Семинар. Песенная поэзия

Творческая Мастерская Ежи
ВЕДУЩИЙ АЛЕКСЕЙ РУДОВ.

А не поговорить ли нам о песенной поэзии?

Ну во первых, краткий экскурс в историю. Песни на стихи Гумилева и Ахматовой знала вся страна. Хитом был, например, в исполнении Вертинского “сероглазый король”. Не говорю уже о Мандельштаме “я изучил науку расставаний”. Или о Пастернаке “мело, мело” да и о Есенине, хотя профи считают что он сместил ударение в дольниках. Не суть:
Главное другое: хороший песенный текст остается в веках не смотря на музыку и исполнителя (как скажут скептики) – почти навсегда.
Много раз слышал на стихиРу выражение, “это не стихи, это песня”. А в чем разница? В технике?
Интересно послушать Тимофея Бондаренко на эту тему.
В эффекте?
Может Черный Георг объяснит эффект, как он говорит “ неосознанной психоделики”
В простоте? В фонетической или аллитерационной деланности песни? Я не знаю, я тоже пытаюсь разобраться.
Еще ремарка: Мы тут спорили о древности первой песни с Мариной Деминой и Косиченко, и честно говоря, так и не решили, что древнее, религиозный гимн или колыбельная. Мне кажется религиозные гимны, многие считают первой песней колыбельную. Наверное и так и так правильно, так как у Шумеров на табличках записаны и колебельные и гимны.
Кстати, что интересно, у них еще записаны критические стихи, стихи критикующие правительство. Так что и тогда поэзия несла свой обличающий крест (с улыбкой)

Когда-то давным-давно нашему пращуру стало невыносимо жить, неее наоборот, стало невыносимо легко жить.. То есть не совсем невыносимо, а как-то через чур тоскливо, хмм или наоборот, невероятно хорошо и радостно. Самки горестно вздыхали по матриархату и рисовали картины, кстати, уже учеными доказано, что две трети наскальных рисунков, сделано женщинами, а вот выть на луну от невыносимой тоски вечером начали мужики, ну природного спиртного не хватало или еще чего, это не доказано, но подразумевается. В принципе, первые сочетания звуков были ритуальными. Боевая песня, шаманское камлание, повизгивание и подхрюкивание, не суть. Главное другое.
Человек спел первую песню.
Что вроде “вувувувувувувувувввувувввввууууувввввууувоооооовооооооо” и повторял эти созвучия множество раз неосознанно. Магическую, боевую, грустную, неважно. Важно другое. Мамонт валялся рядом, самки увлеченно рисовали на стенах, а он стоял и поставив на голову мамонта ногу(преувеличил конечно), увлеченно выл, одновременно что-то созвучно выкрикивая, в перерывах своего воя. Так и родилась первая на свете песня товарищи. Музыка интернациональна, она не несет смысла, она одинаково воспринимается любыми народами мира. А вот слова, это уже другой вопрос. Языков множество, и иностранные песни нам нравятся в основном благодаря созвучиям (фонетическому или по звучанию слов) плюс музыка. Только так и никак иначе. Что первично и вторично в песне, неизвестно точно, иногда текст, стихотворение, иногда музыка. Главное другое. Самкам понравился вой самца, и они завыли ему в унисон. Видимо так родилось хоровое пение. История умалчивает о хоровых продолжениях этих песнопений. Итак:
А в принципе, первые песни-гимны в истории человечества пелись именно в религиозных обрядах. Но первый был именно он. Самец у головы мамонта. Он выл песнь-победу своим богам, смотрел в небо и выл. Потом выл, когда ему было грустно, часто выл от наскальных рисунков, от ужаса. И это тоже не важно. Главное то, что его вой несся по просторам матушки Земли и его подхватывали и подхватывали различные народы. Так появлялись гимны. Вот с этого момента поподробнее:
Слово « гимн » происходит от греческого hymnos, то есть песнь в честь божества, а божеств у древних греков было непередаваемое количество. Сейчас гимн уже – хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение даже и без слов. Гимны имеют древнюю историю . Первые гимны появились в Древнем Египте и Месопотамии, но суть нашего рассказа не об этом и не о истории возникновения поэзии вообще. Мы говорим о песенной поэзии. То есть о словах с созвучиями произнесенными, спетыми под мелодию.
Так вот первыми были религиозные гимны. Это уже потом появилось великое множество песенных направлений. И в конце концов по миру прокатилась “попса”. Да товарищи, от того самого некультурного слова, шучу конечно, но суть практически перешла к нему. Можно спорить и не спорить, о песенных жанрах, мы говорим о песенной поэзии в России.
Первые церковные гимны на Русь пришли из Визан¬тии. Князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привез оттуда с собой и певцов, которых ему прислали византийский император и Константино¬польский патриарх. Как и в Византии, на Руси были известны церковные песнопения различных видов. Наиболее известны акафисты и кондаки (славословия в честь святых), богородичные песни (в честь Богородицы). Мелодии древнерусского церковного пения в первые века существова¬ния христианства на Руси также были заимствованы из Византии.
Но суть не в этом, народ всегда разбирался в словах и собирал кирпичики лексики по-своему. Обычные окающие песни божествам дошедшие из языческих песен древних славян, смешивались с церковными гимнами в России и превращались во что угодно, но в основном самая распространенная форма начиная с семнадцатого века для дворян – романс, для народа- частушка. Эхх.. а ведь и классики ей не брезговали. Не буду углубляться и в классическую музыку и оперу, мы говорим о песне товарищи.
Например, романс “Утро туманное, утро седое”, написал Тургенев. Он самый друзья товарищи.

Но суть то тоже не в этом, суть в том, что песенная техника и началась с воя пращура. Вой в принципе повторение звуков. Созвучие на созвучие. Если вы добавите к созвучиям слов немного смыла, музыки, тогда и получится песня.
Но, получится ли она хорошей? Совсем не обязательно. Даже, скорее всего если она не будет как у Высоцкого или Окуджавы пронизана созвучиями, то есть почти полностью прорифмована. Совсем не обязательно.
Кстати романсы из стихотворений классиков и Золотого века и Серебряного русской поэзии великое множество. Начиная от Пушкина и заканчивая Мандельштамом. “ведь мы все встречали и “чудное мгновение” и “изучали “науку расставаний”.
Хит у Вертинского был “сероглазый король” Ахматовой.
Или в чем гениальность Есенина? Он ничего нового в поэзии не написал, но он именно гений фоники товарищи. Он набрал, по новому, всем знакомые ноты народных песен.


Даже Пастернак к концу жизни и то написал “МЕЛО МЕЛО по ВСЕей земЛЕ во ВСЕ предЕЛы.. одни созвучия в одной строфе.
Примеры можно приводить до бесконечности, но поговорим о технике. Именно песенной, а не поэтической технике. Технике песенной поэзии.
Чтобы написать хорошую песню желательно знать и законы версификации, хорошо владеть языком, иметь обширные знания и словарный запас, чувствовать созвучия, уметь набрать мотивы близкие народу, да любому человеку в принципе. Да вообще, очень много всего требуется. С помощью голоса конечно можно вытянуть рваный ритм. Но товарищи? Но.
С помощью голоса плохой текст не заиграет, не станет песенкой.
“в лесу родилась елочка” хит всех времен и народов, например.
Так там тоже одни созвучия товарищи. Созвучие на созвучие и созвучием погоняет.
Дело еще и в том, что далеко не любые слова напевны. Очень многие спеть почти невозможно. В основном в песне применяются слова, в которых много гласных и “простые по значению” чаще всего и не особо длинные. Почему?
Да просто потому, что слово “конституция” прости Господи, не особо то и споешь, а вот “путана” запросто. В русском языке всего десять гласных букв. Увы. Легче поются именно гласные звуки. То есть, товарищи, поются легче какие? Гласные звуки, которые по-другому называют «ртораскрывателями», а согласные – «ртосмыкателями» Мычать тоже можно, но не всегда это интересно слушателю.
И вот эти хитросплетения звуков, созвучий, лучше я объясню на примере “хорошей песни”.

Вот простой пример, даже авторов приводить не буду, все знают одну из лучших песен написанных про военное время. Но в ней есть настоящая тайна поэзии. А техника? Хмм тут другая техника, с точки зрения поэтической техники и версификационного мастерства, песня сделана из рук вон плохо. С точки зрения созвучий и внутренней рифмы – просто отлично. Гениально.

мНЕ КАЖЕтся ПОРОЮ, что солДАТы
С кРОВАвых не ПРИШЕдШИе ПОЛЕЙ
НЕ в зЕмЛю наШУ ПОЛЕгЛИ КОГДАТо
А ПРЕВРАтиЛИСЬ в беЛЫХ жуРАвЛЕЙ
Видите сколько совпадений звуков в словах?
Если брать версификационную технику, то это катрен ПЛОХ.. точно плох товарищи. От слов паразитов (типа НАШИ, до ужасных инверсий))
“Не в” и так далее, так далее, так далее.

Хотя это уже в редакции Бернеса, но суть в другом.
Поясню – даже кРОВАвых и пРЕВРАтились – практически приближенная или асонансная рифма.
Созвучные слова по сути. Например Шершеневич любил баловаться такими созвучиями и вообще использовал их как рифмы.
То есть товарищи, кроме смысла, в катрене зарифмовано практически все перекрестной внутренней рифмовкой на ассонансных и приблизительных рифмах.
Попробуйте так написать? Созвучно, осмысленно, красиво, просто, понятно, интересно, без пафосу, метафорично, легко, трогающее, так, чтобы в сердце отозвалось?
Легко думаете? Нет, очень нелегко. Половина таких песен тяжелая работа или талант, возможны все варианты составления или придумывания текста.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Добавлю последнее, я хорошо помню слова Бродского, после смерти Высоцкого:
“Ушел поэт, настоящий поэт, я всю жизнь считал, что песенная поэзия ерунда, разминка для поэта, и только к концу жизни понял, что хороший песенный текст – тяжелая и кропотливая работа”.
Я бы добавил, еще и талант. Некоторым от рождения дана удивительная созвучность слов. Человек говорит, а кажется, что он поет.
Вот так вот товарищи.
С Крещением однако.

автор не претендует на абсолютность своего мнения, и будет рад интересным дополнениям.
«Простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности…» Жорж Санд
Предлагаю позвать в ведущие Евгения Туганов или Ситницкого, они знатоки переводов и может быть поделятся интересными фактами из жизни переводов песен.
А так же Никиту Брагина, он большой знаток поэзии Серебрянного Века, с Михаилом Микаэлем..поговорить о истории песенных текстов.

Ну и всем желающим принести примеры хороших песенных текстов..Желательно с объяснениями, почему нравится та или иная песня..
как то так
я тоже по мере появления в сети поучаствую в обсуждении, да и знаток я именно японской поэзии послевкусия, и мне самому было бы интересно послушать умных людей и почитать неизвестные песенные тексты.

Алекс Рудов.