11. Место расположения рифм в строке

Творческая Мастерская Алкоры
 из http://www.stihi.ru/2012/03/21/6272

Вот, казалось бы, все о рифмах, что знала прежде (или о чем сама недавно узнала), я уже поведала вам на страницах  Ликбезовского сборника «Все о рифмах», ан, нет – есть еще порох в пороховницах! Сегодня мне захотелось обсудить с вами еще один способ классификации рифм – по их расположению в строке.

Собственно говоря, именно рифма и определяет конец СТРОКИ или (что правильнее) СТИХА. Если мы записали наше стихотворение в метрической, а не в смысловой форме, то конец строки вполне очевиден: где находится рифма, там и ее конец:

Ветер по морю ГУЛЯЕТ,
И кораблик ПОДГОНЯЕТ;
Он бежит себе в ВОЛНАХ
На поднятых ПАРУСАХ.
                (А.С. Пушкин)

Здесь выделенные слова попарно срифмованы друг с другом (гуляет-подгоняет, волнах-парусах) и именно они отмечают собою конец строк (стихов). Но так ли? О каких рифмах здесь идет речь?

 О КОНЕЧНЫХ РИФМАХ, то есть, тех, что стоят на конце каждого стиха. Мы так привыкли к этому обстоятельству, что почти не задумываемся о том, что рифма может находиться в строке и не только на ее конце. КОНЕЧНАЯ РИФМА – это самая распространённая и популярная рифма в стихосложении: та, что объединяет последние слова в строках.

Помимо конечной рифмы, существует еще  начальная и внутренняя рифмы. О них мы и поговорим.

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – это слова в середине стиха, рифмующиеся или с концевыми рифмами (в конце строки), или между собой.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно - ХОЛОДНЫЕ, вечно - свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
                (М. Лермонтов)

Здесь «холодные» - внутренняя рифма, совпавшая по звучанию с конечными рифмами «бесплодные» и «свободные».

БЛЕСТЕЛИ и ПЕЛИ капели,
Златился покров ледяной...
Сестрицы СИДЕЛИ и млели
В окошке весной под луной.
                (А. Белый)
 
Опьянение ПЕЧАЛИ, озаренье тихих тусклых свеч, —
Мы не ЖДАЛИ, не ГАДАЛИ, не ИСКАЛИ на земле и в небе встреч.
Обагряя землю КРОВЬЮ, вы ЛЮБОВЬЮ возрастили те цветы,
Где сверкало, УГРОЖАЯ, злое ЖАЛО безнадежной красоты.
                (Ф. Сологуб)

В этих примерах выделенные слова – тоже внутренние рифмы, совпадающие по звучанию с конечными (как в примере  А.Белого) или рифмующиеся друг с другом (как у Ф.Сологуба). 

Встречается и более распространенный  на нашем сайте случай, когда в стихотворении срифмованы полустроки стихов. Это тоже вид внутренней рифмы, хотя, если автор посчитает нужным и запишет полустроки как отдельные строки, то эти рифмы станут обычными конечными рифмами строк:

Тот, чей голос — звон СВИРЕЛИ, нить свивая из кудели,
Песнь сложил я, РУСТАВЕЛИ, умирая от любви.
Мой недуг — НЕИЗЛЕЧИМЫЙ. Разве только от любимой
Свет придет НЕУГАСИМЫЙ, — или, смерть, к себе зови!
                (Ш. Руставели. Витязь в тигровой шкуре. Пер. К. Бальмонта)

Гораздо реже встречается использование рифм в начале строки или НАЧАЛЬНАЯ РИФМА – рифма из первых слов в строках.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
ВЫБЕГАЕТ умывальник
И КАЧАЕТ головой…
                (К. Чуковский)

Одним из первых русских авторов, применивших начальную рифму, был Даниил Заточник (13 век):

ЯКО же бо змий страшен свистанием своим
ТАКО и ты, княже нашъ, грозен множеством вои.
                (Моление Даниил Заточника)

Пример из современной поэзии с начальной рифмой:

Женщина - тайна вселенной, загадка, себя не познавшая,
Вещая песня любви, плод запретный однажды сорвавшая.
Яблоко, промыслом Божьим на древе познанья взращенное,
Мороком в душу проникло да там и живет, не прощенное.

Пламенно всю для других отдавая себя на заклание,
Раненой птицей летишь и дороги не знаешь заранее,
Выстоишь там, где мужчина, пугаясь, порой отступается.
Сердце лишь верит, надеется, грех принимает и кается.
                (Алкора, автор СТИХИ.РУ)

Еще из своих собственных поэтических опытов я могу предложить вам зарисовку, где присутствует  одновременно и начальная, и конечная рифмы, причем, в ряде строк начальные рифмы одновременно еще и составные (то есть, состоят из нескольких слов):

РВУСЬ безответно, стараюсь посильно,
БЬЮСЬ, словно глупая муха в стекло,
РАДУЮСЬ СВЕТУ, но темень всесильна…
РАНО ПУСТЬ ЭТО, но буду назло,
СЛАВЯ СОЗДАТЕЛЯ, сеять благое.
СТЕЛЕТСЯ СКАТЕРТЬЮ путь в никуда,
ЗНАЮ, О ТОМ, как жить трудно изгоем,
С КРАЮ МОЙ ДОМ не стоит никогда.
                (Алкора, автор СТИХИ.РУ)

Еще один мой пример начальной и одновременно диссонансной рифмы:

КУПОЛ неба стал дырявым,
КАПАЛ мелкий дождь упрямо,
ДУЛ в трубе запечной ветер,
ДАЛ концерт и отклик встретил:
ШАШКОЙ молния махала,
ШИШКИ с сосен вниз кидала…
СКОРО ЛЬ РАЖ утихнет этот?
КАРА БОЖЬЯ, а не лето!
                (Алкора, автор СТИХИ.РУ)

Наконец,  поговорим о ПАНТОРИФМЕ – редкой разновидности рифмы по взаимному расположению в стихе: все слова рифмуются между собой. Стихотворений, полностью построенных на панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи, как правило, используются фрагментарно.

"Стал и сел. Взял и съел..."
                (В. Маяковский),

 "Взорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото"
                (В. Высоцкий),

"Полоса щели. Голоса еле..."
                (В. Маяковский).

Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
                (В. Брюсов)

На сегодня пока все. Есть, правда, у меня на примете и еще несколько необычных по месту своего расположения в строке рифм, но о них мы поговорим позже – я пока не подобрала (или не  сочинила) для этой темы подходящих примеров, а без примеров  (сами знаете!) – теория скучна и бесполезна. До встречи, Ваша Алкора.