Итоги июня. Андрей Пермяков

Большой Литературный Конкурс
Сначала общее впечатление от подборки. Средний уровень весьма высок, впрочем, иного и сложно было ожидать: это всё-таки не самотёк, но результат работы номинаторов. Однако высокий этот уровень таит в себе опасность. Чувствуется, что многие авторы уже вполне сформировались, и, увы, сформировались под слишком явным влиянием предшественников. Внутренний Кушнер или внутренний Ерёменко занимают в каждом из них слишком много места. Тем приятнее исключения, где голос явно свой.

Клавдия Смирнягина Дмитриева справилась с почти невозможной темой: банальное начало стихотворения о бездетной паре, коте, заменившей супруге ребёнка и безвременной смерти мужа, казалось, на всех парах шло к слезливому финалу в духе «в общем, все умерли», но в итоге вполне состоялось и взлетело. При этом финальная строфа довольно ядовита и от хэпппи-энда крайне далека.


КЛАВДИЯ СМИРЯГИНА ДМИТРИЕВА "Про кота" http://stihi.ru/2012/04/11/5040 , номинатор: квота Главной редакции
 
Детей у них  не было, видимо, Бог не дал,
а может, не больно хотели, хотя сначала
она колыбельку частенько во сне качала.
Потом перестала. Устала.  Прошли года.

Он стал ей  и мужем, и сыном, но вышел срок,
и он не проснулся обычным  осенним  утром.
Она на поминках не плакала почему-то.
Друзей проводила, защёлкнув дверной замок.

Отчётливо зная, что утром к нему уйдёт,
легла на кровать, примостившись привычно с края.
И вспомнила вдруг, окончательно  засыпая,
что завтра голодным останется рыжий кот.

С тех пор миновало  двенадцать протяжных лет.
И кот вечерами на кухне мурлыкал звонко.
Когда схоронила кота, принесла котёнка.
Зовёт его мальчиком. Гладит.
И в сердце – свет.
 
Хороших детских стихов у нас мало. Голубая корова – хорошее детское стихотворение. Без малейшей слащавости и с аккуратной долей абсурда.


ТАТЬЯНА КАДНИКОВА "Голубая корова" http://stihi.ru/2010/03/27/5071  , номинатор: Гоша Спектор
 
Цветы незабудки срывая губами,
Корова паслась на лугу — голубая.
Она раздувала тугие бока,
И тихо бежали по ним облака.
Корова жевала и сладко вздыхала,
А к вечеру делалась рыжей и алой,
И солнышко-вымя под брюхом  качая,
Вечернюю песню мычала печально.
Тогда она шла к  моей тетушке Тоне,
И та выносила из дома подойник,
И гладила нежно коровьи бока —
Стекали в ведро  облака молока.
И пахли они голубой незабудкой,
Корова кивала «Спасибо» ей будто.
И пряталась  в хлев, став сама темнота,
И звезды вела  на веревке хвоста.

Птица Полины Синёвой не молчит, а вполне себе поёт. Это не показалось, это так и есть. Лучше б, конечно, выразить сказанное в тексте чуть лаконичней, но что получилось, то получилось.


ПОЛИНА СИНЁВА "Птица" http://www.stihi.ru/2012/03/11/9384  , номинатор: БЛК
 
Город блуждает, затерянный, как игла.
Лампа из мрака вырежет край стола.
Рядом на ветке, растущей  в твое окно,
птица сидит. У птицы внутри темно.

У птицы внутри холод, ночной туман,
пустое гнездо, полночный меридиан,
два океана, ветка в другом саду,
корабль, держащий путь не на ту звезду,
старая клетка, прутьев погнутых медь.
У птицы внутри - лететь еще и лететь.

У птицы внутри – трава, тополиный пух,
легкие косточки жизни, щебет и слух,
прутики, листья, солома, бархат и антрацит.
Нитки пространства, которое не сносить.

Дай ей воды напиться.  Отойди от окна.
Внутри тебя только птица, дерево и стена.
Внутри тебя даже негде посадить самолет…

Поет – или мне показалось?
Молчит?
Поет.

Сюжетные стихи, тем более стихи про детство, часто находятся на двух противоположных краях литературного спектра. Они или весьма удачны, или откровенно плохи. Стихотворение Александра Василёнка удачное. Причём автор сознательно или нет выбрал путь дополнительного усложнения: с образами детства сочетаются библейские мотивы, причём из самых широко цитируемых. Однако, стихотворение вышло совершенно недидактичным и очень внятным.


АЛЕКСАНДР ВАСИЛЁНОК "Смотри, вот это новое..." http://www.stihi.ru/2011/01/31/4754  , номинатор: БЛК
 
Уже под ночь на берегу пруда
Нашли меня,глядевшего на воду.
Согрели, положили на подводу.
Почти два года было мне тогда.

Ревнивый брат привёл меня сюда,
Чтобы убить,но не собрался с духом,
И льстивое: «Возьми его вода!», –
Как эхо у меня звучит над ухом.

Меня оставив,брат вернулся в дом,
Где взрослые уже с ума сходили.
Ещё бы, за детьми не уследили.
И только дед сумел унять содом.

Седой, познавший множество утрат,
Сощурясь, шил хомут вощёной дратвой.
И он спросил его: «Скажи,где брат твой?»
И вновь переспросил:«Скажи,где брат?»

И брат тогда сказал самодовольно:
«Не знаю, братца я не сторожил».
Но голос... голос задрожал невольно,
А дед - он ведь не зря на свете жил...

Страх испытав до головокруженья,
Сознался брат и их привёл туда,
Где я сидел,застывши без движенья,
Заворожённый зеркалом пруда.

И наблюдал я в зеркале природном
Рожденье человеческой беды,
Заложенной в сознанье первородном, –
Там были братья – не было воды.


Да, одуванчики это инопланетяне. Они, и, например, рыжики – точно с другой планеты. Об этом и написал Игорь Гонохов. Хотя по ходу стихотворения остаётся место для вопросов и даже придирок: на мой вкус, не слишком удачны окончания второго и третьего четверостиший. Общий посыл, однако, близок чрезвычайно.


ИГОРЬ ГОНОХОВ "Пять" http://www.stihi.ru/2012/06/01/4217  , номинатор: БЛК
 
В шлемах прозрачно-молочных,
средь комариных засад,
пять одуванчиков – точно
инопланетный десант.

Луг – мотыльковое чудо –
острая, тонкая стать.
Хоть и домой, но отсюда
так нелегко улетать.

Странно и тихо землянам.
Пятеро эти... они –
словно фужеры с туманом,
словно печальные дни.

В сумерках неторопливо
белым просеяло высь.
О, – встрепенулась крапива –
телепортировались...

Михаил Свищёв на сей раз, что называется, выиграл на классе. Нет, стихотворение хорошее, но у автора есть и лучше. Заметим: на сходную тему. Впрочем, оценивали мы его не относительно других текстов автора, но относительно представленной подборки. И тут присутствие Сапёра Фомина в числе победителей вполне заслужено.


МИХАИЛ СВИЩЁВ "Сапёр Фомин" http://stihi.ru/2012/05/09/658  , номинатор: Степ
 
...подай перст свой сюда
Ин 20:77

календари на палец похудели
в конце весны, и сорван без стыда
большой войны последний день недели,
который называется среда.

зелёный цвет обратно входит в моду –
пучком травы, брезентовым ведром,
и роженицы прячутся, и воды
отходят у берлинского метро.

и, налезая строчками на ставни,
кириллица, как рация, фонит
на штукатурке майского рейхстага:
«Проверено. Бог есть. Сапёр Фомин»


Александр Петрушкин выдвинул на конкурс явно стилистически близкого ему автора. Та же сложная система метафор, те же неожиданные где-то физиологические, где-то почти языческие сопоставления. Что ж, имеет право. Читать это было интересно.


АЛЕКСАНДР БУКАСЕВ "словно пчела сложив лопатки своей спины" http://www.stihi.ru/2012/04/14/3146  , номинатор: Александр Петрушкин
 
словно пчела (сложив лопатки своей спины
и заедая хлеб хрустящим крылом) живет
ровно три года без женщины или слюны
вымазав лоб слюной. дети выносят мед

из матерей чужих из молока затем
плавают в нем как плот плавает по реке
в складках реки а бог снова лежит в воде
и говорит одно (с рыбами на языке)

просится к женским рукам лежа на твердой спине
и не по-русски ревет молится сам себе:
"ты же мое ребро ты из меня вовне
вышла. теперь жива плаваешь. ты теперь

влага моя. мое тело а значит ты
примешь меня" потом ляжет в постыдный мед
и проплывая меж лопаток где липкий стыд
лижет его живот бог раскрывает рот

но остается лежать плавая сам в себе
рядом сидит его мать: "ты неживой теперь"


Стихотворение Прогулка к пруду хорошо своим ощущением смутной тревоги. Вообще, не ясно, происходят ли упомянутые тут события наяву или во сне. Судя по лёгким нестыковкам и несообразностям, скорее во сне. Но атмосфера убедительна.


KOUKKET "Прогулка к пруду" http://www.stihi.ru/2012/02/20/4276  , номинатор: Сергей Беленко
 
На тихой лесной тропинке крупа рассыпана,
крупа таинственных похорон.
В кювете ржавеющая неотложка,
опоздавшая летом на вызов.
Сомкнувшиеся челюсти злых времен
ее оставили здесь навеки
надеждой странной на помощь чью-то.
"Скорая помощь", как погибший катер,
кабина, похожая на каюту,
наполнена до самой крыши мглой.
Зачем я решил прогуляться к пруду
сквозь лес загадочный на закате?
Зачем мы встретились? Что со мной?
Лист путевой мне сообщает:
ночью 7 июня был принят вызов
(почерк мелкий, кривой, латынь) -
гражданка С. испытывала удушье -
аллергия на лилии и полынь.

Выбор в число победителей стихотворения Вадима Куняева — моя абсолютная вкусовщина. Мне очень нравится это место «Во Пскове, перед Троицким собором», и атмосфера локации передана весьма убедительно. Плюс финал хорош.


ВАДИМ КУНЯЕВ "Во Пскове..." http://www.stihi.ru/2007/11/02/1829  , номинатор: Павел Самсонов
 
Во Пскове, перед Троицким собором,
Туристы задирают вверх носы
На звонаря, омытого кагором,
И вечно отстающие часы.

На паперти поддатые засранцы,
Зажав иконку в грязном кулаке,
Пугают добродушных иностранцев
Мольбами на английском языке.

Внутри – икон цветная галерея
И цоканье нерусских языков
Над красотой бесплатного музея
И нищетой угрюмых стариков:

Das ist fantastisch!...
В полутемных нишах
Слезятся утомленные глаза –
Устав от бесконечных фотовспышек,
Тихонько мироточат образа…


Стихотворение  «На Большой Пороховской…» во многом, к сожалению, дань авторской песне. Это худшее, что есть в тексте. К счастью, ритм тут свой, из песенного всё-таки выбивающийся. И замечательные неточности. Вроде бы, нельзя сказать «вспомнится сильней» - или помнишь, или не помнишь. Однако, начинаешь анализировать собственные чувства чуть подробней – нет, вполне можно «вспомнить сильней».


АЛЕКСАНДРЪ СТЕПАНОВ "На Большой Пороховской..." http://www.stihi.ru/2010/01/17/358  , номинатор: Ильдар Харисов
 
Агапову Алексею

На улице широкой Большой Пороховской
большой синяк от шайбы зрел под глазом;
за проволочной сеткой лифт хлопал день-деньской
дверями с помутневшим плексигласом.

А рядом – мост Горбатый и Охтинский погост,
прижатый архитекторской рейсшиной
чуть не к подъезду дома: канавы в полный рост –
империя тритонов и кувшинок.

Седое Зазеркалье! Вдруг вспомнится сильней
начальный класс на снимке: все – бок о бок,
и след замёрзшей крови под светом фонарей
на льду хоккейных охтинских коробок.

С тех пор прошло полжизни, и век настал другой,
но никогда пьянящие вербены
мне не забыть у школы пятьсот тридцать второй,
Агапова, и Коневой Елены.

Наш угол безмятежный – соленый каравай –
оплаканный, застрявший в горле комом…
Маршрутом незнакомым проносится трамвай
в воронку между кладбищем и домом.