Статья о Всероссийском форуме сельских учителей в

Алена Лав
СТАТЬЯ
О ВСЕРОССИЙСКОМ ФОРУМЕ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выдвигает общей задачей государства и бизнеса совершенствование социальной инфраструктуры села. Речь идет об инвестициях в человеческий капитал, формирование нового уклада жизни в сельской местности.
Опыт, достижения и проблемы сельского образования обсуждались самими учителями 26 июня 2012 года на Всероссийском Форуме учителей сельских школ «Учитель сельской школы – лидер обновления социально-культурной жизни села» в Государственной Думе Российской Федерации.
Участие в форуме приняли 84 учителя и директора школ  с разных регионов по 2-3 представителя от каждого. Делегация Красноярского края состояла из Арбузовой Алены Викторовны (учитель английского языка, Минусинский район), Красновой Анастасии Васильевны (учитель математики, Ужурский район) и Неборак Юлии Константиновны (учитель информатики и математики, Ачинский район).
Главным результатом форума было создание Всероссийской ассоциации сельских учителей, для дальнейшей работы, кооперации сил и идей по совершенствованию  работы в сельских школах, привлечению молодых специалистов. В совет ассоциации вошли представители разных регионов. От Красноярского края в совет вошли два представителя: Арбузова А. В. (Минусинский район) и Краснова А. В. (Ужурский район).
Возможность осветить деятельность и жизнь сельских школ в 50 регионах нашей страны, в том числе  Красноярского края была осуществлена при поддержке Государственной Думы Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Общероссийского народного фронта. Мероприятие проводилось под  руководством Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» и ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского».
Основными темами выступлений и обсуждений являлись: Школа – центр социокультурной жизни села; Школа как учебно – производственная площадка в формировании будущих специалистов АПК; Учитель сельской школы – лидер духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; Молодой педагог в социальном векторе села.
Первый заместитель руководителя фракции ВПП «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального собрания РФ, координатор проекта «Модернизация образования», депутат Николай Булаев выступил с приветственным словом и осветил результативность проекта, действие которого заканчивается к 2013 году и о желании его продлить. Ознакомиться с проектом подробнее можно на официальном сайте партии Единой России или по ссылке  http://old.er.ru/rubr.shtml?111544.
В рамках первой темы председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор МГУ технологий и управления Валентина Иванова еще раз ознакомила с проектом «Народная школа». Данный проект предполагает создание единого не только образовательного пространства, но сосредоточение в школе основных служб села, таких как паспортный стол, сельская библиотека. Школа становится центром сельского образования и  центром сельской жизни. Подробности о проекте можно прочитать в интервью информационного агентства г. Москвы ИА REX с ректором или по ссылке http://www.iarex.ru/news/18293.html.
Опыт работы в данном направлении представила Серебрякова Т.В., учитель географии, заместитель директора по воспитательной работе Клепиковского  муниципального района. В их МОУ«Криушинская  СОШ» действует координационный совет, состоящий из лесничества, администрации, совета ветеранов, детского сада, сельской библиотеки и других, его возглавляет учитель, и в него не входит директор школы. Через функционирование данной структуры реализуется принцип школы, как социокультурного центра.
Примеры функционирования школы как учебно-производственной площадки были ярко представлены Смоленской и Волгоградской областями. Например, опыт внедрения элективного курса «Фермерское хозяйство», (представляла Харитонова Л. Г., учитель информатики, Народный учитель Российской Федерации) в первой и учебно-полевые бригады во второй ярко показывают реальную возможность реализации в школе форм производства, обучения будущих специалистов в области АПК, с перспективой на роль самостоятельного хозяйствующего субъекта. Важно отметить, что Привольненской СОШ Светло-Ярского района Волгоградской области был выделен трактор, благодаря которому их учебно-полевые бригады могут развиваться и обладать финансовой деятельностью. Зубкова Л. Ю., директор школы, отметила то, что права школы, например, относительно горючего должны быть наравне с правами фермерских хозяйств. На данный момент  цены намного выше у школы. В контексте данной тематики подчеркивался тот факт, что за сельскую школу нести ответственность необходимо так же и Министерству сельского хозяйства, и частным предприятиям в данной сфере, так как именно ученики школы - это ресурс кадров в их области. Поэтому на форуме выступил представитель ФГБУ «Центр оценки качества зерна» выражая заинтересованность в работе по данному направлению.
Примеры духовно-нравственного воспитания были представлены Марановой В.С., учителем русского языка и литературы МКОУ «Октябрьская СОШ» Комсомольского района Ивановской области. В их школе активно используются тьюторские технологии в обучении. Технология основана на сопровождении ученика в его самообразовании и индивидуальном подходе обучения.
По вопросу привлечения молодых учителей в сельские школы обсуждались наиболее эффективные способы. Предоставление жилья является основным стимулом, но не во всех регионах или районах легко реализуемым. Поэтому существуют программы поддержки молодых специалистов с предоставлением жилья и денежной поддержки. Приятно отметить, что со слов молодых представителей, которые присутствовали на мероприятии, в школе новому поколению специалистов светит ярко-зеленый свет, созданы все возможные условия: жилье, подвоз до места работы, учебная нагрузка. Но не все пока зависит от школ.
В рамках дискуссии обсуждались вопросы
• Сокращение кадров
• Нехватка специалистов, в том числе английского языка. При этом планируют ввести ЕГЭ по английскому языку
• Закрытие малокомплектных и обычных сельских школ
• Дефицит молодых кадров
• Материально-техническая база
• Нехватка технических кадров, в том числе шоферов автобусов, их маленькая зарплата
• Плохое качество дорог, что отнимает преимущества наличие автобусов для перевозки детей
• Поддержка со стороны колхозов и совхозов, если они есть
• Компенсация учителям, выходящим на пенсию
• Выращивание собственных овощей в теплицах
• Наполняемость классов  и количество учителей по отношению к количеству учеников
Некоторые присутствующие учителя в рамках форума были награждены  грамотами Всероссийского педагогического собрания. Зубкова Л. Ю., директор Привольненской СОШ Светло-Ярского района Волгоградской области, была удостоена высшей наградой ВПС - медалью «Народное признание педагогического труда».
По окончании  участники форума обсудили положения резолюции, которая отразила рекомендации Миобрнауке России, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, Центральному Совету ВПС, органам управления образования и директорам сельских школ.
Сельская школа сегодня берет на себя ответственность не только за свое функционирование как общеобразовательного учреждения, но и за сохранение села в целом. Хочется надеяться, что ни одна сельская школа не будет закрыта, а каждая процветать, пополняться молодыми кадрами, талантливыми учениками, а главное, если будет развиваться школа, то будет жить село.