способом «существительное в любом падеже + существительное в родительном падеже + глагол», в разной последовательности, возможно, с зависимыми словами, например:

        Сожгу в костре закатного огня
        Прошедший день…
        Saveliy
        ЗАКАТ есть КОСТЕР, признак – «сжигать»

        Фонарей самарских огненные спицы
        Вяжут млечную завесу из тумана.
        Whiskey
        ФОНАРИ есть СПИЦЫ, признаки – «вязать»,
        ТУМАН есть ЗАВЕСА, признаки – «связана»

        Каша пышных облаков
        В плоской миске неба.
        Leonsija
        ОБЛАКА есть КАША, признак – «пышность», «в миске»,
        НЕБО есть МИСКА, признак – «каша-облака»

        Продуктивным способом вербализации этой модели является параллельное употребление двух существительных в любом падеже (приложение), в том числе, и через дефис. Коннектор-признак при этом может быть выражен разными частями речи, например:

        тёплый щенок весна на нетвёрдых лапах
        носом толкает солнечный колобок.
        В.Василевич
        ВЕСНА есть ЩЕНОК, признаки – «на нетвердых лапах», «носом толкает»

        Но гордость, злая мамочка с ремнём,
        тебя ко мне опять не подпускает.
        Дарина М.
        ГОРДОСТЬ есть ЗЛАЯ МАМОЧКА, признаки – «с ремнем», «к тебе не подпускает»

        Под мелким бисером-дождём…
        Saveliy
        ДОЖДЬ есть БИСЕР, признак – «мелкий»

        Реки-улицы тянутся узкими устьями
        В направлении центра.
        Thin_red_line
        РЕКИ есть УЛИЦЫ, признак – «устья»

        Встречаются и оригинальные способы экспликации данной модели:

        Воздух спрессован в вату…
        Тамара Тагеко
        ВОЗДУХ есть ВАТА, признак «спрессован»

        Льется чернильная ночь…
        Roman L.
        НОЧЬ есть ЧЕРНИЛО, признак «литься»

        Бронетанковость лиц, суета от звонка до звонка.
        Сергей Воронов
        ЛИЦА есть ТАНКИ, признак – «имеют непробиваемую броню»

        Сосульки-карамельки лижет ветер.
        Николай Седой
        СОСУЛЬКИ есть КАРАМЕЛЬКИ, признак – «лизать»,
        ВЕТЕР есть ЧЕЛОВЕК, признак – «лижет карамельки»

        Поскольку все три концептуальные составляющие метафоры выражены в этой модели явно, эксплицитно, она дает очень яркие, зримые образы.

        2. И – Э – Э
        Данная модель характеризуется имплицитно выраженным концептом-целью, а концепт-источник и коннектор-признак выражены экплицитно, явно. Она встречается реже других.

        Белая  вата  на  шелковой  сини…   
        Октавий Тантал
        ОБЛАКА есть ВАТА, признак – «белый цвет»

        Обитель  звезд  обижена,  объезжена.
        Ракеты  больно  жалят  пустоту.
        Октавий Тантал
        НЕБО есть ТЕРРИТОРИЯ-ОБИТЕЛЬ, признаки – «объезжать», «пустота»

        Воспламеняют в небе шар язычники.
        Solveig
        СОЛНЦЕ есть ШАР, признак – «в небе»

        Посыпав город всласть небесной манкой,
        Бог на неделю кашу заварил.
        Кассиопея
        СНЕГ есть МАННАЯ КРУПА, признак – «сыпать»,
        СУГРОБЫ есть МАННАЯ КАША, признак – «сварена»

        Включила ночь на небосводе бра,
        Спустившись долу до рожденья утра.
        Но странен Бог – опять просыпал пудру
        И предложил глупцам ее собрать...
        Юлия Куликова
        ЛУНА есть БРА, признак – «включать»,
        ЗВЕЗДЫ есть ПУДРА, признак – «просыпать»

        Растяпа клен роняет по одной
        Свои перчатки рыжего окраса.
        KataStrofa
        ЛИСТЬЯ КЛЕНА есть ПЕРЧАТКИ, признак – «клен их роняет»,
        КЛЕН есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «растяпа», «роняет перчатки»

        Наш мандариновый уют,   
        взрываясь пенистым цунами,
        звенит осколками минут.
        vera nik
        ШАМПАНСКОЕ есть ЦУНАМИ, признак – «пенистое»,
        УЮТ есть БОМБА, признаки – «взрываться», «осколки»

        По такому принципу построены детские загадки, поэтому эта модель соответствует метафоре-загадке в работах Ю.И. Левина и В.П. Москвина.

        3. Э – И – Э
        Самая частотная метафорическая модель: концепт-цель и коннектор виражены эксплицитно, а концепт-источник – имплицитно, например:

        Опять раплакался июль,
        Опять земля дождем размыта…
        Ефим Хазанов
        ИЮЛЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «плакать»,
        ДОЖДЬ есть СЛЕЗЫ, признак – плакать»

        И мокрым носом тычась безуспешно,
        Весенний ветер тянет за плащи.
        Тамара Тагеко
        ВЕТЕР есть ПЕС, признаки – «тычась мокрым носом», «тянуть за плащ»

        не дожидаясь единственного звонка,
        выключить веру нажатием... а потом…
        Sahara
        ВЕРА есть ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ, признак – «ждать звонка», «выключить»

        Выпью  полстакана сумрачного марта…
        кантемиров
        МАРТ  есть НАПИТОК, признаки – «пить», «полстакана»

        В котёл с водою брось десяток звёзд…
        anri4
        ЗВЕЗДЫ есть ПИЩА, признак – «бросать в котел с водою»

        Давай забредём в непогоду:
        там ливни танцуют джигу
        Бусинка
        НЕПОГОДА есть ПОМЕЩЕНИЕ, признак – «забрести»,
        ЛИВНИ есть ЛЮДИ, признак – «танцуют джигу»

        часом ветер, бороздящий дали,
        круто разворачивал штурвал,
        мчался курсом, что укажет случай…
        Gray
        ВЕТЕР есть ПИЛОТ, признак – «разворачивать штурвал»

        Старушками цветёт базар-вокзал
        Конвертатор
        СТАРУШКИ есть ЦВЕТЫ, признак – «цвести»

        Унося тишину охапками…
        Алика
        ТИШИНА есть ЦВЕТЫ, признак – «охапками»

        Так небо рвется где-то в клочья…
        Ковыль
        НЕБО есть ТКАНЬ, признак – «рваться в клочья»

        я снова вхожу в одиночество,
        где делать практически нечего.
        Saveliy
        ОДИНОЧЕСТВО есть ПОМЕЩЕНИЕ, признак – «входить»

        Пей судьбу вёдрами!
        КЕСТ
        СУДЬБА есть ВОДА, признак – «пить»

        Терпеливая осень
        Красит листья усердно.
        borbar
        ОСЕНЬ есть МАЛЯР, признак – «красит»

        А дальше смерть,
        На крылья черные подхватит...
        env2001
        СМЕРТЬ есть ПТИЦА, признак – «крылья»

        Шоссе вонзилось в горизонт…
        Ярославский
        ШОССЕ есть КОПЬЕ, признак – «вонзиться»

        Тяжело выходить
        Из молчания,
        Незаметно
        Завязли в нем.
        KataStrofa
        МОЛЧАНИЕ есть БОЛОТО, признаки – «выходить», «завязнуть»

        Мгновеньем замерли песчинки
        в приталенном стекле часов.
        Платон
        ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ есть ЖЕНЩИНА, признак – «талия»

        Порвано утро на полосы
        чёрных дорожек.
        Игорь Тамаев
        УТРО есть БУМАГА, признак – «порвать на полосы»

        Бросай в огонь скорей проблемы ветхие.
        Мирия_С
        ПРОБЛЕМЫ есть ДРОВА, признак – «ветхие», «бросать в огонь»

        Шлёп... Падают слова сырым тестом
        На противень традиционного монолога.
        Так и выпекаются горячие тексты
        О том, что она одна и снова продрогла.
        Сергей Воронов
        СЛОВА есть ТЕСТО, признак – «шлепаться на противень»,
        ТЕКСТЫ есть ПИРОГИ, ВЫПЕЧКА, признаки – «выпекаются»

        По рельсам сумерки скользят
        Вдоль вспышек окон.
        Tanya Garg
        СУМЕРКИ есть ТРАМВАЙ, признак – «скольжение по рельсам», «вдоль окон»,
        ОКНА есть ВСПЫШКИ, признак – «появляются внезапно и тут же исчезают»

        Концепт-источник поставляет метафорическому образу признак, вербализованный коннектором. Признак всегда присущ концепту-источнику ингерентно, а к концепту-цели имеет опосредованное отношение, и именно эта мнимая нерелевантность играет решающую роль в формировании метафорического смысла.

        4. Э – Э – И
        Последняя метафорическая модель предполагает имплицитное выражение коннектора, сравниваемые концепты выражены эксплицитно, например:

        Озера – зеркала кривые…
        кантемиров
        ОЗЕРА есть КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА, признак – «отражают криво»

        Ворота – скрипач-самоучка.
        Октавий Тантал
        ВОРОТА есть СКРИПАЧ-САМОУЧКА, признак – «играет плохо» (скрипит)

        Чулок змеится на полу нейлоновый…
        Октавий Тантал
        ЧУЛОК есть ЗМЕЯ, признак – «длинный», «черный»

        Но кружевами ришелье
        Встают берёзы на просвете.
        Арома Булатова
        БЕРЕЗЫ есть КРУЖЕВА, признак – «ажурные»

        Листьев липы сердечки,
        Листьев клёна ладони…
        Leonsija
        ЛИСТЬЯ ЛИПЫ есть СЕРДЕЧКИ, признак – «сердцеобразная форма»,
        ЛИСТЬЯ КЛЕНА есть ЛАДОНИ, признак – «в форме ладони»

        Очень часто метафорическим признаком выступает внешнее сходство сравниваемых сущностей, стоящих за концептами, именно поэтому вербализация коннектора является излишней, как в последних трех примерах.
        Особой красотой обладает развернутая метафора, представляющая собой сочетание взаимосвязанных метафор с множеством признаков, например:

        Яркой точкой на потухшем небосводе
        вышла пленная луна назло погоде.
        Располневшей, округлившейся в боках,
        с крошкой-тучкой – как с младенцем, на руках,
        проявилась на квадратике оконном,
        под покровом ночи, что уж там, мадонной.
        Кассиопея
        ЛУНА есть МАДОННА, признак – «располневшая», «округлившаяся в боках», «с  младенцем-тучкой на руках»,
        ТУЧКА есть МЛАДЕНЕЦ, признак – «на руках Мадонны-Луны»,
        ОКОННАЯ РАМА есть БАГЕТ, признак – «Мадонна с младенцем».

        Таковы основные свойства и модели концептуальных метафорических смыслов. Я надеюсь, они могут помочь думающему автору в шлифовке образной составляющей стихотворения, в создании ярких, цельных и впечатляющих поэтических образов.
        Метафоры конструировать легко, когда знаешь механизм. Но они не должны быть самоцелью. Метафорические смыслы должны быть оправданы стилистикой, поэтикой стиха, вписаны в чувственный и мысленный контекст, органично впаяны в словесное пространство. Вот тогда они прекрасны. 


02.05.2012

* Лилия Ростиславовна Безуглая - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры немецкой филологии и перевода Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина