Дуализм как философская парадигма

Шолохов Виталий
Дуализм есть философская парадигма о существовании двух несводимых друг к другу начал бытия /Философская Энциклопедия, стр.100/. В завершенном виде эта концепция сформировалась в философии только после Декарта, но как культурный феномен западной интерпретационной традиции эта концепция восходит к философии Сократа – Платона.
Сократ был современником Демокрита и периода наивного реализма в философии с его натурфилософскими картинами мироустройства от Фалеса до атомистов. Сократ ставит вопрос «каким образом может строиться человеческое знание о мире»? Это оказалось начальным импульсом переосмысления самого предмета философского знания. Фактически Сократ сделал первый шаг в становлении и развитии рефлексивного потенциала философии.
Досократики постигали мир в рамках субъект – объектной процедуры, где «мир как объект» /физика/ рассматривался отдельно от «человека как субъекта» /организм/. Сократ начинает рассматривать саму систему субъект – объектных отношений, чем начинается оформление философии как рефлексивной теоретической дисциплины. В результате, онто – лого – метафизичская натурфилософская проблематика дополняется гносеологичской.
Процесс формирования знания рассматривается Сократом конкретно, то есть на примере знания о том, что есть добродетель, справедливость, или – сам человек. Со временем отсюда возникли новые проблемные поля философии – этика и антропология. В целом, « наука о духе» началась в философии именно с Сократа /Дильтей/.
В подходе к гносеологическим вопросам Сократ стоит на позициях рационализма и интеллектуализма. Он считает, как и софисты, что живой диалог есть адекватный инструмент философского поиска, то есть процесса познания. Однако Сократ резко критикует софистическую «гибкость понятий», которая есть основа семантического тождества противоположных суждений.
Дуализм Сократа включает, с одной стороны, мир идей, который включает совершенство Абсолюта, и, с другой стороны, мир сотворенных подобий, которые несовершенны. Оба мира соединяет «лестница любви и красоты» /Платон/. Применительно к восточным воззрениям термин «дуализм» означает принципиально иную форму со-бытия, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение в соответствии с паттерном янь и инь в древнекитайской культуре.
Семантические альтернативы дуализму /в рамках историко – философской традиции/ есть монизм и плюрализм. Для характеристики популярности дуализма укажем, что монизм использует только два отражения – объект в субъекте /или субъект в объекте/. Дуализм использует все практически значимые уровни рефлексий, которые формируются по паттерну двух спиралей и образуют шесть рефлексивных уровней. Возможно по этой причине мозг имеет шесть слоев. Триединство имеет значительно более сложную структуру рефлексивных уровней отражения /несколько сот рефлексивных позиций/ за счет образования трех пар взаимодействующих парций, образующих единую систему. Именно такая модель оказывается адекватной случаю рассмотрения системы – природа, общество и познание. Аристотель разработал модель четырех начал бытия. Нам неизвестно, были ли попытки создать полную модель бытия на этой основе с учетом организмической сущности Космоса.
Из сказанного становится понятным, почему дуальные /или двойственные/ модели получили широкое распространение в философии. Однако, удобство примения таких бинарных инструментов познания значительно теряет свою ценность из-за того, что, например, такая сложная система как общество описывается шестью физическими переменными. Положение с использованием двойственных моделей осложняется тем, что многие исследователи абсолютизируют рассматриваемые ими пары. Например, христианство задает предельную остроту дуализму «дольнего и горнева» миров, распространив ее практически на все сферы человеческого бытия через дуализм греха и добродетели. Это обусловило напряженный исторический путь европейской культуры. Онтологизация противоречивости в западной культуре породила абсолютизацию статуса диалектики, логико-риторическую приоритетность диалога, классовую борьбу, двоичную логику и так далее, и это применимо практически в отношении к любому культурному феномену. Это проявляется и в особом для Европы феномене «разорванного сознания». В этом контексте необходимо оценить принцип неопределенности, предложенный Д.Декартом. Этот принцип можно сформулировать в таком виде: чем точней мы пытаемся описать исследуемое явление, тем большую неопределенность мы получаем за счет того, что число неизвестных растет по квадратичному закону, а число уравнений увеличивается пропорционально количеству переменных. Гармония в обществе может быть достигнута принятем невычисляемых неизвестных нормативным путем. Отсюда пристекает роль законодательства и общественного порядка для обеспечения однозначности в проведении политики.
Как дело факта, мы должны воспринимать ситуация с духовными процессами – рациональному интеллектуализму и сакрально-мистическому иррационализму наших глубинных мировоззренческих оснований.
Виталий Шолохов 10 июня 2012 года в порядке обсуждения статьи М.А.Можейко «Дуализм» в Философской энциклопедии