Тайна Царствия Божия глава 20

Лещатник
Глава XX

«Умная молитва» – тайна Царствия Божия, сокровенная заповедь, высший дар любви Божией – воспринимается только верою и покаянием и рождает вечное славословие Божией любви Небесного Бога


Вот сокровенная песнь сердца о Небесном Херувимском песнопении, которому подпевали отцы, живя на земле, – песнь о тайне Царствия Божия, внутри нас сущего, для вхождения в которое они нам указали -



«путь умного делания», или «непрестанной молитвы»,

«путь трезвения», или «хранения ума».


Сим «умным деланием» и спасались все святые и в горах, и в пещерах, и в вертепах земли, и в миру среди моря житейского, ибо сей путь «умного делания» и есть «пристанище тихое и безмятежное, в котором несомненно спасается душа», – по слову святого аввы Исаии Отшельника (Добротолюбие. Т. I).

Спасемся и мы, грешные, Промыслом Божиим, предоставленные всем ветрам и бурям, если ухватимся с усердием, со смирением и верою – не ради чего другого, а ради своего спасения – за сие спасительное делание ума, за непрестанную Иисусову молитву. Ибо гибель мира неминуема и потопление мира неизбежно. Рассвирепевшие волны мысленных страстей и соблазнов поглотят всякого, не имеющего сей «умной» опоры, сего «умного делания». И как на отцах оправдалось слово пророческое, так оправдается и на нас, ибо древний пророк изрек нечто судное о нашем времени, нечто дивное, сокровенное слово, только верой понимаемое: И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.[106 - Иоил. 2, 32.]

Чудное время, предсказанное пророком пришло. Исполнение сего дивного таинства – спасаться призыванием имени Божия – наступило с того момента, когда Господь Спаситель в Своей последней беседе с учениками на Тайной Вечере дал им последнюю заповедь, как высший дар Своей любви, с Божественным и непреложным обетованием: Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите. И при сем даровал непреложное обетование: чтобы радость ваша была совершенна.[107 - Ин. 16, 24.]

Восприняли отцы своей великой верой эту великую сокровенную заповедь: молиться во имя Его, – и обрели радость совершенную, в радости поведали и нам, уяснили и нашей слабой, малой вере сию заповедь Божию, сказав всем, кто имеет уши слышать – да слышат: «Тайна нашего спасения сокрыта в немолчном призывании имени Господа Иисуса Христа».

В Боге – наше спасение, и призыванием имени Его мы и спасаемся; носить с любовью имя своего Спасителя – носить в себе спасение. Носить в просвещенном сознании, в живом чувстве сердца сию святыню значит быть невещественным Ангелом, богоносцем.

Святой тайновидец Богослов говорит, что и в Горнем Иерусалиме, где все святые будут царствовать со Христом Спасителем, они и там будут носить Его святейшее имя на челах своих.[108 - Ср. Откр. 22, 4.]

То есть имя Божие будет пребывать в уме их, в их «умной природе», а ум святых будет пребывать в Боге, как Он пребывал в них здесь. Сей сокровенный смысл и звучит в святых Господних словах, сказанных там же, на Тайной Вечере: Пребудьте во Мне, и Я в вас.[109 - Ин. 15, 4.]

Сие и есть «таинство богоношения», таинство любви неизглаголанной: любя, призывать с верою имя Бога-Спасителя – и значит пребывать в Боге-Спасителе.

Призыванием обретать Бога-Спасителя – это и есть высший дар любви Божией.

По слову пророческому, призыванием имени Божия наша природа, порабощенная грехом, спасается. Веруя сему слову, будем призывать сие спасительное имя – и мы спасемся, ибо сие призывание воспринимается только верою. К сей вере и призывают нас отцы, ибо сия вера душе, взыскующей Искомого, приносит радость обретения. Сия вера передвигает горы грехов и топит их покаянием в море милосердия Божия.

Сия вера, многовозлюбившая сладчайшее имя, приемлет в слезах радости и прощение многое. Сия вера отверзает двери райские и вводит душу, взыскующую со креста молитвы многослезной, в Божий рай сладости.

О сей вере говорит и святой Никита Стифат такими словами: «Ни от чего другого преуспеяние души не бывает так скоро и поспешно, как от единой веры. Но веры не той, коей веруем в Бога и Единородного Сына Его. Но особенно той внутренней веры, коей веруем, что все обетования Христовы, какие обетовал и уготовал Он любящим Его, так и угрозы и муки адские, кои уготованы диаволу и рабам его, несомненно истинны. Такая вера убеждает душу, в подвиге сущую, уповать, что достигает устроения святых (спасается призыванием), достигает и блаженного их бесстрастия, востечет на высоту святости их и соделается наследницей с ними Царства Божия. Будучи же так удостоверяема, она ревностнее устремляется к деланию заповедей и, нимало не колеблясь, старается подражать трудам их, в чаянии подобными их подвигами достигнуть и совершенства их».

Такая вера в непреложность божественных обетований обретается на пути отрешения от «невещественных владений» – от мечтаний и вожделений, и это есть путь покаяния. Сия вера, идущая по пути покаяния, доставляет взыскующим несомненное спасение и приносит оббжение, «соделовает света причастником и общником Божества независтно». Сия вера и есть тайна «умной молитвы», и сия тайна хранилась в веках в святом православном иночестве. Православное иночество сохраняло в себе тайну христианства, тайну Христову. Только в православном иночестве и было опытное истинное ведение этой тайны. Иночество живым опытом познавало эту сокровенную тайну на пути веры и покаяния и рассказало о ней прикровенными речениями на страницах своих духоносных писаний.

Все святые Божии прошли с этим таинством веры по узкому и тернистому пути, по пути покаяния, прошли с небесным услаждением. И на этом пути с божественным вдохновением воспели Херувимскую песнь веры имени Божию, подпевая Херувимам. Воспели для нас, чтобы и мы, колеблющиеся и маловерные, услышали сию музыку Небес и присоединили и свой «умный» словесный орган к славословию великого Небесного Бога, имя же Его назнаменовано на нас от дня Святого Крещения.

И тогда святые крохи «умного делания», упавшие со стола богомудрых отцов нам, нищим и голодным в насыщение, и собираемые трудолюбивой душой как бы по зернышку, претворятся и для нас еще здесь мановением Божиим в неоскудеваемый небесный хлеб ангельский, коим и будет насыщаться душа и уже вовеки. Это и будет Пасха веселия вечного.

А там, в горнем мире, «умно» узрев дивное таинство претворения сокровенных словес в небесную манну Духа – претворения крох маленького «делания умного» в великую тайну богоношения, душа, познав себя «умной колесницей херувимской», носящей тайну Слова, – в божественном изумлении, охваченная великим блаженством радости, будет приносить немолчное славословие божественной любви, «умно» слившись со всем «умным миром», прославляя величие и поклоняясь светолепной Премудрости Небесного Бога, вся Премудростью сотворившего.

Иеромонах Сергий ( Ситиков )