Славянские Боги. Род

Нина Орлова
Много веков прошло со времени крещения Руси, подзабылась вера наших предков. Но мы вспоминаем, а вспоминая, идеализируем, приукрашиваем. Вот и бог Род. О нём надо бы говорить, каким его представляли в Древней Руси и каким он представляется в наши дни.
В 996 году князь Владимир издаёт запрет на изучение дохристианской Руси, летописи волхвов уничтожались, а вместо  них писались другие монахами в монастырях и всегда с позиции «нехорошего язычества». Мы располагаем летописями XII-XVI веков.

Вот и Б.А. Рыбаков, видный учёный-историк, опирался на подобные летописи. Цитируя трактат «Слово об идолах» неизвестного автора ХII века, Рыбаков писал в своей книге «Язычество древней Руси» следующее:
«То внимание, которое оказывает культу Рода автор "Слова об идолах", упоминая его в пяти местах своего произведения и прослеживая огромный ареал этого культа (Египет, Малая Азия, Греция, Рим, славянский мир), говорит в пользу того, что мы не имеем права расценивать Рода на уровне домового, мелкого семейного божка с его внутренним интимным культом…. Учитывая давнее и повсеместное yподобление женщины, pождающей нового человека, земле, pождающей ypожай нового хлеба, необходимо и в pожаницах "Слова об идолах" yчитывать этот агpаpно-магический аспект, возникший еще в земледельческом неолите и энеолите.

Тpипольские женские статyэтки, yкpашенные символами плодоpодия, могyт быть pассмотpены в связи с вопpосом о pожаницах. Однако возникает одно сомнение: кyльт миниатюpных магических фигypок был сyгyбо домашним, семейным, и в этом смысле он плохо соотносится с тоpжественным поклонением идолам Рода и pожаниц. "Мнози бо от хpестьян тpапезы ставять идолом и наполняют чеpпала бесом... Се пеpвый идол - pожанице". "Ставяще тpапезy кpyпичьными хлебы и сыpы и чеpпала наполняюще вина добpовоньного и твоpяще тpопаpь pожьствy (богоpодицы) и подавающе дpyг дpyгy ядять и пиють….. Русский автор XII в., пишучи о Роде и рожаницах, подразумевал божества урожая, плодородия земли (может быть, плодовитости скота), так как жертва рожаницам приносилась бескровная - продукты земледелия и скотоводства. Младший современник автора "Слова об идолах" новгородец Кирик спрашивал о том, как поступать «аще се Роду и рожанице крають хлебы и сиры и мед»…

Прежде всего местопребывание Рода указывается в источниках не в доме или под печью, что было бы естественно для домового, а "на воздусе", на небе. Отсюда, с неба, Род "мечеть на землю груды", совсем как античный Зевс бросает на землю громовые камни-метеориты. С именем Рода связаны молния "родиа", наземные источники - "родники" и подземный огонь пекла - "родьство огненное". Этимологически имя Рода связано с такими понятиями, как "природа", "народ", "урожай", "плодородие" и т. п.
 
Но самым главным и самым существенным является то, что церковные писатели XI - XIII вв. уравнивали Рода со своим верховным божеством, богом-отцом Саваофом, творцом всего мира. Особенно интересно в этом смысле специальное поучение, условно названное издателем "О вдуновении духа в человека". Это произведение является толкованием евангельских слов Иисуса Христа о боге: "Отец мой делатель есть даже и доселе...". Русский комментатор XII-XIII вв. всю свою статью посвятил противопоставлению языческого Рода христианскому Саваофу как двух равных по могуществу божеств, с той лишь разницей, что язычники, по его мнению, ошибочно приписывают своему богу зарождение жизни и вдуновение духа в человека: "То ти не Род, седя на воздусе мечеть на землю груды и в том ражаются дети... всем бо есть творец бог, а не Род!".

Как же могло получиться, что Род, равный христианскому божеству Вселенной, в источниках всегда сопряжен с рожаницами, божествами меньшими по масштабу, даже если и считать их не только "долями" отдельных людей, но и божествами плодородия, урожая? Ответ нам дают античные мойры, с которыми так любят сопоставлять рожаниц: ведь мойры, богини судьбы человека, были дочерьми Зевса и Фемиды. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю богов, прядя нить жизни или обрывая ее в предназначенный срок. Мойры так же относятся к Зевсу, как, например, христианские ангелы-хранители к Саваофу. Поэтому мы должны исходить из таких сопоставлений: Зевс и мойры; Род и рожаницы; Саваоф и ангелы-хранители. …» (Рожаницы написаны с маленькой буквы у этих двух авторов)))

А вот что писал Б.А. Рыбаков по поводу знаменитого Збручского идола
в 5 главе своей книги «Язычество древней Руси»:

«…исключительным оказывается збручский Род-Святовит, представляющий собою не изображение какого-либо отдельного божества, а дающий целую космогоническую систему, четко сложившуюся к IX в.
весь предшествующий материал ничего не говорил нам о высоком развитии, об итогах теологических размышлений древних русов к моменту зарождения государственности. Збручский идол прекрасно отражает именно этот важный переломный момент в истории восточного славянства, соединяя в себе архаичные черты, уходящие чуть ли не в земледельческий энеолит (богиня-Мать) с новыми элементами, порожденными новым дружинным бытом (бог-воин, всадник с оружием). … Под общей шапкой - четыре человеческих лица, завершающие четыре плоских грани идола.» На трёх горизонтальных ярусах расположены 11 изображений. Рыбаков доказал, что изображены пять богов: Макошь, Лада, Даждьбог, Перун и Велес.

«Верхний ярус - божества, находящиеся на небе. Средний ярус - простые люди, люди земли.Нижний ярус - божество, поддерживающее землю с людьми. - Все три царства … налицо. Для расшифровки религиозного содержания збручского идола и для определения его места в славянской мифологии нам необходимо, во-первых разгадать каждую из пяти фигур божеств, а, во-вторых, определить общий смысл всего одиннадцатифигурного комплекса…. богиня с рогом изобилия - Макошь, Мать урожая, а богиня с кольцом - Лада, богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. …Конь и сабля-палаш (датируемая археологически IX в.) позволяют назвать только Перуна, бога грозы и войны, именем которого русские бояре клялись, положив обнаженные мечи и прочая оружия…. Божество со знаком солнца может быть или Хорсом, божеством самого светила, или же Дажьбогом, богом солнечного белого света, подателем благ, названным в летописи мифическим царем, сыном небесного Сварога, - именем Солнце, его же наричють Дажъбог.

Солнце и белый свет четко различались древнерусскими людьми; солнце-светило рассматривалось лишь как субъект света (вещь бо есть солнце свету), а сам свет вселенной оценивался как неосяжаемой, т.е. без видимого источника. Здесь, в збручских рельефах, безусловно следует предполагать не Хорса, а Дажьбога, славянского солнечного Аполлона, для которого солнечный символ был не сущностью, как для Хорса, а лишь опознавательным знаком, помещенным поэтому не в руках, как атрибуты у обеих богинь, а лишь на его одежде…. Мужское божество, держащее на своих плечах всю землю, а следовательно, находящееся под землей, может быть сопоставлено, следуя указаниям лингвистов, с Велесом-Волосом, одна ипостась которого связана с подземным миром умерших. Велес, хотя и был связан с мрачным подземным миром, но отнюдь не являлся враждебным божеством, а наоборот, был скотьим богом, т.е. богом богатства, обилия…»
 
Итак, получилось изображение пяти богов в одном идоле Роде (у западных славян более почитаем был в такой роли Святовит или Свентовит). Бог Род ЕДИН И МНОЖЕСТВЕННЕН, Макошь, Лада, Перун, Даждьбог, Велес – его ипостаси.

Но как сухо написано об этих богах! Где-то называет их «божествами», где-то «божками»…

А вот как написал о Збручском идоле наш современник на одном сайте:
Прав Вергилий: «Выбирая богов - мы выбираем судьбу». Рода изображает знаменитый Збручский идол, окрашенный некогда в красный цвет. Он представляет всю Вселенную: четыре грани — четыре стороны света, три яруса - три вертикальных мира. Верхний ярус – ПРАВЬ- небо с фигурами четырех богов: богини с рогом (Мокошь/Макошь), бога-всадника с мечом (Перун), богини с кольцом в руке (Утренняя Заря) и бога с солярным знаком на груди (Хорс/ Даждьбог).

Средний ярус – ЯВЬ - земля с хороводом людей. Под двумя богами - двое мужчин, под Зарей - женщина, под Мокошью - женщина с ребенком. Нижний ярус – НАВЬ -  подземный мир с трехликим богом, стоящим на коленях и держащим на себе землю. (Велес/Чернобог.) Композицию увенчивает княжеская шапка. Она придает всему изваянию фаллический облик и в то же время напоминает: это не просто модель Вселенной, а образ ее повелителя - Рода. Четырехликость - общеиндоевропейская черта космических, всеобъемлющих богов. Тот, кто выбирает Рода и ведическую религию своих великих пращуров, выбирает путь познания и творчества, обретает активность и осознанность своей жизни. 

И вот как торжественно о Роде пишут современные  родноверы и инглинги:
Богъ Родъ - персонификация множества Богов и Предков, Един и Множествен одновременно. Когда мы говорим о всех Предках наших: Отцах, Дедах, Прадедах и Пращурах, мы говорим - это мой РОДЪ. К нему мы обращаемся, когда нужна поддержка Богов и Предков, ибо Боги наши суть Отцы наши, а мы дети их. Бог-Покровитель Чертога Бусла (Аиста) во Сварожьем Круге.
Славянство – родная религия крупнейшей в Европе группы родственных народов общей численностью более 300 млн. человек, объединённой близостью языков и общностью происхождения. Возраст славянства – более 20 тысяч лет. Единый Бог славян – Род.

Русские – народ, берущий свое начало от первопредка Руса – сына Богумира; внука Марены и Дажьбога, Перуна и Роси; правнука Лады и Сварога; праправнука Рода – Бога единого.

Как вы, читатели, думаете, кому я поверю больше – Рыбакову или родноверам? Правильно, родноверам))))


Если наберёте в Гугле «Бог Род – рисунки», то их будут тысячи и очень красочные. Чаще всего встречается Род в виде древне-русского витязя как на картине Сонцеслава Крижанівського.



Литература:
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
Картинка из интернета: Збручский идол.

Взято с сайтов
http://energodar.net/vedy/bogi.html#ВЫШНИЕ_БОГИ
Хороший клип о Богах славян
http://clck.ru/Csyab