Не так давно на БЛК была дискуссия "против верлибра". Было озвучено мнение, что верлибром писать легче, нежели рифмованной силлаботоникой, как бегуну легче бежать без препятствий.
Может быть, рифмы и метр и можно сравнить с препятствиями. Только они же делают беговую дорожку ДВИЖУЩЕЙСЯ.
Рифма и метр сами рождают эмоциональный ток, который толкает текст вперед, создает соразмерную человеческой природе пульсацию (у всех ведь есть сердце, которое в нормальном случае бьется регулярно) и тем самым, еще до всякого словесного наполнения, уже рождает отклик на психофизиологическом уровне: ощущение РОДСТВА текста - и тела.
Верлибру непросто тягаться с такой "движущей" силой. Нужны другие средства воздействия. А их каждому автору приходится искать самому. Если русской силлаботонике можно научиться на СОВОКУПНОСТИ великих примеров и на телегах теоретической и практической литературы, то поддержкой в таком объеме русский верлибр и близко не располагает.
Не удивительно, что и на стихире под видом верлибров слишком часто печатается проза в столбик...
.................
Про креативную функцию рифмы и метра писали многие, в том числе и на Стихире: Александр Спарбер, Полина Синева, Марина Ратнер и др.
....................
"...рифма… какая это чудесная подсказка, счастливый случай! Благодаря ей стихотворение ветвится, уходит в неожиданную сторону, превышает замысел, оказывается непредсказуемым. «Милый, мертвый фартук / И висок пульсирующий. / Спи, царица Спарты, / Рано еще. Сыро еще…» (Пастернак). Страшно представить, что осталось бы от Пастернака, откажись он от рифмы!" (Александр Кушнер)
Слова Кушнера о Пастернаке, объективно говоря, являются не только хвалебными. Если поэт ТОЛЬКО благодаря звуковым созвучиям выходит на уровень трансценденции, то в этом есть момент "ненадежности" и сомнительности. Недостаточной силы.
Хотя мы знаем, что Пастернак и без всяких рифм, в своей прозе, даже эпистолярной, оставался прекрасным поэтом.