Как раскритиковать стихи?

А.С.Гусаров
Ко дню рождения А.С. Пушкина

Для этого вовсе не надо быть высокообразованным человеком, досконально знать всю поэзию мира с седой древности до наших дней, изучать тысячи литературоведческих трудов. Всё гораздо проще.

Итак, запомните всего два слова: ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА. Для совсем неподготовленных объясню, что это такое. Это когда в конце какой-то строки стихотворения стоит глагол, и он рифмуется с другим глаголом в другой строке.

Например, так:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил,
И лучше выдумать не мог.

Так вот: «правил - заставил» — это не глагольная рифма, так как «правил» — не глагол, а существительное. А вот «занемог - не мог» — как раз глагольная рифма, так как здесь два глагола.

А дальше берём стихотворение, которое надо раскритиковать, и считаем, сколько в нём глагольных рифм. Если их более четверти, смело ставьте это автору в вину. Пишите, что рифмы у него чересчур простые, глагольные, что говорит о графоманстве, халтуре, недостатке мастерства, образования, начитанности, ума и т.д. и т.п. И столь ненавистный вам автор уничтожен, унижен, смешан с грязью, растёрт в пыль! Пусть он пытается что-то говорить в своё оправдание, это ему ничуть не поможет. Он покусился на святое — решился применить ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ. Пусть он пытается заменить глагольные рифмы другими, у него ничего не выйдет. И вы прослывёте строгим блюстителем законов поэзии.

А то некоторые авторы стихов совсем обнаглели и норовят использовать эти страшные глагольные рифмы во всех строках подряд. Например, так:

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Или так:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

Или ещё:

Тоска любви  Татьяну гонит,
И в сад идёт она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.

Или вот так:

Минуты две они молчали,
Но к ней Онегин подошёл,
И молвил: «Вы ко мне писали,
Не отпирайтесь. Я прочёл…»

Ещё пример:

Он знак подаст — и все хлопочут;
Он пьёт — все пьют и все кричат;
Он засмеётся — все хохочут;
Нахмурит брови — все молчат.

А иные авторы идут ещё дальше. Они открыто призывают в своих стихах к использованию глагольных рифм.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Обратите внимание: не существительным, не прилагательным, не наречием, не местоимением, а именно ГЛАГОЛОМ призывает автор жечь сердца людей. То есть он хочет нас уверить, что именно глагольные рифмы сильнее всего трогают наши сердца. С такими призывами надо нещадно бороться, и тогда мы получим действительно талантливые стихи, а не графоманские вирши.