По 77-му Большому Конкурсу, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/04/01/2731   Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2012/06/02/4169   Итоги конкурса

На 77 Большой Конкурс Фонда ВСМ было подано 69  произведений авторов, недавно зарегистрировавшихся на сайте. Среди них  оказались и участники предыдущих  - 75 и 76 Конкурсов, те, которые пока еще не набрали 1500 читателей. 

Пакет произведений  в этот раз показался мне очень слабым.  Не стану лукавить: авторы, занявшие первые пять мест, хотя и получили звания Магистров Фонда ВСМ, но не вполне могут конкурировать с другими Магистрами Фонда по качеству их стихов. Большой беды в этом нет – они имеют возможность поучаствовать еще раз, в более трудных, чем конкурс для начинающих, состязаниях, чтобы подтвердить свое звание еще одной победой.

Напомню, что звание «Магистра Фонда ВСМ» присваивается единожды – при однократном попадании автора по сумме набранных им очков в первую пятерку номинантов любого конкурса Фонда, (число набранных участником очков указано в Итоговом Протоколе). Победа и звания, конечно же - не самоцель, но зато – отличный стимул для работы над собой и роста личного мастерства.

Очень много стихов показались мне неряшливо, непродумано написанными. Перед подачей заявки их автор даже не удосужился взглянуть на них глазами стороннего читателя и «причесать». Я видела  наспех - для рифмы, но не к месту -  вставленные слова и дикие по смыслу фразы. Привожу фрагменты стихов нескольких  авторов, где (я очень на это надеюсь!) никакие комментарии не требуются:

(1)
«…Скривились ГУБЫ, КАК В ОСКАЛЕ,
ХОЛОДНЫМ ОТБЛЕСКОМ МАНЯ
Для поцелуя томного в запале,
Сжигая страстью и пьяня…»

«…Напротив, томным ВЗОРОМ ГЛЯДЯ,
КАРТИНА девушки висит.
ЕЁ ПОКЛАДИСТЫЕ ПРЯДИ
Струятся, ДОПОЛНЯЯ ВИД
ПРЕКРАСНЫХ ГЛАЗ, смотрящих в душу…»

(2)
«…Придет весна, ЗАПЛЕЩУТ ВОЛНЫ ВДАЛЬ,
С собою ТЕПЛОХОДЫ УВЛЕКАЯ.
Пускай ЖИЗНЬ шлет и радость, и печаль,
Ведь ЖИЗНЬ ЕДВА ЛИ ВСТРЕТИТСЯ ДРУГАЯ.

…ДНИ СМЕНЯТ НОЧИ, КАК МОРГАНЬЕ ГЛАЗ,
И соберутся в прожитые годы…».

(3)
«…Вы спросите да кто она такая?
Что СВОЙ ГЛАГОЛ НАМ ВСЕМ ПОД НОС СУЕТ
Сидит девчонка, локоном играя
И О СТИХАХ НАМ СВОЮ ПАЛКУ ГНЕТ.
…Я вырву лист из своего конспекта
И сяду поудобней на диван
Взгляну в окно НА НЕБО ВДОЛЬ ПРОСПЕКТА
И напишу очередной роман…».

(4)
«…Дайте время, как же жаль,
Что его у нас так мало.
ХОЧЕТСЯ НАЙТИ ГРААЛЬ -
ЧАШИ ВЕЧНОСТИ НЕ СТАЛО.

От того то все быстрей
КРУТЯТ СТРЕЛКИ в мире этом.
Все стремятся поскорей,
ГЛЯДЬ, А ПЕСНЯ УЖЕ СПЕТА…».

Уф!  А теперь - немного позитива. Как я и обещала, приведу примеры стихов, набравших наибольшее количество очков у нашей, щедрой на авансы судейской команды, но заодно (известное дело: я - придира!) буду показывать вам и их недостатки. Очень обидно, что недостатки эти легко поправимы: мне всегда очень обидно такое отношение автора к своим стихам – их спешка опубликовать свой экспромт, без последующей работы над ним, иногда даже не перечитав свое творение  свежим взглядом…

Места,  которые кажутся мне неудачными – здесь и далее я выделяю заглавными буквами.

№1
Я не могу сосредоточиться
Под метроном холодных капель,
Они живут НАД ОДИНОЧЕСТВОМ
У ВХОДА В АД… Белёсый кафель
Похож на клеточки тетрадные.
Пишу и краем уха слышу,
Как за стеной бормочет радио
О мальчике, что прыгнул с крыши.
Течёт вода, А ЗА КУЛИСАМИ
МЕРТВЫ ЧЕХЛЫ И МУЗЫКАНТЫ.
Страницы стен почти исписаны,
И за одной поёт Уандер.
Он не писал, как я, каракули,
НЕ РИСКОВАЛ ПОСЛЕДНЕЙ ТОЧКОЙ
ПРОНИКНУТЬ В МИР, где мягко бра горит
На стЕбле тонком, НЕ ЦВЕТОЧНОМ. 

Автор хорошо владеет ритмикой – стихи прекрасно звучат и имеют богатый набор слов, но…  лично у меня есть большое сомнение, что все предметы и звуки, которые здесь упоминаются, имеют непосредственное значение и несут особый смысл – раскрывают тему стихов. Темы, как таковой нет, это (в лучшем случае)– описание того, что видит глаз и слышит ухо, в худшем и более вероятном – ритмические заплатки: детали и описания, вставленные для заполнения строки – поддержания рифмы и ритма. Мне не хватило здесь мысли (прозаической основы). Особенно неудачна фраза «на стЕбле тонком, не цветочном» - явно притянутое за уши и ничего не говорящее определение стебля.

№2
Слышишь? Сердце бьется чаще.
Мыслей плавное скольженье
Завертелось. Слезы слаще
И острее ощущенья.

Видишь? БУКВЫ СТАЛИ СТРОЖЕ
Ровной строчкой - слово к слову.
Память, чувства растревожив,
Рифм моих легла в основу.

Знаешь? Скоро полнолунье.
Обретают знаки ясность.
Древний лик луны-ведуньи
ВОЗВРАЩАЕТ ЗВУКАМ СТРАСТНОСТЬ.

Веришь? Сны теряют тени.
ПРОБУЖДЕНЬЕ СНИТСЯ СПЯЩИМ.
Опустившись на колени,
Помолюсь о настоящем.

Достоинство стихов - красивая игра речи  с вопросительным  началом строф: «Видишь? Слышишь?», … и т.д. Оформление строфы, соблюдение рифмовки и, более или менее, рифмы, не нарушение  ритма. То, что я выделила в тексте с точки зрения слабой лексики, автор (не сомневаюсь, даже!) сможет как-то обосновать, но в целом…. Психоделика… Много сказано, но всё – случайное, оно не связано друг с другом, нет общей мысли в стихотворении, сюжета, идеи.  Поэтому – скорее грамотная рифмовка, чем поэзия.

№3.
Спою тому, кто сердцу будет мил...
Теплеет свод небес, уже светает,
Тоскует разум мой, разлуку ожидая,
Но дух мой полон музыки и сил.
Меня Байкал на волю отпустил,
Но мыслью я над ним еще летаю...
Восходит солнце, дымка еле тает,
Уж видятся прекрасные вершины,
Саян подножие и Кынгарги стремнины
Их, не скупясь, рассвет позолотил…
Вернусь! - я не гуляла на Ольхоне,
Зовет его песок - волшебный, дивный...
Ветрило запрягу, зачем мне кони,               
И понесусь в Сибирь, на клич призывный,
Я отыщу дорогу по следам...
Пред Озером склонюсь в земном поклоне,
И эту песню вОлнам передам.

Стильное стихотворение  – подражание возвышенной лексике прошлого века, и  это его достоинство. Лексика везде одного уровня – поэтическая, возвышенная, не разбавленная современным сленгом – это также достоинство. Есть  прозаическая основа – поэтический рассказ о своем крае, ничего лишнего, случайного (как это было в предыдущих стихах). Речь грамотная, без лексических ляпов, чистое звучание в едином  стихотворном размере. Недостаток стихотворения  - все строфы  разные по структуре: аББа аББССа АБАБсАс, хотя  каждая по отдельности гармонично оформлена по смыслу и по звучанию. Конечно, единообразие их рисунка было бы желательно, но… можно и так.

№4.
Среди инстинктов, страхов и страстей,
Что издавна над человеком властны,
И тянут в пропасть - не собрать костей,
Лишь разум пересилит все соблазны.

Но как "врата обмана" одолеть,
Как разобрать что истинно, что ложно,
Когда рассудок попадает в клеть,
И избежать ловушки невозможно.

Костер тревог и вымыслов горит,
И кривизна реальности безмерна,
Иллюзии меняют габарит,
И ничего не скажешь достоверно.

Со стороны мне виден силуэт,
То он парит, то падает внезапно.
Испуг и трепет создают дуэт,
Палитру чувств меняя поэтапно. 

Мне не дано кошмар искоренить,
И словно пленник разных наваждений,
Хватаюсь за спасительную нить
Рассвета, как противника видений

Неплохое, связанное единой темой стихотворение, без технических погрешностей. Немного смутила строка «Иллюзии меняют габарит» - правильнее «меняют габариты», да и образ «габариты  иллюзий» - это смесь технического языка с поэтическим…. Хорошие стихи, хотя и без авторской «изюминки».

№5
Какой азарт! Страстей бушующий накал!
Стальные кони мчат – кто сможет их унять?
Навстречу им аплодисментов рвется шквал.
Всех обгоняя, мчится номер пять.
01 01 01 01 00 01
01 01 01 01 01 01
01 01 00 01 01 01
00 01 01 01 01

Ему остался лишь последний поворот.
Бросок – и ждет его победа впереди:
Цветы, улыбки, интервью…уже вот-вот…
Но что случилось? Как он мог сойти?!
01 01 00 01 00 01
01 01 01 01 00 01
01 01 00 01 01 01
01 01 01 01 01
Бросок! Рывок! Переворот! За ним – удар!
И номер пять уткнулся в землю головой.
Спешат в машине к месту врач и санитар,
И душу рвет сирен протяжный вой.
01 01 00 01 01 01
01 01 01 01 00 01
01 01 01 01 00 01
01 01 01 01 01

Досадно! Парень не вписался – вот беда!
До финиша не дотянул чуть-чуть совсем.
Другие «КОНИ» приближаются сюда.
Всех обгоняя, мчится номер семь.

И вновь страстей накал! Тайфун! Водоворот!
И вновь восторг толпы и зависть детворы…
А кто-то снова не вписался в поворот
И незаметно выбыл из игры.

Динамичное, жанровое стихотворение, есть сюжет, есть логика рассказа. Интересная строфа с укороченной последней строкой. Немого тяжеловат ритм – он не выверен: если построить схему, то наглядно можно увидеть что безударные пары 00 стоят в одноименных строчках на разных местах, отчего ритм чуть меняется. Это не особо страшно, тем более, что сюжет стихов предполагает такую неровность звучания – усиливается накал «страстей». Стихи очень удачные, «со своим лицом».

№6
Радость моя! Пей небес лучезарный напиток!
Пеленай в облака свои чистые детские сны.
Целомудрие сердца способно вместить преизбыток
Благодатных даров и цветения вечной весны.

Радость моя! Облекайся в одежды из лилий!
Препояшеся радугой, миром умасти чело.
Чистых сердцем Господь окунает в купель изобилий.
Слышишь, звон колокольный? Спеши, твое время пришло!

Радость моя! Ты насытишься вечного блага,
К Чаше Жизни припав и вкусив от Священных Даров!
Цель всего бытия – стяжание Духа Святаго.
Так скорее приди под Его благодатный покров!

Стихи точно выписаны в жанре религиозной лирики: редкий случай, когда автор понимает, о чем он говорит (нет хуже и смешнее, чем когда за религиозную лирику берется неверующий и необразованный в вопросах религии человек!!!), и использует единую и полностью соответствующую жанру лексику – старославянскую, приближенную к языку Евангелия, причем, использует старые слова к месту и правильно. Хорошие стихи, не заслуженно мало оцененные судьями.

№7. Хочу сразу же дать для сравнения другие стихи в другой, но тоже в точно соответствующей избранному жанру лексике:

У малютки дочки
Нос курносый в точках!
Рыжие косички,
Длинные реснички!

Девочка – как солнце!
Только улыбнётся –
Всё вокруг сияет,
Доченьке кивает!

Ох, и хохотушка
Рыжая девчушка!
Этой озорнице
Долго не сидится!

Прыгает, смеётся!
Девочка – как солнце!
Щёчки ярко рдеют…
Всех она согреет!

У малютки дочки
Нос курносый в точках!
Рыжие веснушки…
Солнышка подружка!

Стихи в жанре «Стихи для детей» написаны самой молодой участницей нашего конкурса - ученицей 7 класса. Простой язык, простые рифмы, но зато много позитива, солнечности, правильное, четкое построение фраз, звонкий и чистый ритм. Именно так и пишут стихи для детей – это совершенно особый жанр, который пишется иначе, чем лирика, где подобный язык и подобное звучание показалось бы бедным или неуместным.

№8.
Прилетели птицы, зацвели тюльпаны.
Нежно распустилась юности весна...
Я любви искала - светлой, долгожданной,
Верила, что где-то ждет меня она.

Отцвели тюльпаны, зацветали розы,
Обещал мне счастье золотой рассвет...
Я любви искала - но дрожали слезы
И алел на сердце первой раны след.

Улетали птицы - клин тянулся к югу,
Дождь, смывая лето, в окна застучал...
Я любви искала - с гордою разлукой,
С горькою тоскою дождь меня венчал.

Отгремели ливни и земля остыла,
И уже снежинки серебрят виски...
Я любви искала - в ледяной пустыне,
Обморозив душу, стыла от тоски..

И все дальше, дальше белая дорога
Голосом манящим в путь меня звала...
Истекая кровью - так пришла я к Богу,
Так нашла я веру... Так любовь нашла!

Жанр любовной лирики, чистый ритм, никаких огрехов по технике письма, хорошо продуманная композиция – времена года как аналогия состояния души человека,  его взросления. Стихи, к которым невозможно придраться, хотя особо гениальными их тоже нельзя назвать. Просто – хорошие, качественные стихи. 

№9.
У церквушки старенькой
С куполами звездными
Закрывают ставенки
В вечера морозные.

А утрАми ранними
Ветрено колючими
Входят, входят странники
В воротА скрипучие.

Попросить, покаяться,
Распластавшись ниц.          
Слезы тихо катятся
С исхудавших лиц.

На колени павшие,
Мнут одежды лучшие.
Ноги их - уставшие,
Души их - заблудшие…

В этих стихах есть поэтический взгляд – автор не рассказывает нам о том, что он видит (в деталях), а символическими, крупными мазками передает тему, причем,  самым простым звучанием, короткой простой строфой. Все главное сказано в концовке – одним штрихом, но очень значимым: «Ноги их - уставшие, души их - заблудшие…». Недостатком стихотворения является только смена типа концевой рифмы в 3 строфе: в 1 и 2 строфах были все женские рифмы, и вдруг началось чередование женской и мужской рифм (сбился ритм), а в 4 строфе – снова пошли все женские рифмы.

№10
Звездопад на планете красной,
Звездопад на планете зеленой.
Ввысь взлетают слова напрасно,
Слезы капают С ГЛАЗ влюбленных.
В черном небе летит комета,
За собой шлейф сияющий тащит…
Где ты, где ты, Сын Неба, где ты?
Без тебя Аэлита плачет…

У пруда на замшелых ступенях
Все сидит, тебя ожидая,
И холодный дождик осенний
Капли слез со щеки смывает…
Ищет в темной воде ответы,
В плащик кутаясь сиротливо…
Где ты, где ты, Сын Неба, где ты?
Без тебя тяжело и тоскливо…

И к серебряной звездной пыли
Снова тянутся руки несмело:
«Отчего не даны мне крылья?
Я давно бы к тебе полетела!
Ах, как быстро закончилось лето,
Как недолго мы вместе были…
Где ты, где ты, Сын Неба, где ты?
Возвращайся скорее, милый!

Стихи написаны по мотивам фантастической повести А.Толстого «Аэлита» в жанре любовной лирики. Интересный размер стиха – не совсем чистый (и это их недостаток)строчный логаэд - анапест с хаотичным вкраплением стоп ямба. Мне не понравилась фраза «капают с глаз» вместо «из глаз». Довольно банальные, но красивые («милые») стихи.

Список произведений, щедро номинированных судьями, еще не закончился, а вы, наверное, уже устали читать мою статью? Что ж, сделаю небольшую остановку.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/06/04/6854