Мера ответственности. Слава Карижинский

Человечецкий Фактор
----------------------
Дорогие друзья, хочу обсудить с вами проблему, которая последнее время меня очень волнует. Перейду сразу к делу и приведу примеры.

Как автор может оценить меру своей ответственности за своё воздействие на читателя? Автор ведь в праве как угодно распоряжаться любыми драматургическими и художественными средствами, может развернуть перед читателем (зрителем) полотно кровавых и предельно жестоких баталий, (без прямых призывов - "бей врага") чтобы показать, например, ужасы войны и пробиться к сердцам читателей, призвав их к гуманности и человеколюбию. Но "перестаравшись", может вызвать обратный эффект.

Вспоминаю фильм Элена Климова "Иди и смотри" и "Восхождение" (его супруги Ларисы Шепитько). Реакция зала в бОльшей степени была негативной. Люди получили большой стресс, мало что поняли и стали обвинять в "чернухе"

Сейчас обвинения в чернухе звучат в адрес даже довольно безобидных (с моей точки зрения) фильмов, в которых, примеру, просто никто не улыбается, показывают заброшенные кварталы (фильм "Посредник").
Имеет ли автор-творец возможность оценить степень риска воздействия, чтобы разумно найти границы дозволенного (не навредить)?

Вспоминаю, как мы с матерью в своё время смотрели сериал "Твин Пикс". В целом кино воспринималось, как немного зловещий, мягкий, где-то даже сентиментальный и юморной то ли детектив, то ли мистерия...
И вот в одной из последних серий была показана довольно жестокая, очень неожиданная сцена убийства.
Отец Леланд, в которого вселился демон, убил свою племянницу.
Это, безусловно, был шок. Но для меня это был переносимый шок (при всей моей болезненной чувствительности ко всякому насилию, особенно телесному). И я пережил шок довольно легко. А мать не смогла. Ей стало дурно, она закричала, что это "сатанизм", чистое зло и больше не смотрела... В последней серии демон покинул тело отца-убийцы, и отчаявшийся отец, к которому сознание вернулось в тюрьме, рыдал от раскаяния и осознания всего содеянного (выдающийся актёр Ray Wise). Это был катарсис. Он смог осознать в этот момент, когда и как он допустил роковую ошибку, позволив демону овладеть его телом и разумом.

И ещё вспоминается шоковая реакция зала на фильм Гаспара Ноэ "Необратимость", когда, как писали в прессе, зрителей рвало в кинозале, они теряли сознание или начинали задыхаться...

КАК НЕ НАВРЕДИТЬ?

Я всё привожу примеры из кинематографа... Они нагляднее. Но я уверен, что данный вопрос затрагивает любое творчество, и - конечно же - литературу. В каждом виде искусства (творчества) есть драматургия и есть трибуна идеологии. Я сейчас говорю о драматургии. С сатанистами, маргиналами, ультра- инфра- всё понятно. Там прямой призыв - убивай врага, калечь предмет своей зависти - открытый призыв к насилию. С этим всё ясно.

_________
ЛИРИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ С УЧАСТИЕМ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА:

Сегодня мне приснился жуткий сон, который подвИг меня на написание этого блога. Снилось, что я сидел в кинотеатре и смотрел "Твин Пикс", к которому у меня с детства, как ни странно, сохранилось какое-то тёплое, позитивное отношение. Наверное, как о времени, когда ещё мир был интересен. Когда после школьных баталий я мог уйти в мир кино и быть спокойным...
И вдруг (во вчерашнем сне) я вижу, что герои какие-то не такие, как-то фальшиво говорят... Что-то не то... А потом сразу этот эпизод убийства, но гипертрофированный.

Расчленёнка, море крови, черви какие-то... И долго-долго (в "Твин Пикс" всё было гораздо быстрее и без избыточного натурализма). И вдруг я вижу, что кровь вместе с червями стекает с экрана и медленно расползается (именно это слово) по полу, направляясь к зрителям. За спиной я слышу тяжёлое дыхание и звуки рвоты.
Просыпаюсь тяжело, задыхаясь, в ужасе... Благо быстро понял, что это был сон, быстро мобилизовался - скок с кровати, кофе, чай, сигарета, балкон.. Стряхнул стресс и одышку. И всё запомнил в деталях. Долго потом анализировал...

И это при том, что я не смотрю никаких фильмов ужасов, и кошмарики мне снятся довольно редко...

Вячеслав Карижинский   09.07.2012 13:55