300 лет со дня рождения Ж. Ж. Руссо

Акростихи Наталии Белостоцкой
 
ЖАН  ЖАК  РУССО
(28 июня 1712 г. – 2 июля 1778 г.)
   
               
                «…Язвы мира ввек не заживали:               
                Встарь был мрак – и мудрых убивали.
                Нынче – свет, а меньше палачей?               
                Пал Сократ от рук невежд суровых,
                Пал Руссо – но от рабов христовых               
                За порыв создать из них людей»

                Ф. Шиллер «Руссо»


Жан Жак Руссо – известный французский писатель, мыслитель, философ.
Его девиз: «Посвятить жизнь истине». Свою нелёгкую, временами мучительную жизнь Руссо описал  в автобиографической книге «Исповедь».

Родился 28 июня  1712 г. в семье часового мастера, а когда подрос, стал работать в гравёрной мастерской. За работой он впервые осознал,  как плохо быть «жалким подмастерьем из квартала бедняков». Покинув мастерскую, испытал горькое чувство унижения, когда голод вынудил его надеть ливрею лакея. В 1741 г. отправился в Париж, где обратил на себя внимание таких  деятелей просвещения как Вольтер, Монтескье, Гольбах, Дидро и др. Но с просветителями он разошёлся во взглядах на общество в целом и на духовную жизнь отдельного человека.  Поэтому Руссо решил  приступить к написанию трудов, которые бы отражали  его видение мира, его взгляд на жизнь.

Трактаты Руссо «О влиянии искусств и наук на нравы» (1750 г.),   «О происхождении неравенства среди людей» (1754 г.) адресованы господствующим сословиям, смысл обращения таков: если вы, господа, верите в спасительную для всего рода человеческого мощь прогресса, то почему торговля, промышленность, науки, искусства служат утопающим в роскоши тунеядцам, а труженики (подавляющее большинство каждой нации) лишены необходимых средств к существованию? Руссо, как ни один из проповедников веры, возражал против развращающего влияния театральных зрелищ буржуазного общества: «Театр вносит в жизнь порок и соблазн тем, что он выставляет их напоказ», хотя  Руссо не был против добродетельных зрелищ, которые давали бы людям отдых от жизни, полной горестей и нужды.

С именем Руссо принято связывать «культ природы». Раскрывая, как возникло, углубилось неравенство между людьми, а с ним и гнёт, деспотизм, рабство, Руссо идеализирует элементарнейшую форму жизни, не ведавшей никаких соблазнов цивилизации.  Как известно природа для Руссо – вселенская родительница человека, давшая ему могучий инстинкт свободы, интеллект, цельность характера, нравственное чувство, доброту, великодушие – всё то, что исчезает в цивилизованном обществе. Прославляя природу и тот исключительный порядок, который господствует в ней, Руссо, как свободный мыслитель, с революционным пафосом  бичует   беспорядок и несправедливость, царящие в мире социальном. «Видеть несправедливость и молчать, это значит, самому участвовать в ней»…«Картина природы являла мне только гармонию и пропорции, картина рода человеческого…только смятение и беспорядок».  Он считал, что церковь подчинила сознание масс, их волю сказками о загробной жизни и страшных мучениях. Негодующе Руссо писал: «Какая надобность искать ад в будущей жизни? Он существует уже в здешней». Руссо утверждал, что в глубине души у человека живёт врождённый принцип справедливости и добродетели – это Совесть.

«Совесть! Божественный инстинкт, бессмертный и небесный голос, непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобным богу!» –восклицал Руссо. Церковь объявила его еретиком, более страшным, чем все атеисты. Яростные нападки  священнослужителей на Руссо связаны с тем, что он, философ, был свободен в понимании веры и религии, а иметь своё мнение наказуемо. Руссо назвал «Богом мира» – Природу, говоря: «Есть одна книга, открытая для всех глаз, эта книга природы. По этой великой  и возвышенной книге я учусь…». Человеку природы Руссо противопоставляет человека созданного обществом, утверждая, что «разделение общества на бедных и богатых, на угнетённых и власть имущих – всё это порождено людьми. Человек от природы добр, и только, живя в развращённом обществе, человек становится злым и порочным».

В отличие от сторонников и идеологов буржуазного строя, которые видели в этом строе одни положительные стороны, Руссо доказывал, что прогресс цивилизации неизбежно сопровождается регрессом нравов и ухудшением материального и правового положения трудящихся.

В сфере политики Руссо был особенно решительным. Он видит неравенство состояний и прав «пышной роскоши» и «отчаянной нищеты». Республиканец Руссо – вполне сложившийся демократ, отвергающий возможность уговорами, доводами логики побудить власть имущих –будь то монарх и дворянство, или Совет и Малый совет – отказаться хотя бы от толики своих привилегий. «Имена богатых и титулованных у всех на устах, они – «знаменитости», а кто из них заслуживает почтения? Кучка наглецов – с ними не стоило бы считаться, если бы не то зло, которое они творят» (Ж.Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза», 1760  г).

Роман «Новая Элоиза» имел невероятный успех у современников Руссо. Этим романом зачитывались, проливали слёзы, восхищались автором. Известно, что именно этот роман Руссо был переведён на русский язык ещё при жизни автора. Роман «Новая Элоиза» выдержал свыше 60 изданий за 40 лет – это успех, какого не имело ни одно произведение французской литературы 18 века (даже «Кандид» Вольтера).

Позиция Руссо по отношению к власти – категорична.  В трактате «Об общественном договоре» (1761 г.) он исходил из некой «общей воли» гражданского общества.

Руссо предавал анафеме богачей, «деспотизм которых…поднимает свою отвратительную голову», и тогда он объявил «законным актом» – мятеж, свергающий тирана с престола.  Если Вольтер умеренно «подрывал» основы религии и церкви, то Руссо посягал на большее – на всю систему порабощения и угнетения человека человеком. И посему «богохульник» Вольтер был более терпим аристократами, чем верующий Руссо, который заявил «не бог создал богатых и бедных. Люди сами создали искусственную, ненормальную жизнь, а потом жалуются на бога». Гениальный плебей, возвестивший смело и красноречиво требования угнетённых масс, вызвал негодование и ненависть привилегированных сословий всех государств, которую он испытает в дальнейшей своей жизни.

Но, а пока, устами пылкого, искреннего благородного человека говорил сам народ и потому, таким беспощадным обвинителем господствующего класса предстал дерзкий сын женевского часовщика, который считал, что культура развращенного общества, разделённого на тружеников и тунеядцев, есть культура порочная, вредоносная. Руссо утверждал, что только народу предоставлено право издавать законы, только народ должен иметь власть, а правительство – лишь исполнитель воли народа до тех пор, пока оно необходимо народу.  Руссо сформулировал идею народного суверенитета и право народа свергать тиранов, эта мысль  трактата «Об общественном договоре» является одной из вершин политической мысли буржуазной демократии – это самое революционное сочинение того времени.

А в романе «Новая Элоиза» Руссо, устами своего героя, раскрывает истинную сущность цивилизации, навязываемую другим  народам: «В Бразилии, Перу, Мексике, Южной Америке увидел там несчастных обитателей, жалкие остатки некогда могучих народов, чьи земли опустошают, грабят «цивилизованные» алчные к золоту и драгоценностям европейцы».   

Такими откровенными трудами и речами  Руссо нажил немало врагов: от мадам Помпадур – фаворитки короля, до философов во главе с Вольтером, а также буржуазных законодателей.

Вольтер возненавидел Руссо до такой степени, что глумился публично над его идеями и сочинениями, выставляя  Руссо сумасшедшим. Полемика дошла до такого уровня, что Руссо было запрещено (не без влияния Вольтера) приезжать в Женеву – в город, где Руссо родился. Но Вольтеру  и этого было мало – он издал анонимный памфлет, обвиняющий  Руссо в намерении ниспровергнуть Женевскую конституцию и…христианство. Ни больше,  ни меньше!

А Руссо не замечал опасности, он находился под впечатлением восторга от завершения своих новых трудов. Понимание того, что над ним «сгущаются тучи», стало неожиданным  для Руссо, вдруг очевидным до такой степени, что он заболел.  Но беда не приходит одна (кто-то ей помогает) и парижский парламент без предварительного уведомления постановил сжечь новую книгу Руссо «Эмиль» (1762 г.), а автора арестовать. Механизм по травле свободомыслящего философа запущен. Сочинение Руссо предано огню (а в обществе, не без науськивания его недоброжелателей, поговаривали, что следовало бы сжечь и автора). Наступили годы скитаний. Руссо уезжает из Франции в Швейцарию. Там он считает себя свободным, но не надолго. Враги преследуют его, предавая огню уже в других городах и странах книгу Руссо «Эмиль».

«Вся Европа в беспримерной ярости прокляла меня.   Я был для неё нечестивцем, безбожником, сумасшедшим…». Уже во владениях прусского короля Руссо начинает новый этап борьбы с неприятелями. Он выступает от имени истинного христианства, бросая обвинения фарисеям. И что?!
Все пастыри приняли на свой счёт эту речь и перед ним закрываются двери храмов, ему отказывают в причастии и предают анафеме, мало того –
настраивают против Руссо местное население. Мирные обыватели взволновались, и Руссо стал подвергаться оскорблениям и угрозам. Дом Руссо был закидан камнями с угрозами расправиться и с хозяином. Травля мыслителя продолжалась. Став нежелательной персоной (возмутителем спокойствия), Руссо отказывают в месте на жительство. И вновь скитания. Прожив на острове св. Петра недолго, Руссо получает приказ – покинуть его.
Руссо колесил по Франции, писал письма...

Последние годы Руссо жил в большой бедности.  Деньги на пропитание он зарабатывал перепискою нот (он знал нотную грамоту и даже сам сочинял музыкальные произведения когда-то). В последнем своём произведении «Прогулки одинокого мечтателя», Руссо уверовал, что ему нечего ждать  никакой справедливости в будущем. Умирая с ощущением и сознанием того, что он «один в целом мире», Руссо не ведал, несмотря на происки врагов, что им отвоёваны и настоящее и будущее.

Новое поколение революционеров объявляют Ж.Ж.Руссо своим учителем, который,  не в пример Вальтеру, до конца оставался верен своим принципам.    Будущие лидеры Французской революции провозгласили культ Руссо. А в зале Национального собрания бюст Ж.Ж.Руссо был поставлен напротив бюстов Франклина и Вашингтона.

Руссо  и Вольтер умерли в один год. Но через некоторое время, решено было произвести перезахоронение, а затем и реставрацию надгробий  этих великих мыслителей, и именно  в это время тело Руссо  было сброшено   в  яму с  раствором  негашёной извести, чтобы оно растворилось и исчезло навсегда.  Сложилось мнение, что это сделали  фанаты.   А, может быть, это  были  исполнители чьей-то воли?  Так закончилась  беспрецедентная  борьба аристократии с великим, свободным Мыслителем.
Пусть же  народная память о мыслителе, философе, писателе  Ж.Ж.Руссо не подвергнется подобной «известковой» акции в этом хитром и жестоком мире, не прощающем свободу мысли, независимость суждений, стремление к справедливости. 


ЖАН  ЖАК  РУССО


Ж*изнь началась с труда и испытаний…
А*нтагонизм двух классов видел он:
Н*еравенство и прав, и состояний,
Ж*алея тех, кто правом обделён,
А* к власть имущим был бескомпромиссен.
К*ак истинный французский патриот –
Р*еспубликанец справедливых истин,
У*мел он заступиться за народ:
«С*вергать тиранов! Жизнь – как гимн свободе!» –
С*вой воспевал он культ, но «культ природе»,
О*на – основа доброты в  народе.
10 сентября  2011 г.