ГИА-графия или вам, товарищи, бром надо пить с

Вероника Сенькина
Да, все-таки сложное время нам досталось… Нам, а не детям, потому что нашему поколению есть, с чем сравнивать. Дети же наши в этом бреду с младых ногтей, они привыкли. Это страшно, что привыкли. Нам страшно, потому что мы ясно видим, что будет дальше. А детям пока не страшно, - им трудно, несправедливо, непонятно, но ещё не страшно.

О реформе образования сейчас не говорит только ленивый. Одна из моих профессий напрямую связана с образованием, так что мне всегда было, что сказать… Но говорить не хотелось, потому что очень больно. И это не патетика, действительно, начинаю говорить и понимаю: все, сейчас зареву. От безысходности. Оттого, что я вижу, как всё рушится, и никак этому воспрепятствовать не могу…

Но тот беспредел, с которым я столкнулась сейчас, когда моя дочь сдавала ГИА, все же заставляет меня высказаться.
Итак, первым экзаменом была математика 29 мая. Затем, 2 июня был французский язык (один из экзаменов по выбору), 5 июня - русский и 14 июня - обществознание (второй экзамен по выбору). Информация о сроках оглашения результатов в официальных источниках колеблется от 3 до 6 дней.
На момент экзамена по русскому с математики прошло 7 дней – нет результатов, восемь дней – нет результатов. На 11-ый день дочь поехала расписываться за результат: 16 баллов (это нижний порог «четверки»). Нет, моя дочь, конечно, не гений точных наук. Но! Задание состояло из нескольких частей, так вот в первой части у моего ребенка, якобы, 8 ошибок. А в реальности (мы дома по памяти проверяли, а учителя в школе – по черновикам) – 3 ошибки. И это не только у моего ребенка. Некоторые слабые ученики получили «пятерки», некоторые сильные «тройки». Благо в школе быстро поняли, что явно что-то не то с результатами и позвонили, куда следует. Там сказали: «ну да, ну да, знаем, не только в вашей школе… это у нас сбой произошел по Москве…» В этот день о том, что французский тоже уже должен быть проверен, никто даже не вспоминал. Десятого июня мы «благополучно» отбыли на дачу,  в кавычках – потому что все мысли были об этой проклятой математике. Именно на праздниках в новостях кто-то из официальных лиц, наконец-таки, сообщил общественности о «сбое программы» и пообещал, что сразу же после праздников дети получат реальные результаты. 13-го сообщили:17 баллов! И …никаких изменений в первой части: опять 8 ошибок. Накинули 1 балл с барского плеча за вторую часть… Бред. Завуч подает документы на «техническую апелляцию». Это все происходит в то время, когда думать надо о текущих экзаменах: 14 июня – сдаем обществознание. В тот же день новые результаты математики: 22 балла («пять»)и в первой части реальные, наши родные 3 ошибки.
18 июня наконец-то огласили результаты экзамена по французскому: 57 баллов. Двух баллов не хватило до «пятерки». Якобы. Потому что на опыте математики я не верю.
Вчера, 19 июня, моя дочь получила аттестат. Это притом, что мы до сих пор не знали оценок за экзамены по русскому, который был 5июня(!), и по обществознанию… Экзаменационные оценки в аттестате не учтены. Ещё бы! А как их учесть?
Только вот раз их и учитывать необязательно, зачем столько нервов?
И, кстати, большинство детей уезжает на каникулы не сегодня - завтра. БЕЗ окончательных результатов. А если там «двойка» или опять какой-то «сбой программы», как подавать на апелляцию? И самое главное – с кем? Учителя с 25 – в отпуске. Отменять свой отпуск? Сдавать билеты? Не вывозить детей из города, пока не будут известны все оценки? Город, в котором эпизодически нечем дышать от смога, город, на который временами обрушивается облако «пыльцы» цветущих берез-мутантов – однозначно непригоден летом для детей. Даже для подрощенных детей.
Ах, да, видела Собянина по телеку на днях, он говорил строгим голосом: «все вы, конечно знаете, что на ГИА по математике произошел сбой программы. Но этот вопрос был улажен сразу же после праздников». Вранье! Он был улажен только с ТРЕТЬЕЙ попытки. А «сразу после праздников»  - было рассчитано на «авось прокатит».
Пока писала сей пассаж, сегодня, 20 июня, стали известны результаты русского языка: «пятерка». Две недели проверяли!

Да, конечно, вы можете мне сказать: «бром надо пить»… Экзамены – всегда волнение. Конечно! Но раньше мы знали, что, по крайней мере в школе (не будем пока о ВУЗах), все зависит от наших знаний. Ну, ещё немножечко от удачи: какой билет достанется, что, собственно, опять о знаниях. Теперь же мы волнуемся о том, как ПРОВЕРЯТ наши работы, не даст ли сбой программа…  Задумайтесь: компьютерная программа…  Нет конкретного человека, которому можно предъявить претензию. Есть целая цепочка людей, которые не отвечают за «целое», а только каждый – за свой отрезок процесса, то есть ни за что они не отвечают.
Обещали выложить «сканы» работ… Не вывесили. Детям сказали, что не собираются. Дети даже согласились: зачем людям делать лишнюю работу, ну правда, ведь кого оценка не устраивает, тот может подать на апелляцию…
А ведь планировалось выкладывать «сканы» обязательно, именно потому, что часть заданий проверяет техника, а техника имеет свойство ошибаться, как мы заметили…

PS
Огромное спасибо учителям!
- «пятерка» по математике – результат отличной работы педагога с детьми в непростых условиях современной реальности. Низкий поклон!

- В «четверку» по французскому – не верю. Ни в коем случае не потому, что считаю, что дочь прекрасно говорит по-французски. И ошибок по грамматике, конечно же, с перепугу могла наляпать. Но… очень уж долго проверяли. Но очень уж странные баллы у некоторых детей. Эх, как хотелось бы взглянуть на «сканы»… А ещё интересно, как проверяли «беседу с преподавателем». По правилам аудио запись этой беседы проверяет третье лицо, которое не присутствовало на экзамене. А если что-то не записалось? А если проверяющий вообще «на слух» плохо работает (языковики понимают, о чем я). Как их отбирали-то? Работать с записью – это довольно специфическое занятие…

-«пятерка» по русскому – снимаю шляпу перед учителем русского! Она вела у нас всего один год. Обычно по русскому у моей дочери «четверка».

- про обществознание ничего сказать не могу… Ждем-с.