Игра построчная рэнга

Психоделика Или Три Де Поэзия
Все литературные игры (практики) на данной странице придуманы и отработаны авторами данного проекта.
-----------------------------------

Игра "ПОСТРОЧНАЯ РЭНГА"
Данная игра развивает авторское мышление, т.к. заставляет думать о восприятии читатетлем текста и возможном его домысливании/продолжении.  Учит автора использовать в стихах простые тропы (сопоставление, скрытые метафоры), чувствовать ритм.


Правила игры.
1. В игре принимают участие два автора.
2. Каждый автор последовательно пишет, по строке японского сонета (яс). Правила написания яса в конце поста.
3. Желающий сыграть, оставляет первую строку под данным постом (если в течении дня пары не найдётся, то игра будет с ведущим данной страницы)
4.Каждое трехстрочие должно строиться как теза-антитеза-катарсис (быть близким к этому)

пример из КИПы  http://www.stihi.ru/2012/06/23/4055  (совместный яс с Александром Савостьяновым)

***
полем дорога
вьётся весенний ручей.
дочкины косы.

листья на вербе.
вбок накренился давно
крест над церквушкой.

вечер. шумит вороньё,
лают собаки.
полная будит Луна
запах сирени.


--------------------------
полем дорога  (теза)
вьётся весенний ручей. (антитеза)
дочкины косы (катарсис)
 ---------------------------
плавающей цезурой добились: смысловой близости вьётся/бежит дорога и ручей. Дочкины косы — смысловые связки: дочка-весна // косы - и ручей, и дорога.. всё бежит, всё меняется.  Третьи строки (катарсис) не должны быть продолжением.. они всегда что-то неожиданное, но взаимосвязанное с первыми двумя.. и ещё первые две строки теза/антитеза - дорога (неизменная/данное судьбой) - ручей (текущее, момент). теза/антитеза могут быть любых состояний (тёплое/холодное, чёрное/белое, сладкое/горькое, длинное/короткое.. и т.д.)
 .
 листья на вербе.
 вбок накренился давно
 крест над церквушкой
 ---------------------------
 вторая строфа - внутреннее состояние, но построение её также как и в первой: весна-верба-листья (только что/недавно прошла пасха/вербное воскресенье) теза, но над церковью крест накренился давно (антитеза).. при этом если считать первую строфу целиком тезой (то там светлые переживания весна/дочка) то вторая строфа может считаться антитезой (что-то не так, и над всем крест)
 .
 вечер. шумит вороньё
 лают собаки
 полная будит Луна
 запах сирени.
---------------------------
последний катрен максимально свободен, но и в нём лучше не уходить от зрительно-визуального ряда и настоящего времени.. и тезы/антитезы: лают, шумит, но будит (беззвучная) луна



 Критерии оценки по японскому сонету (рекомендации по написанию)
 Японский сонет (2 хокку + 4 строчки, являющиеся, по сути, двумя связанными между собой по смыслу двустишиями) подразумевают право на самостоятельное существование каждого хокку, и в то же время неотделимость их друг от друга в контексте общей идеи произведения. Количество слогов 5-7-5 для хокку и 7-5-7-5 для четверостишия (ударные 1-4-7 слоги)
 .
 1. Не пишите в рифму, она дает чувство ложной завершенности, а в хайку(ясе) всегда есть приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
  2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
 3. Не выдумывайте  «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
 4. Не пытайтесь объяснить что-то, а лишь покажите это.
 5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
 6. Не пишите дневник или рассказ на тему «Как я провел лето».
 7. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего –  должно создаваться ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
 8. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное ее прочтение.
 9. Прием ради приема, красивость ради красивости и т.п. делает текст плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.


В ЗАЧЁТ


*** Детское (авторы: Рундель Ксения и Александр Савостьянов)

Cтол на террасе. (rk)
Кресла, диванчик, гамак. (as)
Окна открыты. (rk)

Чайная роза. (as)
Стынет пустой каркаде. (rk)
Струны гитары. (as)

Кошка забилась под куст. (rk)
Лают собаки. (as)
Мама выносит во двор (rk)
Булочки с кремом. (as).




*** (авторы: Элен Смит и Ирина Семко)

вечер прохладный (эл)
в мокром кармане песок (ир)
берег пустынный (эл)

мостик дощатый (ир)
жёлтых кувшинок цветы (эл)
кисти Ван Гога ( ир)
 
небо и птицы в воде (эл)
плеск камышовки (ир)
мысли о чём-то своём (эл)
в шумном вагоне (ир)










ТЕКСТЫ (возможно коментарии к ним, помогут авторам, лучше освоить данную миниатюру)


29.06.2012 года.

*** авторы: Целия и Ольга Линейка.

Ветка сухая. (ze)
Камни под голой ступнёй (ol)
Птицы умолкли.(ze)

Солнце на волнах (ol)
Старый рыбацкий баркас(ze)
В бухте укромной (ol)

Грубо сколоченный стол (ol)
Под пёстрым тентом (ze)
В трубке ядреный табак. (ol)
Ставший легендой (ze)

--------------------------------------
получилась вполне достойная миниатюра.  В первой строфе теза/антитеза/катарсис, скорее всего случайно, но удались.  ветка(взгляд вверх), камни под (взгляд вниз),  и скриытые сухая/мокрые (так как это берег залива/бухты). Камни под голой стёпнёй - неявная боль/вскрик, но (такой что) птицы умолкли или из-за того что «ветка сухая» остыли чувства.. любое разжёвывание образов, продолжение особенно в третьих строках, упрощает стих, является ошибкой.
Во второй строфе аналогичное продолжение тезы/антитезы. «укромной» - авторское видение  (строчка, например: в чёрных ракушках, эта деталь добавила бы многоплановости: если видны ракушки, то значит баркас на берегу (а солнце на воде, заняло его место, баркас стал никому не нужен, он тёмный даже днём при солнце и т.д.). Завершение катрена  в рифму  создаёт чувство завершённости, в миниатюрах должна оставаться «приоткрытая дверь»,  «ставший легендой» - авторское утверждение уход в обобщающие понятия от картинки (это минус).   


*** авторы: Александр Савостьянов и Рундель Ксения

три пирамиды (as)
тени легли на песок (rk)
ветер пустыни (as)

раннее утро(rk)
путник. двугорбый верблюд (as)
возле колодца (rk)

узкий туннель и тайник (as)
в опочивальне (rk)
кубок стеклянный с водой (as)
золото в слитках (rk)

-----------------------------------
в данной миниатюре я бы во-первых поменял местами первую и вторую строфу: почин должен быть небольшой, но загадкой.. три пирамиды это сразу Египет, Каир..

раннее утро(rk)
путник. двугорбый верблюд (as)
возле колодца (rk) - эту строку я бы поменял. «возле колодца» не тянет на катарсис.. например на «к пальме привязан» не скажу что считаю замену удачной, но показываю только принцип: катарсис в том (прозрение) что всё кажется привязанным к пальме, и раннее утро, и путник и верблюд..  после двух горбов логично появляются три пирамиды, которые тоже могут показаться привязанными, связанными тенями.  Ловля ветра тем более в пустыне - ещё большая суета-сует..  и ветер древнее пирамид и теней.
Но теперь катрен ещё больше кажется не к месту (совсем из другой оперы). Абсолютно чужой план и зрительно-визуальный ряд. Если его переработать может получиться  хорошая миниатюра.



----------------------------------------------------

*** авторы: День Деньской и Рундель Ксения

шляпных дел мастер (дд)
пестрый клубок узких лент (рк)
в лапах кошачьих (дд)

карты гадалки (рк)
ветер принёс и забыл (дд)
город о сказках (дд)

зонтик закрытый в углу (рк)
дырка в кармане (рк)
ночь опустилась. на грех (дд)
Мэри вернулась (рк)


*** авторы Илья Беляев и Александр Савостьянов 

Солнце в зените (иб)
башни останкинской шпиль (ас)
ветер терзает (иб)

на тротуаре (ас)
голуби ходят кругом (иб)
хлебные крошки (ас)

Сяду в тени у ворот (иб)
дым сигареты (ас)
привкус ментола во рту (иб)
девушка в джинсах (ас)



*** авторы: Наталья Невозможная  и Кэт Шмидт

Скрип половицы, (KS)
Бряцанье ложкой об стол, (NN)
Хруст хлебной корки. (KS)

Голос охрипший (NN)
не разобрать в темноте (KS)
Чёрт или дьякон (NN)

Дырок в карманах не счесть,- (NN)
Куклы в котомке (KS)
Швы на макушке свербят (NN)
Уличный клоун(КS)