3. Уроки арабского 1

Титана Светлая Татьяна Седанкина
Ох и сложное это занятие – изучение языка на языке изучения. Устаз (преподаватель) ярко жестикулируя, используя все возможные и невозможные средства общения, говорит без остановки, и совершенно не понятно, понимает ли он то, что мы совершенно ничего не понимаем.

Голова идёт кругом. Совместными усилиями пытаемся понять услышанное. Тем более, что темы занятий подобраны очень интересно. День за днём удивляешься, восхищаешься и убеждаешься в мудрости Божьего Плана. Такое ощущение, что занятия составлены конкретно для меня. Например, на одном из них устаз Маймуни рассказывал о философии Сократа, Платона и Аристотеля, активно жестикулируя, рисуя на доске и пытаясь объяснить смысл слов… Но к сожалению пока все его усилия оказываются тщетными. Кроме имён философов, всё покрыто вуалью полного непонимания. Из-за огромного желания понять сказанное и полного отсутствия возможности понять, кружится голова. Но устаз успокаивает, повторяя и повторяя: ле тержим, ля тержим (не переводите). Он очень убедительно объясняет всеми частями тела, что если много слушать арабскую речь, не пытаясь переводить её на свой язык, то очень скоро мы начнём понимать и мыслить по-арабски. Это конечно несколько успокаивает, но возможно ли это? Остаётся только надеяться на Озарение.

Признаюсь, иногда, слушая арабскую речь, словно проваливаешься в неё. Подобно волне, захлёстывающей и подхватывающей тебя, что-то незнакомое и таинственное проникает вглубь и из ниоткуда приходит понимание сказанного. Кажется, что вот-вот  … и наступит долгожданное озарение, но… та же самая волна выносит на поверхность и ощущение понимания тает. Особенно явственно это происходит, когда в потоке арабской речи встречается знакомое слово. Ум начинает судорожно хвататься за него, вспоминать значение и… нить понимания теряется безвозвратно. Тогда опускаются руки, и остаётся только ждать следующей волны, которая не торопится погрузить тебя в свои воды.

Наблюдая за собой со стороны, я заметила несколько стадий, через которые проходишь каждый раз во время таких занятий. Обычно всё начинается с ощущения радости, так как заходя в класс устаз, улыбаясь, желает всем мира: Ассалямуаллейкум и спрашивает каждого: как дела, ожидая ответа: бихейр, вильхамду лилля (хорошо, хвала Аллаху). И тогда он очень радостно восклицает: О! жейд жиддэн! (Очень хорошо). И на этой радостной ноте начинает свой восторженный монолог по одной из тем занятия.

Минут десять присутствующие тоже находятся в состоянии эйфории, но постепенно улыбки спадают с лиц, так как Волна ещё не подошла, а речь преподавателя, льющаяся как песня, остаётся совершенно непонятой. Постепенно самооценка падает до самого дна иссушенного от ожидания Волны колодца и погружаешься в такую глубокую грусть, что перестаёшь видеть смысл от всего этого мероприятия. После этого подступает предистерическое состояние, но видно срабатывает эффект самосохранения и наступает последняя стадия марлизонского балета – безразличие к происходящему. В этот момент уже даже не пытаешься слушать эмоционального устаза, который просто заливается соловьём, рисуя что-то на доске, спрашивая каждый раз: мэфхум? (понятно) и радостнее отвечая самому себе: О! жейд жиддэн! Настамиру! (продолжаем)… И именно в этот момент ловишь себя на мысли, что в конце концов не всё так плохо: рядом море, солнце, фрукты… и что на арабском свет клином не сошёлся. Но в глубине души веришь, что по милости Аллаха наступит озарение.

Правда в один из дней, наша руководитель сказала, что озарения не будет, что нужно спрашивать всё, что непонятно. О… в этот момент меня словно ледяной водой облили. Все мои надежды на чудо разом рухнули. Да и что спрашивать, если непонятно всё? Да и как спрашивать, если не можешь спросить?

И как только руки опускаются на столько, что думаешь бросить все эти занятия и просто наслаждаться летом, Господь посылает очередной знак, то ли в виде Волны, то ли … О! в виде того, ради чего, в принципе, я и отправилась в эту поездку (здесь я имею в виду знакомство с берберским (амазигийским) алфавитом). А потому каждый день наполнен Надеждой и Ожиданием чего-то неведомого и прекрасного. Что же ждёт впереди?...

Продолжение: http://www.stihi.ru/2012/07/16/3362 Амазигийский алфавит