Жанр - гражданская лирика

Творческая Мастерская Алкоры
Гражданская лирика – это разновидность Философской лирики, о которой мной уже подготовлен  материал в статье  http://www.stihi.ru/2012/06/08/4066

Правила написания стихов в жанре ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА  должны соответствовать всем требованиям к написанию ЛИРИКИ вообще, меняется только предмет интересов -  общественная жизнь, история и политика. В произведениях гражданской лирики автор описывает наши коллективные чаяния, выражает свою любовь к родине, борьбу со злом в обществе, показывает личные (непременно личные!) переживания за судьбы своей страны.

Я очень люблю этот жанр – мне далеко не все равно, что происходит в родной стране, какие болевые точки в ней возникают. Поэт просто обязан на них реагировать – своим собственным, поэтическим языком. Но далеко не всё, что я читаю на сайте на данные темы, можно считать лирикой и даже просто поэзией. Можно ли считать поэзией то срифмованное сообщение, где нет ни точных образов, ни глубины проникновения в происходящее, ни ощущения внутреннего, личного переживания за то, что описывает автор? А еще – нет никакого желания подняться над конкретным фактом или событием и рассмотреть его как явление – без злобы, без однобоких обвинений, направленных на конкретное и временное.  Автор просто выкидывает на сайт, как на социальный форум, свое возмущение чем-то или свой протест против кого-то – только в рифмованной форме! Ему нужно выпустить пар, найти виноватых. Спасибо, если его обращение  хотя бы находится в пределах нормативной лексики!

О форме (технике) написанного стихотворения такой автор, как правило, вообще не заботится: он слишком торопится найти единомышленников, столь же озлобленных или столь же обиженных. Поэт (хотя  часто подобный автор откровенно признается: «я не поэт, я здесь ради общения») не ставит задачу быть гражданином – «выразителем дум и чаяний народных». Избитыми лозунгами выложить на сайт свои мнения довольно легко, куда труднее и достойнее выразить ту же самую тему  средствами поэзии и работой собственной души, страдающей ЗА ДРУГИХ и сопереживающей ДРУГИМ.

 Цель публикации большинства сайтовских поэтов куда проще – спустить пар и найти виноватых: обвинить «всех красных» или «всех белых», «всех коммунистов» или «всех богатых»,- всех, кто не входит в его лагерь, который он называет «наши». А еще -  в полемике под стихами найти поддержку своих единомышленников, которые похвалят его точку зрения при любой его «нескладухе» и «матерке» - они ведь вчитываются только в содержание, а на технику письма и стиль таким «рецензентам» полностью наплевать!

«Лозунги для форумов», на мой взгляд, не имеют никакого отношения ни к гражданской лирике, ни к поэзии. Это просто рифмованные, политические мнения. Мне может быть очень симпатичен автор, как человек, я могу поддерживать его убеждения, но считать его поэтом – никак не смогу и номинировать его стихи на конкурсе тоже не буду.

А как же стоит писать в этом жанре? На бесспорности своего мнения я не настаиваю, но некоторыми соображениями поделюсь.

1.
СОВЕРШЕНСТВО ФОРМЫ. Гражданские стихи не должны быть лишены ни красоты звучания, ни правильного литературного языка, ни оригинальных и точных по смыслу рифм. Рифмовка простонародного, разговорного языка, перемешанного ругательствами в адрес неважно какой партии, гражданской лирикой не становится. И уж точно такие «стишата» не годятся для публикации – они для внутреннего пользования.

При этом, гражданская лирика вовсе не нуждается в изобилии неожиданных образов и метафор, которые очень украшают пейзажную или любовную лирику. Здесь более уместен простой (но литературный и правильный) язык, ибо ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЛИРИКА СОДЕРЖАНИЯ, А ПЕЙЗАЖНАЯ И ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЖИВОПИСЬ ЧУВСТВ.

2.
В гражданской лирике очень желательно УЙТИ ОТ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ (от «мы пахали» и «вы должны»), ОТ НАЗИДАНИЙ и рассуждений «вообще», - лучше описать конкретный опыт или историю, и  из этой отдельной истории, которой вы стали свидетелем, постараться выйти на уровень вечной, философской темы. Это очень сложно! Случай – частный, а раздумья и вывод – на все времена, не конъюнктурные, не на злобу дня...

3.
ОБРАЩЕННОСТЬ К СЕБЕ САМОМУ. Поднимая тему происходящего вокруг, автору полезно и желательно обращаться к анализу самого себя в описываемой ситуации. И при этом не опускаться до летописного пересказа увиденного. Я за то, чтобы поэт обратил все свое внимание не только на событие, случай, явление, но и на себя в этом событии - на свои личные заблуждения или прегрешения, на то, как он сам смог (или не смог) повести  себя в данной ситуации.

4.
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В процессе сочинения гражданских стихов очень полезно подумать, что я могу сейчас дать своими стихами другим, и чем они помогут обществу, вместо того, чтобы искать виноватых и разжигать злые эмоции: одних жестоких владык возвеличивать зарифмованным слогом, а других – не менее жестоких, втаптывать в грязь. Мы все – граждане, и мы все и во многом виноваты - каждый на своем месте. Но чувство внутреннего покаяния перед... (я называю это Богом, а вы можете - своей совестью или Родиной) встречается крайне редко в нашей «стихирской» поэзии.

Конкретные примеры разбора стихов гражданской лирики см. в статье по Конкурсу гражданской лирики "Пусти свой хлеб по водам": http://www.stihi.ru/2011/10/14/2621

Если что-то в моих советах показалось вам разумным - используйте их в написании ваших новых стихов на гражданскую тему. Всяческих вам успехов!