По 78-му Большому Конкурсу, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/05/18/8352  Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2012/08/18/4991  Итоги конкурса

На 78 Большой Конкурс Фонда ВСМ было подано 81 произведение авторов, недавно зарегистрировавшихся на сайте. Среди них оказались и участники предыдущего 77 и даже 76 Конкурса, которые пока еще не набрали 1500 читателей. И это очень грустно: значит, за почти 4 месяца пребывания на сайте число их читателей не выросло. Может быть, они используют сайт (прекрасную возможность для работы над своими стихами ) только как «склад готовой продукции», «ячейку в сейфе»?

Как обычно, в этом конкурсе снова было множество  стихов, выполненных технически несовершенно – с потерей рифмы, сбивками рифмы, а главное – с многочисленными языковыми ляпами и отсутствием логики в изложении мысли. Ну, что-то вроде этого (комментировать его не буду, вы просто сами вдумайтесь в текст и представьте себе нарисованную автором картинку):

Весь в дыму погряз весенний наш Саумалколь.
Ветра шум не нарушает утренний покой.
На окне горшок с геранью весь стоит в цвету.
Вся природа, нарядившись, в гости ждет весну.
Пробиваются сквозь шторы в школьное окно
Лучи утреннего солнца, им ведь все равно.
В классе нашем шорох, крики, в общем, тишина.
Острые макушки елей видно из окна.
Весело костер пылает, в нем тонет листопад.
Слышен колокол церковный, весне он вечно рад.
В серой глубине асфальта лужи да моря.
К ним в резиновых сапожках сбежится детвора.
Вечером весенним в парке влюбленные галдят.
Вдоль дорог избитых жизнью фонари горят.
Все деревья спят спокойно, ночь настала вновь.
Но, а с нового рассвета: мир, добро, любовь.
Саумалколь, родимый край мой, жизнь моя в тебе.
Давай же улыбнемся вместе солнечной весне!

После того, как все мы по настоянию автора улыбнулись, приступаю к разбору стихов, номинированных членами жюри наибольшим количеством очков. И как обычно, буду пояснять, что в них  мне понравилось, а что – нет. Сама я в этот раз не голосовала, поэтому для разбора стихов буду  использовать анонимный пакет, в который я только внесла количество очков, присвоенных судьями каждому отдельному произведению. Имен авторов я не помню – так что, пожалуйста, без обид на меня – ничего личного!

№1
Твоим рукам завидуют шелка,
И солнце восхищается их светом.
Они парят, как птицы в облаках.
Они прекрасней музы для поэта.

И не сравним ни с чем твой пальцев бег
По чёрно-белой глади нежных клавиш.
Я влюблена в тебя, о человек!
Но знаю, что со мной ты лишь играешь...

Ну что на этот раз? Чайковский? Бах?
Иль просто хроматические гаммы?
Я всё равно растаю на руках
Твоих, о безупречный и желанный!

И даже если станешь больно бить,
Усиленно стараясь брать аккорды,
Я не расстроюсь и не стану ныть
Под натиском твоим, скупым и твёрдым.

А в час, когда ты нотную тетрадь
Закроешь и меня совсем оставишь,
Тебя я стану лишь покорно ждать,
Хоть знаю, что на мне ты лишь играешь...

А вновь когда придёшь - я запою
Мажорной песней в счастье нежном, пьяном.
Ведь я тебя сильнее всех люблю!
Как жаль, что я всего лишь фортепьяно...

Прекрасные стихи. Продуманы, состоят не из набора случайно попавших в рифму разрозненных образов (как бывает очень часто в слабых стихах), а развивают одну группу образов – музыкальных. Использован прием олицетворения – автор говорит о фортепьяно, но не как о предмете, а как о женщине – любящей и отзывчивой, о чем читатель окончательно узнает только в последней строчке. И это тоже пример отличной, продуманной композиции стихотворения. За что поругать – я не знаю. Мне все нравится. И особенно приятно, что каждое отдельное предложение в стихотворении здесь закончено, ( не обрывок фразы, как это часто бывает), согласовано (естественный, логичный порядок слов в предложении, а не трудно понимаемые  перестановки слов в угоду попаданию в рифму). Стихи написаны не скучным языком перечисления фактов, а ярким, образным языком поэзии. Все эти достоинства, к сожалению, редкость в конкурсных стихах.

№2
«Прощался с далью плач твой у причала»,
и руки обнимали окоем…
Ах, как вослед кричала
как кричала –
печаль, как чайка, в голосе твоем!
01 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01
01 01 01 0/1 01 0
01 01 01 00 01
Как океан, тоска волною чалой
качала мысли, словно корабли…
Ах, как в ответ молчало,
как молчало –
отчаянье от неба до земли!

И, как волна – об острый клык скалистый,
в единый миг пройдя сквозь сонм смертей,
Твое разбилось сердце,
о Калипсо,
Когда покинул остров Одиссей…

* Примеч.: «Прощался с далью плач твой у причала» -строка Федерико Гарсиа Лорки.

Стихи, вошедшие в первую пятерку номинантов. Написаны профессионально. Что я понимаю под профессиональностью? В первую очередь, это  все то, что относилось к предыдущему стихотворению – правильное, естественное согласование слов в предложениях и наличие адекватных образов, законченность предложений. То есть, не случайное содержание  и подвернувшиеся образы используются автором для  «укладки» строк в рифму, а рифма и образы  помогают  выражению задуманного содержания. Прекрасное звучание у стихотворения – 5-и стопный ямб с чередованием женской и мужской рифм, интересная игра звучания «ч» (причала, кричала, печаль, чайка ) в первых двух строфах, использование дополнительной внутренней рифмы в 3-их строках строф (в записи автор выделил эти рифмы в строки). Словом, все продумано, отлично звучит, чисто по рифме. Интересные и выразительные образы («качала мысли, словно корабли», «острый клык скалистый»и др.). Образы точные и не выпирающие из содержания своей вычурностью, непонятностью (любят наши авторы использовать образы ради набора очков, вставляют их не для точности описания, а для оригинальности!)  А главное – есть стиль, связное содержание и передача  настроения. Браво!

№3
Когда приходим мы на свет,
То грезим о чертогах рая.
И жизнь прожив, на склоне лет
Мы жаждем рая, умирая!

Тонка связующая нить,
Что между прошлым и грядущим!
Мы рождены, чтоб жизнь прожить.
Дано осилить путь идущим!

Дано прожить большую жизнь.
Не сгинуть, не пропасть во мраке!
Зачем явился в мир, скажи?
Для ссоры, для кровавой драки?

Зачем не веруешь в любовь?
Любовью - наша жизнь продлится!
Зачем по жилам гонишь кровь?
И... спирт зачем по ним струится?

Нам жить не завтра, а сейчас!
На ощупь мы бредём по свету.
Что будет дальше, после нас?
Мы все когда-то канем в Лету!

В чём смысл и сущность бытия?
Да, каждому пришлось родиться!
Но не умрём ни ты, ни я.
Дано нам в ДЕТЯХ повториться!

Вот тут я не в восторге. Придраться к технике исполнения невозможно, но… назидательность убивает поэзию. Рифмовать правила о том, как нужно  жить, и писать об этом слишком пафосно, с восклицательными знаками  (Мы рождены, чтоб жизнь прожить. Дано осилить путь идущим!), мне кажется, в поэзии не стоит. Не радуют и простые, ожидаемые, затертые рифмы (любовь- кровь, родиться-повториться и др.). В первой строфе неудачен повтор значащего слова («рая»). Фрагмент «Зачем по жилам гонишь кровь? И... спирт зачем по ним струится?» мне тоже не понравился: «спирт по жилам» убил во мне последнюю надежду на поэзию.

№4
Революция без жертв –
ничтожная ложь.
Ну, что ж,
выброшу нож.
Лучше разобью телевизор,
дам объявленье в «Aviso»:
«Раздаю все».

«Осел», –
пускай обо мне скажут,
измазав в насмешек сажу.
Гаже,
что для меня так важен
уют сортира.

Сыро…
Грязь под ногами чавкает,
люди друг другу гавкают:
«здрасти».

Власти?
При чем тут их жирные пасти?
Все мои напасти:
всласть бы
поесть,
в тепло постели залезть,
приняв долгожданную весть,
о том, что прошел
еще один день.

Очень интересные стихи по форме. Использована редкая стыковая рифма (концовка строки рифмуется с началом следующей строки), много точных внутренних рифм. Стихи имеют свое лицо и позицию автора (автор знал, что хотел сказать и выразил свою мысль внятно). На мой взгляд, здесь не хватает еще одной заключительной строки – звучание оборвано на «день» и слух просит нечто, рифмующееся с «прошел» - с понижением интонации и с завершением, например: «приняв долгожданную весть, о том, что ПРОШЕЛ еще один день – ну, и ХОРОШО!». Возможны и другие варианты концовки. 

№5
Кого-то манят небоскрёбы,
Огни неоновых реклам,
Но мне милей всего дорога,
Что вьётся лентой по полям.

А вдоль дороги-деревеньки,
И в них течёт неспешно жизнь,
На окнах у старушки древней,
Цвести гераньки собрались.

Я тихой этой красотою
Налюбоваться не могу,
Я отдыхаю здесь душою,
И грудью полной тут дышу.

Не надо мне другого счастья-
Цвели б ромашки на полях,
Была б густой у леса чаща,
И пели птицы в облаках.

Пускай построят небоскрёбы,
Рекламой станут соблазнять,
А вы пройдите той дорогой,
Чтоб душу русскую понять.

Содержание достойное, исполнение – немного простоватое, песенно-частушечное, настоящего поэтического взгляда мне здесь не хватило. Очень ожидаемые фразы, авторского взгляда не увидела – простые, добрые, правильные четверостишия, не более того. Не всегда точные рифмы (в катренах с короткой строкой это особенно режет слух: «красотою-душою, небоскребы-дорогой, деревеньки-древней, могу-дышу). Почему номинировали – не знаю. Автор  хороший человек, мысли  у него правильные, но для хорошей поэзии этого мало.

№6
Сижу тихонько: только б не разрушить
Мне этот синий колокольный звон,
Я так люблю, тебя, Россия, слушать,
Я так хочу признаться, что влюблён.

Влюблён в твои берёзовые дали
И в родники, глаза моей земли,
Тебя бранили, жгли и покидали,
Но жить с тобой в разлуке не могли.

С тобой прощались, сердце надрывая,
Толпясь в купе, в каютах кораблей,
Но век, среди богатства доживая,
Рыдали, видя в небе журавлей.

И не творилось там и не писалось,
Назад звала оставленная Русь
И ночью, как девчонка, улыбалась,
Которой обещал ты: «Я вернусь!»

Вернусь, чтобЫ припасть к твоим святыням,
Слезу сглотнув, к щеке твоей прильнуть,
И перед тем, как кровь моя остынет,
В последний раз в глаза твои взглянуть.

Я видел много городов красивых,
Но почему – рассудком не понять –
Всегда готов на уголок России,
На луг в ромашках все их променять.

Спешу к тебе по морю и по суше
Увидеть, как роняет листья клён,
Я так люблю тебя, Россия, слушать,
Я так хочу признаться, что влюблён.

По сравнению с предыдущим, эти стихи с тем же содержанием много интереснее, богаче языком, хотя тоже есть фразы, которые  предсказуемы и затерты («Я видел много городов красивых, но почему – рассудком не понять» и др). Довольно много глагольных рифм, причем, дважды употреблено «слушать» в качестве конечной рифмы. Совсем не понравился распад ритмического ударения в строке: «Вернусь, чтобЫ припасть к твоим святыням». В ней в месте Икта (ритмического ударения) автор поставил слово «чтобы», где фонетическое ударение находится на первом слоге!). А в целом - очень симпатичное стихотворение!

№7
Запутался свет в ветхом бархате выцветших штор,
И нижет на тонкие лучики искорки пыли.
На плаце стола престарелый усач – командор
Салютом встречает полки, что рядами застыли.

Каре безупречны, солдаты боятся вздохнуть
Под взглядом, где ярости пламя оставило гари.
В нем стынет картечь, так некстати пробившая грудь,
За миг до победы в сражении при Трафальгаре.

И будь ты драгун, гренадер или гордый гоплит,
Убитый в сражении при Рокруа ли, в Пальмире ль...
Судьба, не чинясь, двухдюймовой тюрьмой наградит,
И краской прикроет дыру на пробитом мундире.

Носивших щиты, рок с усмешкой поднимет на щит,
Ровняя посмертием сдавшихся и победивших.
Но как же болит! Оловянное сердце болит!
И память каленым тавром жжет навеки почивших…

За смерть и за кровь, напитавшие реку Войны –
Вам стала расплатой военная миниатюра.
А руки мальчишек, взяв памятник вечной вины,
Живое тепло ощущают в металле фигурок.

Хорошие стихи. Вошли в первую пятерку номинантов. По техническому исполнению – никаких претензий. Интересная, нестандартная тема – «оловянные солдатики», использован прием олицетворения: описывая игрушки, автор, все же, имеет в виду судьбы людские. Образов как таковых, здесь немного, но лексика продуманная, одного стиля, яркая и внятная.

№8
Наступает пора спелых яблок и злобных мух.
Зной подстегивает в умах и сердцах брожение.
Август – пора потрясений, катаклизмов и мук.
Приближается Преображение.

Хорошо нам здесь, Господи – если б только не эта жара,
Если б только не гибель детей, стариков и женщин…
Август. Сушь. Урожай. Жатвы и жертвы пора.
По сусекам всё так же впустую железо скрежещет.

Ночь встречаю в стопке балконов засушенным лепестком.
Сквозь просветы в чужом белье мозаику неба складываю
И молюсь непослушно плетущимся языком,
Ветошь лет перебирая – бабушка надвое…

На две стопки неравные делится прошлое.
Эверестом растет за плечами стопа с потерями.
Обретений почти не видать: только звездное крошево,
Как и прежде, по-свойски подмигивает и теперь мне.

Тем, что с возу упало, тяготиться, понятно, нечего.
Пораскинув мозгами, поразмыслив и так, и эдак,
Не возьму я в толк: отчего не становится легче мне?
От чего бы еще избавиться напоследок?

Скоро Спас. Звезды вызрели. Одна за другой срываются,
Целя мне всякий раз аккурат по темени.
И тогда мне заново открывается
Закон всемирного тяготения.

Только один судья вывел это стихотворение на первое место, а остальные – даже не заметили. Жаль. Я тоже дала бы ему 10 очков. Стихи написаны в тонической системе стихосложения – акцентный стих, где  в каждой строке по 5 иктов, количество безударных слогов между иктами – переменное. Последняя строка нескольких  строф – укорочена.  Звучит великолепно, хотя и очень непривычно. Отличные авторские рифмы («не эта жара- жертвы пора», «и так, и эдак- напоследок», «небо складываю- бабушка надвое» и др.) Поэтический стиль изложения. Словом, это действительно талантливое произведение со своим собственным лицом. Жаль, что я в этот раз не была в числе голосующих. Такие стихи достойны стать участником конкурса «Мастер класс» - нестандартны!

№9
Не снишься мне… Не стыдно? Не прошу
я милости иной, всего – приснись мне.
Кукушка не запнется, голос не понизит,
над временем не бросит ворожбу.

Скомандует: «Ку-ку!» и новый час
куда-то поползет по циферблату.
И сколько ни зови его обратно,
он, маленькую стрелку волоча,

хромая, медленно сползая вниз,
пойдет просить кукушку: «Покажись мне!»
Как я, кому-то предложив полжизни,
прошу тебя: «Пожалуйста, приснись!»

Понравился сюжет (авторский, четко изложенный), понравилась согласованность слов в предложениях, законченность их, грамотная речь. Резануло слух два лишних слога в 3 строке первой строфы и там же - неточность рифмы (в охватной рифмовке РЯДОМ СТОЯЩИЕ средние строчки обязаны иметь только точную рифму!): «приснись мне - не понизит». При длинных строках и разнесенная на несколько строк эта рифма была бы подходящей, но только в этом месте! То же самое замечание относится и к «покажись мне – полжизни». Украшение и достоинство стихов – их концовка: переход от описания часового механизма к философскому осмыслению своей жизни: «Как я, кому-то предложив полжизни, прошу тебя: «Пожалуйста, приснись!»»

На этом сделаем небольшую остановку.

Продолжение разбора см. http://www.stihi.ru/2012/08/22/2557