сказка про ноту МИ

Илья Метлин
Илья Метлин (1972-)
СКАЗКА     ПРО    НОТУ   МИ
(Посвящается  Народному артисту РБ Х.Ижболдину)
Два Бочоночка – боярчоночка – одного звали Петя а другого Федя¬ сидели друг против друга, склонившись над шахматной доской, ибо шахматы были единственной отрадой в их нудной прозаической жизни.
«Ну что, Петя– сказал вдруг Федя, делая шах Петиному королю пешкой– как жить-то будем?
«А что случилось, Федя?–отозвался Петя, ставя в ответ мат конём Фединому королю.
«А то, Петя, что тик-так ходики, пролетают годики…»
«Жизнь не сахар и не мёд, мать жениться не даёт, да? Ты меня, Федя, достал уже этой песенкой, хотя ни фига не можешь её правильно спеть»– вскипел Петя.
То-то и оно-то– вздохнул Федя– я к чему и хочу тебе сказать: хоть я и Федя, а всё же не Шаляпин. И ты—хоть и Петя, а всё же не Токарев»
«Ну и что из тог, что не Токарев? Вот захочу и громко запою вот во всю мочь: Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку- начал петь Петя арию Петушка из оперы Польского «Терем-Теремок», и…сам дал  петушка!
Федя засмеялся:
«Эх, ты, Петушок, Золотой гребешок, красная бородушка, важная походушка…Да у тебя просто связочки шалят, видимо кто-то поиграл на твоих нервах вместо фортепиано»
Петя покраснел:
«У меня просто Ноты МИ нету- засопел он, вытирая глаза– вот я и не звучу. Не нужно быть Доминго или там Каррерасом, чтобы не понимать этого».
Федя слегка помрачнел:
«А у меня вот нота МИ есть, ну и что из этого? Разве ноты можно есть?– горько усмехнулся он– вот наш соседский Митя, например,– у него нота МИ всегда  звучит знаешь почему?– тут глаза у Феди загорелись как свечи– потому что Митя всегда ходит на Митинг, а вот ты, Петя, ходишь наверное на ПЕ тинг…а разве ты не знаешь, что ноты ПЕ не бывает, а?– и Федя лукаво заулыбался, радуясь, что он так остроумно умеет подшучивать над своим непутёвым младшим братцем.
Хоть Петя был очень оскорблён Федей за задетое мужское достоинство. И хотел сначала сатисфакции потребовать, но тут же спохватился: такие дела сплеча не решаются. Тут нужен ум, а не сила. Ну, а Федя, был его Пети, гораздо умнее, если учесть то, что любая  его, пусть даже пошленькая шуточка всегда говорилась к месту.
Помня об этом, Петя, глядя на Федю, тоже улыбнулся.
«Ну а что же нам теперь делать?»- задумались они оба.
Думали, думали и придумали. Да ещё такую гениальную идею!
«Жёлтый Дом! Вот где нам могут помочь! Там, говорят, есть профессор, связки лечит у пациентов только так! Два малыша даже басом запели! И вообще–все, кто побывал у профессора, выходят из Жёлтого Дома гениальными певцами!»
Сказано-сделано. Пошли.
Ответ в Жёлтом Доме братьям был таков:
«С психикой, молодые люди, у вас  всё в порядке. Но связки у вас у обоих не вылечить. Вот если бы из вас можно было бы сложить одного-единственного человека, то получился бы гениальный певец, а поодиночке не из того, не из другого - ничего не будет. И вообще– здесь занимаются только с маленькими, а вы уже большие»
Ушли Петя и Федя из Жёлтого дома не солоно хлебавши.
«Ну и ну! Просто проделки Фикса какие-то, ей-  Богу»– простонал Федя.
«Не беда! Вот рядом стоит Красный Дом– сказал Петя–там нас обязательно петь научат».
«Туда иначе не зайдёшь , как через Жёлтый Дом– задумчиво возразил Федя– потому что там знаешь какие сложные вещи поют? Один БАШКАЛОМ, да и только! Я однажды услышал как там хор поёт– сразу почувствовал себя  ясной звёздочкой на просторном небе. Но когда я один раз пришёл к ним туда на репетицию, то понял– нам туда не надо!»
«Почему?»– огорчился Петя.
«Потому что, когда я первым делом посмотрел в ихнее расписание репетиций, то увидел. что кто-то там написал: Заслуженный артист Абдульманов – Козёл, « Заслуженный артист Кильмухаметов – Осёл, солистка оперы Куклина– Свинья». Зашёл в зал- слышу– маэстро артистов ругает: вы, мол. Ходите по сцене так, что даже зэки в столовую так не ходят. Взяли Сашу, взяли Машу, а Парашу забыли. А зэки, в отличии от вас . никогда . мол, Парашу не забывают. Вы, мол, в Красном Доме работаете, а красную жидкость на сцене во время генеральной репетиции пить не удосуживаетесь»...
Федя вздохнул и продолжал: «Потом решил я на следующий день послушать, как хор распевается, и знаешь, Петя ещё раз повторяю– нам туда не надо».
«Ну чего ты заладил: не надо, не надо!»– не выдержал Петя.
«Поскольку на  распевках хор поёт МИ-МО-МИ! Ты только подумай, Петя– мимо МИ!» Разве можно так?»– продолжал Федя, не обращая внимания на Петину несдержанность.
Понизив голос, Федя добавил:
«Ты бы посмотрел, Петя, в каких брюках мужской хор выходит на сцену! Это же ужас какой-то!»
«Почему ужас?»– не понял Петя.
«Ужас в том, Петя, что у этих брюк ширинки сбоку находятся! Это ещё полбеды, по сравнению с колготками, в которых ходят некоторые солисты! Колготки эти – вообще без ширинок– ни сбоку, ни сзади, ни спереди– нигде нету! Так что думай, Петя, своей простоватой башкой – легко ли работать в Красном Доме или нет! Вот ты смог бы так? Вот видишь, не  можешь, а ведь сходить куда надо тебе будет никак!»
Петя долго сидел подавленный, потом робко предложил:»У меня, вот, есть один знакомый немец, он выращивает волшебные травы, против самых разных недугов…»
«Кто? Немец?– встревожился Федя– Басурман? Да ведь он поганый, колдун, дружит с нечистым. Избави, Господи!»
«Да как ты смеешь– вскипел Петя– он же мой самый лучший друг!»
Но Федя в ответ презрительно фыркнул:
«Твой друг тебе даст знаешь что? Приворотное зелье, вот чего! А на что оно тебе?»
«Как на что? Приворожу себе какую-нибудь подругу, а с подругой у меня откроются и певческие способности» – смекнул Петя.
«Размечтался! Любая подруга от тебя сбежит–жестко заявил Федя– Ведь ты и стоять нормально не можешь и петь нормально не можешь, а ещё солистом  хочешь быть!».
И попал Пете по самому больному месту. Пете вдруг вспомнился мрачный эпизод детства: музыкальная школа, где он пытался начинать сольную карьеру.
Концерт в Большом Зале. Маленький мальчик, которым был он, Петя,молча, понуро стоит на сцене перед огромным детским хором. Детский хор тыкал в него пальцем и пел:
Мы песенку про Петю
Решили вам пропеть,
Чтоб не было на свете
Ему подобных Петь!
«Уж лучше бы я тогда ещё умер вместо Энрико Карузо–заплакал Петя, вспоминая эту мрачную сцену–Лучше бы великий Ланца ещё пожил бы вместо меня… Лучше бы…».
«Ну чего ты расхныкался: лучше бы да лучше бы– приструнил его Федя–Бы! Если бы у петуха были яйца, то он был бы тогда курицей».
«А что же тогда делать?– пробормотал Петя, утирая кулаком недостойные мужчины слёзы– ты  всегда твердил: безвыходного положения не бывает, вот и придумай, что делать».
Федя задумался.
«Что же делать? Можно конечно, снимать штаны и бегать, но другие люди вряд ли сочтут такое решение мудрым, хотя все только и твердят об этом…»
Но тут план отличный пришёл ему в голову.
«Не горюй голубчик Петя – ласково хлопнул он по плечу братишку– мы попоём с тобой ещё на свете! Да так попоём, что даже мышки и лягушки будут визжать от восторга».
«Неужели?– недоверчиво усмехнулся Петя– коим же образом?»
«Каждый русский мужик в безвыходном положении уповает знаешь на кого? На Японского Бога, ну ещё и на Японскую Богоматерь– торжественно объяснил Федя– ты можешь себе это представить?»
«Не могу. Не знаю как. Но тебе, Федя, как старшему брату я полностью верю, и как ты скажешь– так тому и быть»– ответил Петя, слегка повеселев.
«А раз так, то пошли, брат Петя, искать Японского Бога!»
И братья стали собираться в дорогу, сложив в вещевые мешки самое необходимое.  И кинув последний прощальный  взгляд на свой любимый город, который они в шутку называли  «Синий дым Китая», поскольку городские дома и улицы каждый день таяли в синей дымке от целой вереницы машин, снующих туда-сюда, отчего синий дым всегда стоял столбом.
«Раз уж речь зашла о Китае– сказал Федя–то отправимся -ка мы с тобой, брат Петя, далеко в горы Тянь-Шаня, Куньлуня, Тибета и Гималаев. Там мы и Японского Бога, и  Японскую Богоматерь встретим– ведь Япония не так уж далека от Китая. Какая разница, куда нам идти– ведь восходящее солнце в каждой стране есть».
Отправились в путь. Долго ли, коротко ли, дошли они наконец до Тибета и набрели на общину Тибетских Лам.
«Добрый день! Нам радостно видеть вас, о братья православные, но чего от нас вам надо в этом, столь опасном для простых смертных краю?– спросили их Тибетские Ламы– кто вы такие и что вы ищете здесь, о братья?»
«Мы ищем Японского Бога»– ответили Федя и Петя.
«А на что Он вам? – строго спросили их  Тибетские Ламы– Японский Бог или Неяпонский, а искушать Его понапрасну не следует».
«Мы очень хотим петь, а не умеем, а учить нас никто не хочет– крикнули Федя и Петя в один голос.
«Тогда идите к нашему старейшине. Его зовут Эль-Гамма, он у нас знаток музыки– молвили Тибетские Ламы и указали на пещеру, откуда доносились запахи ладана, воска, сандала и опиума. Слышались какие-то мистические звуки.
Федя и Петя вошли в пещеру.
Старейшина  Эль-Гамма оказался вовсе не каим-нибудь седобородым старцем, как сначала подумали братья.
Это был изящный юноша, лет двадцати пяти от роду, не более.
Однако глаза его излучали многовековую мудрость старца. Иными словами, в них светилась старческая мудрость.
На пальцах у юноши были надеты перстни с  мелодично звенящими бубенчиками.
На голове была шапка с колокольчиками.
А в руках он держал однострунную арфу, которую Федя и Петя видели только на картинке в одной книжке, в какой, даже не помнили.
Услышав шаги, Эль-Гамма поднял голову– колокольчики на шапке нежно зазвенели. Увидев Федю и Петю, ласково улыбнулся.
«Я рад видеть вас, дети мои– молвил он – и я прекрасно знаю, что привело вас ко мне».
«Дети мои!»– передразнил его Петя– а сам-то ты разве не ДЕТЬ? Сколько тебе лет, а?  Дедуня?»
Но Эль-Гамма остался невозмутимым.
«Всё в этом мире ничтожно и весьма относительно, сын мой– снисходительно улыбнулся он– Крокодил, живущий триста лет, в двадцатилетнем возрасте, безусловно, ещё ребёнок, пёс же или кот к двадцати годам уже уходит к прародителям. А мой старший брат, которого зовут Эль-Гиза, уже нянчит внучку, несмотря на свой двадцатисемилетний возраст. Это раз. А во-вторых, сам я уже завершил свой земной цикл воплощений: в прошлых жизнях я был и Аристотелем, и Ломоносовым и Андерсеном и Шаляпиным, и Радиком Гареевым сразу. Так что мудрости моей уже несколько тысяч лет, и верьте мне– плохого я вам не посоветую».
«Хорошо, о святой Эль-Гамма– перебил его Федя– всё, что ты говоришь, это  конечно очень интересно, но ты давай ближе к делу.Говори конкретно– что нам с Петей сейчас надо делать?»
«Хорошо. Разъясняю:у тебя, сын мой– обратился Эль-Гамма к Пете– ярко выраженное  женское начало– частицы ИНЬ преобладают  в твоём теле…А у тебя, сын мой– сказал Эль-Гамма Феде– ярко выраженное начало мужское– наличие в твоём теле частиц ЯНЬ. И совет вам обоим мой таков– переродитесь-ка вы вновь. В образе одного человека с уравновешенной гармонией между частицами ИНЬ и ЯНЬ. Это немаловажно для великого певца. А сейчас––отправляйтесь, дети мои, в оазис Шамбалы! Там вас встретят четыре  Великих Учителя:
Святой МУР
Преподобный ТА
Пресвященный ЗИ
И Благословенный НА. Они вам помогут– будьте уверены.
И Старейшина  Эль-Гамма, поцеловав Федю и Петю в лоб, отпустил их с благословением.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Шамбала была очень высоко, на самом пике горы, куда на крыльях ветра улетали и прилетали красивые песни.
В глазах рябило.Голова кружилась. Петя даже хотел повернуть обратно, но Федя ему сказал: «Терпи, Петя, терпение нам предки завещали».
А вокруг, ко всему остальному, была куча соблазнов: сады, где цвели прекрасные три Розы и рос сладкий виноград. Сверкало ласковое Солнце, не желающее уходить на покой.
И конечно же, сатана- искуситель, пытавшийся когда-то искусить Иисуса, оказался тут как тут. Причём в образе трёх чёртиков У одного чёртика была гитара, у другого скрипка, у третьего флейта. Они скакали впереди Пети и Феди и ехидно напевали:
Умный в гору не пойдёт, не пойдёт, не пойдёт,
Умный гору обойдёт, обойдёт, да!
Федя и Петя хотели было громко послать этитх трёх чёртиков на три буквы (как раз по буковке на брата), но сдержались, потому что резкий вскрик в горах, как известно, грозил либо проливным дождём, либо камнепадом. Наконец добрались они до Шамбалы. Четыре вышеупомянутых Учителя их там уже поджидали. «Для того, кто самоотверженно стремится к своей цели, мы на всё готовы»– сказали
Святой МУР
Преподобный ТА
Пресвященный ЗИ
и Благословенный НА  Пете и Феде– но время сейчас такое, что за все удовольствия надо платить. И очень дорого. В качестве платы мы предъявляем вам определённые трудные условия, которые вы обязаны будете выполнить. Итак, мы перерождаем вас – молвил Святой МУР, разжигая на алтаре святой всеочищающий огонь–вместо вас двоих скоро  родится один гармоничный, целостный во всём, человек. И он будет певец. А условия у нас таковы. Первое: Человек, который родится из вас двоих, будет лишён радости физического брака. Согласны ли вы на это?»
«Да-а!»–крикнули Федя и Петя в один голос.
« Второе: Человек этот будет без определённого места жительства и лишь заманчивые своды театра, где он будет работать, предоставят ему крохотную комнатушку, где он почти всю жизнь проживёт…Согласны ли вы на это?»–грозно нахмурив брови спросил Преподобный ТА.
«Да-а!»–крикнули Федя и Петя в два голоса.
«Третье: Рождённый из вас двоих человек обязан будет всю жизнь изо дня в день выполнять следующее требование: никогда, слышите, никогда не унывать и никому не хамить, невзирая на мизерное количество цветов и аплодисментов– ласково добавил Пресвященный ЗИ– вы согласны на это?»
«Да-а!»–крикнули Федя и Петя в три голоса.
«Прекрасно!– молвил Благословенный НА, размешивая угли в Святом Огне алтаря– в таком случае ваше слово для нас, четверых, закон. И мы даже исполним какую- нибудь  вашу единственную просьбу…Есть она у вас?»
«Да, о Святой МУР, о Преподобный ТА, о Пресвященный ЗИ и Благословенный НА– умоляюще взглянули Федя с Петей на Учителей– пусть у человека, который родится из нас двоих, будет такое имя, в котором была бы нота МИ».
«Ваше слово, о братья, для нас четверых, закон»– воскликнули четыре Великих Учителя и окунули Федю и Петю в пламя очищающего святого огня. Тела их сгорели, а души, поднявшись над пламенем святого огня гармонично сливались в одну душу, которая затем полетела в дальние края– вселяться в очередного новорождённого…
Святой МУР,
Преподобный ТА,
Пресвященный ЗИ
и Благословенный НА с доброй улыбкой смотрели на происходящее…
И вот так скоро, на земле Узбекистан родился чудный младенец, в которого и вселилась эта Федино-  Петина душа. Этот младенец когда вырос–стал певцом. А имя ему дали ХаМИд.
Этот певец Хамид страстно любит играть в шахматы в перерывах. Играет с другом Сашей и бормочет так: «Вот как ты сходил, Федя…Хорошо, я тебя сейчас вот так урою, Петя!» – вероятно, он отчётливо помнит, кем он был в своей прошлой жизни…
1999–2010гг.,Уфа.