Разговор двух читателей

Натали Никифорова
- Почему Вы с таким презрением говорите о книгах? Вы что совсем не читаете?

- Почти нет.  Все, что хотел уже прочитал. Я не признаю современную литературу.  Все основное давно написано, и написано хорошо. Зачем писать еще раз и хуже. О чем пишут в книгах? О грехах человека. Но о них давно все уже написано, ничего нового написать нельзя. Если и читаю, то перечитываю классику. Человечество стареет и деградирует. Оно уже не может родить ничего хорошего.

- Так не бывает. Нельзя прочитать все.

- Я многое пережил, мне этого достаточно.

- Но это другое. В общем-то, я согласна в плане того, что самое,  самое уже написано.

Но ведь если читать только классику,  не сможешь понять современность. Да, грех и добродетель они вечны, но, боже мой, сколько у них оттенков. Наверное, наша цивилизация клонится к закату. Если сравнить ее с человеком, то расцвет  приходится,видимо, на эпоху Возрождения. Удивительно, но человечество    в начале своего пути было очень высоко духовно и высоко развито.  Апулей, это же второй век нашей эры. Какие у него предложения! Невозможно представить, что это написано 2000 лет назад. Какие умные были люди.

  А современник Леонардо да Винчи Джорджо Вазари и его жизнеописания знаменитых живописцев!  Он же художник, а не писатель!

Правильно, наверное, говорят, что в определенный момент человечество пошло неверным путем. Выбрало технократию. Благодаря этому, мы имеем загубленную природу, бездуховную молодежь  и короткие предложения.

Я, конечно, согласна с Вами во многом, но «За Державу обидно».

Хочется надеяться, что до маразматической старости человечества еще долго, и потом Вы, видимо ,  говорите обо всей литературе, обо всем написанном, а я беру небольшой отрезок времени, нашу жизнь, и сравниваю разные ее периоды. Ведь все относительно. Если сравнивать с 18 веком, получается одно, а если  сравнивать происходящее сейчас с 90 годами прошлого века, когда кинотеатры переоборудовали в магазины и склады, стадионы в рынки, театры просто закрыли; так по сравнению с тем временем сейчас «возрождение».

Я поддерживаю Армстронга, который в 70 лет восклицал: «Как чудесен этот мир!»  Позвольте поспорить. То, что прилавки забиты макулатурой  не значит, что нечего и некого читать.

После некоторого размышления она продолжила спор.

-  Читаю я не так уж много, но даже поразмыслив над тем немногим, что прочла за последнее время, я припомнила немало авторов, которые были событием в моей жизни.

Возьмем нашу литературу.

Акунин. Не люблю и никогда не читаю детективы. Терпеть их не могу. Но книги Акунина это не дюдики и не чтиво для метро. Его книги интересны и глубоки. Особенно об Эрасте Фандорине. Он посвящает их литературе ХIХ века, когда  она (литература) была великой. А я думаю, время расставит все по местам, отметет макулатуру, а  алмазы выйдут на поверхность и потомки будут называть великой литературу 20 века. «Большое видится на расстоянии.»  Не думаю, что Акунина забудут.

Проза Татьяны Толстой меня просто потрясла. Она вообще тетка интересная. Ее с подругой беседы с  интересными людьми то немногое, что я смотрю по нашему телевизору.

Ее фантастическая повесть, а может роман, не помню, «Кысь». выбивается из ряда других ее произведений.  Отличная вещь. Мы ходили под впечатлением нескольно месяцев, обмениваясь словечками из книги. Приводили несведующих людей в недоумение странными высказываниями почерпнутыми там же. Сила воображения  ее просто поражает. . А образы ее настолько яркие, что стоят перед глазами долгое время.. «Хочу в деревню пробежаться в валенках на всех четырех ногах» – говорит моя подруга, повторяя героя этой книги.

Надо перечитать. Найти где-нибудь и повеселиться и поразмыслить еще раз.
Людмила Улицкая одна из моих любимых современных писательниц. Я ее считаю современным Достоевским. В некоторых местах чувствуется влияние Набокова.  Тот же наполненный хороший русский язык, хотя пишет в основном о евреях. Ну что ж  это судьба русской культуры. Еврейство оно велико!

Та же глубина человеческих переживаний, но в современных условиях. Мне кажется, да нет не кажется, а мне ближе и литература и театр, когда препарируется душа человека, а не общество. Или общество, но вместе с душой . И не иначе.
Из писателей препарирующих общество мне интересен Пелевин.

Особенно мне понравилась «Дженерейшен ПИ»  А его книгу «Чапаев и Пустота» даже поставили в театре. По-моему в «Луне», и по-моему я даже видела. Но ничего не могу сказать видно не понравилось, как впрочем и эта вещь Пелевина. А вообще очень талантливый и своеобразный автор. Уверена он тоже не будет забыт.

Что касается зарубежных авторов. Из современных авторов особенно мне хочется выделить Джона Фаулза. И особенно «ВОЛХВА». Это, конечно, написано не в 21 веке, но вторая половина и конец 20 пока тоже недалеко ушли. Я думаю этот писатель из тех кого можно считать классиком уже при жизни. И многие из 19 века просто отдыхают по сравнению с ним. Психологическая глубина, красота повествования и захватывающий сюжет вот что отличает книги Фаулза. А недосказанность будит работу мысли.

Плюсы и минусы есть везде и в нашей литературе и в зарубежной.

Японец Мисима велик и глубок, а Мураками, раскрученный, читаемый и очень почитаемый во всем мире автор, на мой взгляд мелок и прост. Но, повторю еще раз, время расставит все по местам. Я назвала наиболее ярких и запомнившихся мне авторов. Я уверена, что их значительно больше , я читаю мало и знаю еще меньше.

 Но то, что литература живет и здравствует, я уверена. А макулатура, ну что ж она тоже находит своего читателя, просто жить она будет недолго.

Москва
2006 год