Ласточки. Осенняя история

Ольга Юрьевецкая
  И правда, нынче год високосный. Только у наших ласточек всё в норму пришло: детей подняли, новая семья образовалась, ласточка уселась второй выводок растить - выводить. Причём не том гнезде, где был первый, а в другом, неподалёку. Оказывается, за год  (зиму)все микробы-бактерии уходят, гнездо самоочищается и готово принять новый семейный круг.

  Так вот, 2 птенца вывелись, крупные, сидят в гнезде, головёнки повыставили; как родители подлетают, высовываются, чуть не падают, кричат громко. а перекусят и снова утихают. Так посвиркивают легонько. Один, видно, поздоровее, встал на крыло, маленькими кругами летает, крылышками трепещет, с отдыхом на ветках, но получается, а другой высунется из гнезда, метр подлетит и... обратно. И снова еду от родителей требует. Ну, собрался, видно, консилиум, обсудили, переговорили, решение приняли. Прилетели 3 ласточки, родители и какой-то "начальник", а старший малыш на ветке около примостился, смотрит. Троица на край гнезда уселась и громко так разговаривает, по всему виду, наставляет и ругает лентяя. И вдруг они из сарая резко так вылетели, потом вернулись и засновали туда-сюда. Я подошла поближе, вижу: у гнезда край отвалился, на землю кусочками упал, а малыш  рядом, видно, сумел перескочить, за перекладину уцепился и висит.
 
  А дальше - невероятное началось! Взрослые ласточки стали его клювами от этой перекладины отрывать-сталкивать... Сумели, хотя и долго трудились. Он взлетел, а вся троица круги вокруг него нарезает и весело так покрикивает. Малыш, он сильно упитанный, до ближайшего дерева не дотянул, на крышу сарайчика поменьше опустился, на самый край - дышит тяжело. Они рядом присели, потом по очереди стали улетать и, возвращаясь, кормить его, как маленького. Он, конечно, обрадовался, клюв раскрывает, нетерпеливо покрикивает, родителей подгоняет...
 
  Завечерело. Он всё на крыше сидит. Думаю, куда же они теперь денутся, ведь, по крыше любая кошка пройдёт - съест и не подавится.
 
  Смотрю, третья ласточка больше не прилетела, остались родители и на соседней крыше старший. Так они стали снова малыша уже с этой крыши спихивать, он не поддаётся, но всё-таки они с ним снова втроём, уже по-семейному справились. Залетели внутрь и уже каждый по отдельности на разные стрехи-балки-перекладины расселись: на ночь устроились.
 
  Так 3 дня прошло: ночью в сарае, днём малыш на крыше, а родители его то заставляли летать, то подкармливали, когда он уставал и садился на крышу.
 
  На четвёртый день утром все четверо поднялись и улетели. Сейчас днём каждый день прилетают, покружатся, посидят, где им захочется, что-то мне расскажут (если бы ещё верно понять), головами покивают и улетают: в стаю собираются, перед отлётом тренируются, выстраиваются. Скоро уже все на крыло и ... в дальние края до следующего лета.
Но попрощаться непременно прилетят, круг над домом-двором сделают, крыльями покачают, покричат. Каждый год так.

  А нам забота: после их отлёта гнездо подлатать-подновить, но непременно с огрехами, чтобы они и свои труды приложили, а то не сядут. А если ничем не помочь, целое гнездо им для второго выводка сделать не успеть, опять неувязка получится...