К Матсу и Лайле. Томас Транстрёмер

Людмила Борман
Меж Самоа и Тонго на стовосьмидесятой долготе лежит спокойно-тонко
линия отсчета времени. Само же время линией ПолУночной  скользит
над океаном, островами и крышами домов, земли другую  половину
накрывая сном.
Здесь, в Вермланде  начало лета, жаркий полдень.От багажа освобождаюсь
и открываю сезон купальный в синих небесах. Внезапно замечаю за озером
вершины, что так напоминают  черепа побритых пациентов перед
трепанацией мозгов. Я раньше этого  не  видел, имея шоры на глазах и
неподвижность шеи, видимо. Сейчас увидеть был готов.
Поездка продолжается. Штрихи и линии заполнили пейзаж.Он словно
старые гравюры, где суетятся человечки меж гор или холмов,
что так похожи на муравейники, а их деревни из многотысячных штрихов.
Здесь каждый человечек-муравей провел свою черту в большой гравюре,
где центра нет, но всё едино  и  живёт.
И вот какое дело: фигурки хоть малы, но каждая имеет свое лицо -
искусен был  гравёр.Нет, то не муравьи. Они - простые люди и вольны
открыть всем имена свои и души.
В то время, как Протей,тот, кто современен так и стилен,
способный кружева плести из нужных слов, согласно пожеланьям клана,
которому служить на сей момент готов, тот суть свою открыть не может.
Как Оборотень, он боится пуль из серебра и потому увертлив.
Они же все принадлежат себе и не нуждаются в гнезде змеином корпораций
и государственной узде...
Поездка продолжается. В том доме живет мужчина, который был в таком отчаянье,
что метко выстрелил однажды вечером в парящий над травой гамак пустой.
А линия раздела дня и ночи все ближе, вот уже на полпути.
( Но только ты не говори, что время повернуть хочу я вспять) Усталость
протечет сквозь брешь, что после солнечных лучей осталась.
Я никогда не соглашался с тем, что будто бы алмаз способен за мгновенье
перечеркнуть картину мира царапиной  неизгладимой без сожаленья.
Нет, то была усталость, износ.От постоянного ношения стиралась
светлая и необычная улыбка. Лишь малость видимой осталась.
Её возможно вновь употребить, как жалкое подобие улыбки,
но невозможно ни  достойно оценить, ни правильно назвать.
Вопрос открыт. И кто-то... вбивает гвоздь мне в руку, когда она пытается писать.

05.07.2012