Обзор стихотворений. конкурс время любви

Планета Рать
ОБЗОР СТИХОТВОРЕНИЙ. КОНКУРС «ВРЕМЯ ЛЮБВИ».

На конкурс поступило 14 стихотворений. Для удобства читателей сборник конкурсных стихов размещен в 9 выпуске Интернет-газеты "Хроники планеты", http://stihi.ru/2012/04/22/9415. Итоги конкурса - http://stihi.ru/2012/04/11/5298.
 
Казалось бы, оценивать произведения о любви легко – каждый  человек, в той или иной степени, пережил это светлое великое чувство, возможно, даже писал о нем стихи в юности. О любви, как и о футболе, каждый знает все и считает себя, если не специалистом, то авторитетным знатоком:

Я в вопросах любви съел такую собаку,
Что на выставке ей бы вручили медаль!

Отрешаясь от этой популярной точки зрения, с интересом и вниманием  прочитаем конкурсные произведения. Что нового скажут нам авторы, чем затронут струны душ опытных членов жюри, какие оттенки  чувства подчеркнут своим лирическим пером?

Забегая вперед, скажу, что сам с волнением и замиранием сердца читал нежные, страстные, порой отчаянные строчки и сопереживал, сочувствовал, вспоминал свое, сокровенное…
И обратил внимание, что в итоге, все первые места в конкурсе заняли представительницы прекрасного пола, среди лучших – два стихотворения, посвященных мужу…Так что, есть основания еще раз убедиться, что женщины любят тоньше, сильнее, вернее. С чем нас всех  и поздравляю.


1. Мехнина Татьяна. Люди судачили
 
Как это все знакомо, маленький поселок, город, все друг друга знают,  бабушки на лавочках перемывают косточки, и ОНИ – счастливые, не замечающие никого и ничего вокруг…  Ну не пара, не пара, - так считают все… Проходят годы, а они все такие же влюбленные в друг друга, а бабушки все осуждают…

…Люди судачили, нет, мол, у них любви -               
всё это выдумки, чистой воды расчёт.
Каждый способен состроить влюблённый вид,
если от этого прибыль в карман течёт…

Третью и четвертую строчки, мне кажется, лучше взять в кавычки, как цитату или прямую речь. Однако, все же, …“состроить”  влюблённый вид…,  может быть, вульгаризм  и придает достоверности беседе кумушек на кухне, но в рассказе  от лица автора сразу теряется многое.
 
Мнения членов жюри.
Наталья Троицкая (НТ): “И рифма не везде правильна и точна, а вот стихотворение «цепляет» своей  искренностью  и образностью, своеобразной мелодичностью.

...Люди не верили, что в столь короткий срок
можно друг друга прочувствовать от и до...
Твёрдо считали не более чем игрой
это сплетение жизней и городов...

И веришь автору: да, так бывает.” 
Александр Петруша (АП): Согласен с Натальей:  трогательно, достоверно о жизни.
Израиль Рубинштейн (ИР):  Действительно, - гимн любви в 20  строках. Хорошая рифма.   

2. Обыкновенный Придурок. Бесконечно о любви

В стихотворении, как факте литературы, всегда присутствуют и эмоции, и мысль, и мера. И первое и второе здесь, безусловно присутствует. Как и внешне спокойная, притягательная манера рассказчика.
Однако, проскальзывает  чувство тревоги, какой-то недосказанности, как будто автор опасается, что его слушают, но не слышат, а если и слышат, то могут недослушать…
Возможно, это ощущение возникает от несбалансированности, неоднозначности размера строк в катренах. Иногда такой прием допускается, но, как правило,  вызывает неоднозначное восприятие у читателя. Так получилось и у членов жюри.
НТ: Абсолютно не банально, не пафосно, но, тем не менее, пронзительно и чувственно рассказано о таком сильном человеческом чувстве, как любовь. Образы яркие, свежие:

…Выжигает глаза ослепительной вспышкою взрыва
Так небесный разряд в миллионы грохочущих вольт
Полетаешь немного /до первого нервного срыва/
Не всегда в урагане страстей оставаясь собой…

Интересная  рифма ( вольт-собой).

Хорош финал, утверждающий торжество любви вопреки всему:

…В отрицаньи любви есть своё погруженье в Нирвану
В увяданьи цветов есть своё ожиданье Весны….

ИР:  Произведение из 16 строк.Годится в разряд студенческих песен . Довольно вольное обращение с рифмой: вольт – собой, тьмы – весны. Вторая строка разной длины в разных куплетах.  Вряд ли так задумано.
   
3. Кукла Саша. Роза

НТ: Как всегда у данного автора – впечатляюще. Неспешное, обманчиво будничное повествование в стихах, с  неожиданным  утонченным  и  романтически-трогательным финалом:

…И знаете, Роза, прошло уже столько лет,
но все меня кличут по-прежнему - Маленьким Принцем…

Интересные рифмы (воск-босс; норов-скоро).
Стихи, которые навевают  ощущение сладкой тоски, ностальгии и светлой грусти.
ИР: Стихотворное  письмо о любви. Ритм  выдержан. Есть нарушение рифмы: по существу – ем да сплю.
АП: Соглашаясь со сдержанным отзывом уважаемого И.Рубинштейна, не могу не отметить следующее. Стихотворение интересно не только внутренней изысканной лиричностью, но и мастерски обыгранными сюжетом и интригой… А это дорогого стоит.

4. Лариса Неводничик. Я дышать без тебя не могу

ИР: Прекрасная песня.  Много- много экспрессии. К недостаткам отношу:
1) слабая рифма: не могу – в бреду; печаль – боль; война – моя;
2) нарушение ритма в последнем куплете;
3) строка  «Все страданья мне только в прок.» грубо выбивается из контекста стихотворения под таким названием.   
АП: При всех недостатках этого, наверняка раннего, стихотворения, оно привлекает искренностью, максимализмом и наивностью молодости. Не всякое юношеское стихотворение становится песней, а это стало. И это главное, а баллы и места в конкурсах у автора впереди.

5. Александр Савостьянов. Старенький домик

Самое пронзительное и неоднозначное произведение конкурса, оценить и судить которое возможно только с позиций житейской мудрости, жизненного опыта.  Обычная семья, обычная жизнь, родители, как родители… И наступает момент жизни, когда узнаешь о долге и жертвенности мамы, которая посвятила тебе жизнь, отказавшись, от может быть, иного счастья… О высоком благородстве отца, такого, казалось бы, простого и домашнего… О чуде любви, которая не судьба и, все-таки, судьба… О безнадежном ожидании, верности и надежде, которые преодолевают пространство, время, железные занавесы и границы государств…
И все это не в романе, не в кино, не с кем-то, а с тобой, с твоими родными. Это совершенно неожиданное и новое испытание Любовью, и важно, как ты это поймешь и примешь…
Каюсь, при оценке произведений и подведении итогов конкурса, жюри и председатель исходили из одномоментных, пусть и неформальных критериев: техники, эмоциональности, баланса уровня поэтичности и чувства, стройности сюжета и интриги и т.п.  А оценивать нужно было бы, учитывая то, что история эта еще не окончена, и произведение не завершено, и корректироваться и правиться автором оно будет  еще много раз, переживая его по-новому в каждом возрасте. Не берусь угадать окончательную форму – цикл стихотворений и ритмопрозы, поэма, роман в стихах…
НТ: В данном произведении на меня произвело впечатление именно дополнение в прозе , названное как «Экскурс в прошлое под плавный взмах мощных крыльев кондора в Андах».
Образность:
«…  НО…. пронзительной ноткой вечности ТАМ … пульсирует мистическая история любви моей матери…. и… двоюродного брата моего отца, волею судьбы оказавшегося в далёкой Аргентине…. в прошлом веке»…
Трогательно, пронзительно, сильно. Текст авторской песни выглядит попроще .
ИР:  Трогательное Предисловие.  Трогательная простенькая  песня. 20 строк без припева. «Фабрика за окном, которая  спит в глубине сознания» выбивается из контекста песни, она лишняя здесь. Связи  между стихами и Предисловием мне уловить не удалось.
АП: Согласен с мнением членов жюри о неравномощности поэтической и прозаической частей произведения. Вероятно, в теперешнем виде рассказу не хватает "срединной" части, которая бы перераспределила бы эмоциональный накал, выровняла уровень и ответила на вопросы.

6. Фрида Полак. Возвращение Любви

АП: Прекрасное стихотворение, мои комментарии, наверное, излишни. Предоставляю слово членам жюри.
НТ: В меру интересно, иронично, забавно. Рифмы достаточно просты (дверью-верю; недели-постели). Ритмичность соблюдена, эмоциональность высокая.
ИР: Прекрасно!   Безупречно! 
Игорь Истратов, как всегда, немногословен и просто выставил высший балл.

7. Николай Вуколов. Златовласая сероглазочка. посвящение

АП:Неровное произведение. Эмоции и чувства привлекают. Но форма хромает, лексика не выверена.
ИР: Много экспрессии. На  20 строк приходится 4 ритмических размера: строки 1-8, 9-12, 13-16 и 17-20. От этого произведение много теряет.

8. Владимир Непогодьев. БЕЗ ВАС

После прочтения стихотворения, возникает ощущение, что автор пишет не от себя, не от лица лирического героя, а пытается перевоплотиться подростка-тинейджера, да еще  времен конца 19-начала 20 века. Именно так воспринимаются строки:

…Зачем вы в жизни появились?
Зачем пленили вы меня?
Мне ваши прелести открылись
И изменилась жизнь моя…

Сравните с шедевром эмигрантского шансона:

…Зачем я вас, милый мой, узнала,
Зачем я полюбила вас, вас,
А pаньше я этого не знала,
А не билося сеpдечко каждый час…

ИР: Перепев романса И. Кондратьева «Очаровательные глазки».  А над этими трагикомическими строками нужно работать:

     «О, если б только вы бы знали
     Покончить я хотел с собой.
     Ведь мне без вас не надо жизни,
     Судьба без вас мне не нужна.
     И я раздавлен, и безжизнен,
     Судьба без вас моя горька.»             

АП: А ведь слышится в стихотворении своя мелодия и неподдельный накал чувств…   

9. Наталья Радолина. Музыканту...

Оригинальны замысел и сюжет стихотворения. Что-то есть от стеба, от одесского анекдота, от сценки в трамвае. Логика аналогична классическому:  Я бежала за вами два квартала, чтобы сказать, как вы мне безразличны! То, что происходит за кадром, в душе ЛГ, к сожалению, сможет прочитать не каждый читатель. А ведь это любовь… Чуточку бы тоньше и музыкальнее…
ИР: Слабая рифма: свет – наконец,; чувства- пространства; на свете – нету; друзья – меня. Произведение приемлемо как  шуточная песня.

10. Василий Толстоус. Шумит волна, изменчива...

АП: Есть находки, запоминающиеся строчки:

… Шумит  волна,  изменчива,
то  плача,  то  ворча.
Загадочная  женщина
притихла  у  плеча…

НТ: Мелодичость, ритм, образность хороши ( «тучи – акварелями» ; «беззвучно  вечер  катится»). Финал почти  удачен:

…Ни  слова.  Просто  смотрим  мы
серьёзно:  я  и  ты.
Ворота  душ  растворены,
устав  без  высоты…

Правда, над «воротами душ» надо бы еще подумать – души устали без высоты или их «ворота»;

ИР:  Красивое произведение.  Если бы не досадные недоработки:
     «Беззвучно вечер катится.
      прозрачней  свет  луны.
      В  твоё  простое  платьице
      с  луной  мы  влюблены.» 
            
     А в текст просится:

     «Беззвучно  вечер  катится,
     прозрачен  свет  луны.
     В  твоё  простое  платьице
     Мы с нею влюблены».

     «Ворота  душ  растворены,
     устав  без  высоты.» ?           Это какой-то ребус.   Нужно работать.   
 
11. Лилия Отрадная. Расскажи мне...

НТ: Цельное произведение с интересными  рифмами ( сагу-бумаги; стеклярус-парус; листья-истин), с яркой образностью:

…был в ажурном сплетении слов лихорадочный глянец…
(глянца улиц и лиц характерный критерий - изнанка),
…в грёзах розовых зорь, как в озёрах лазурных, купаясь,
кто-то заново строил мосты и песочные замки...

Ритм, мелодичность на высоте.
ИР:Красивое, грустное произведение из 20  строк: философия разочарования в любви. Написано безупречно.
АП: Тем не менее, глаз  читателя поэзии поневоле останавливается на красивых, но довольно часто использовавшихся в стихах других авторов, оборотах: “солнца стеклярус”, “кораблик из бумаги”, “песочные замки”… Чуть-чуть, но все же…

12. Эмили Шантэ. Я люблю тебя

НТ:Стихотворение так же берет за душу  своей трогательностью, нежностью, искренностью, светлой грустью. Образы: «С летающим змеем в небеса посылаю свои поцелуи», «Эта боль с беспощадностью тысяч иголок - столько лет под ребром...все смещаясь левее».
ИР:Прекрасное безупречное произведение из 16 строк по заданной теме..
 
13. Светлана Руднева.  Мужу

НТ: Трогательное своей безыскусностью и искренностью стихотворение о простых человеческих чувствах, которые и составляют человеческое счастье : «соскучилась, жду, люблю». Образность неплохая:
…Я сачком, словно бабочек, время до встречи ловлю…
Или:
…Снег опять за окном лохматыми хлопьями крошит…
Несколько в некоторых местах страдает ритм.
ИР:  Прекрасное, безупречное произведение по  заданной теме.

14. Зоя Соснина. Случай на трассе

АП: Многовековые споры ученых-естествоиспытателей  и теологов на тему: есть ли у животных душа, думают ли животные, разрешаются на мой взгляд, просто. Нужно повнимательней присмотреться к жизни наших братьев меньших, понаблюдать, пожить с ними рядом. Описанный случай – как раз, пример ответа на вопросы. Я для себя решил давно: есть у животных душа, только она другая, и думают и любят они по-другому, по-своему, бескорыстно и верно, и навсегда.
Стихотворение  покоряет своим неравнодушием, случай описан с натуры, особенно впечатляет финал, о том, что, как всегда, проходим мимо чужого горя, успокаивая себя тем, что уже ничем не поможешь… И мудрыми наблюдениями о неразрывности жизни и смерти в колесе времени:

…Что делать? – мчимся мимо, мимо…
Да разве можно здесь помочь?
Как смерть груба, неумолима! –
А жизнь хрупка… неуловима…
Мгновенье – и уходит прочь.

Немного настораживает стиль путевых заметок, очерковость.
НТ: Впечатляет, что автором замечена и поэтически передана история верности зверька, а не человека. Чтобы заметить любовь и верность у братьев наших меньших, нужно действительно глубоко понимать, что такое любовь.
Образность:

 …Свет фар то высветит   осины,
То ёлок сумрачный  шатёр,
То сучьев  вязь,  как рог лосиный,
То медленный полёт  совиный,
То гладь искусственных  озёр...

Эмоциональность – высокая.
ИР: Прекрасное произведение. К сожалению, - не очень соответствует выбранной теме.
АП: Вот тут я бы поспорил, но, лучше, в качестве аргумента, ставлю высокую оценку.

В заключение хочу поблагодарить членов жюри за честное, непредвзятое судейство, за обоснованность оценок и откровенность при обсуждении.

Поздравляю всех участников с чудесными, красивыми, запоминающимися произведениями!
Пусть вас ведет по жизни светлое и святое чувство любви!


Искренне Ваш,
Александр Петруша