История псевдонима

Сергей Таллако
Много лет назад моя Светлана попросила меня написать поздравление в стихах ко дню рождения внуку Антону.
К тому времени у меня накопился некоторый опыт такого рода, но адресатами обычно были друзья моего же возраста с общими достойными упоминания моментами биографий. Тинэйджер в подобную категорию не помещался. Нужен был некий нестандартный сюжетный ход. Антон любил кошек. Возникла мысль в полусказке – полубыли обыграть персонаж булгаковского Кота Бегемота. Сказано – сделано. Под руками «Мастера и Маргариты» не оказалось, и я набрал в поисковом окошке интернета «Кот Бегемот», чтобы освежить в памяти детали образа этой достойной Личности. Но раньше, чем я вышел на роман Булгакова, возникла ссылка на автора сайта Стихи.ру  под псевдонимом Кот Бегемот. Так «шёл в комнату, попал в другую».
У меня к тому времени, а писать стихи я начал очень поздно, накопилась целая книжечка, куда я переписывал свои нежданные творения. Читать и слушать их было практически некому, а тут совершенно нежданно подвернулась такая возможность найти читателя! Целый сайт с сотнями тысяч авторов и читателей.
При регистрации возникла неожиданная сложность: тёзок и однофамильцев на сайте уже было много. Автоматика регистрации новых авторов сервера советовала подумать о псевдониме. Вспомнил Андрея Кончаловского и решил взять, подобно ему, в качестве псевдонима фамилию своей матери – Елены Павловны Таллако. Автоматика сервера такой псевдоним благосклонно приняла. Страничка Сергея Таллако стала неспешно пополняться стихами, рецензиями и замечаниями к ним. Передо мною, задрав пушистый хвост, путеводно и незримо побежал булгаковский Котяра.
***
Судьба деда – Павла Григорьевича Таллако – выпускника Института Путей Сообщения имени Александра Первого в Санкт-Петербурге в 1902 году – закончилась трагично. Всё нижесказанное стало известно его внукам через многие десятки лет, собранное по крохам. Он, строитель одной из железных дорог Западной части Российской Империи и награждённый за это орденом святого Станислава. В Гражданскую Войну оказался на Юге России, активно содействуя работоспособности путей сообщения этого региона страны при генерале А.И. Деникине. По семейным преданиям, дед и бабушка решили отказаться от эмиграции и вернулись с Северного Кавказа в Центральную Россию. Около двух лет он возглавлял нынешнюю Юго-Восточную железную дорогу, а потом по указанию тогдашнего наркома путей сообщения Ф.Э. Дзержинского был командирован на восстановление разрушенной в Гражданской Войне Транссибирской магистрали – станового хребта России. После успешного решения этой важнейшей задачи – пошли поезда - Павел Григорьевич вернулся в Москву, где вошёл в руководящий состав Казанской дороги и в совет при Наркомате Путей Сообщения. В 1930 году по ложному доносу был арестован и в 1931 году расстрелян. Родные о его судьбе ничего не знали, кроме того, что он, якобы, был выслан без права переписки. Бабушка (его жена), дети сохранили его фамилию до конца своих дней - ждали. Но мне – внуку - мать как «отче наш» внушала: «Во всех анкетах пиши: твой отец – служащий, мать – домашняя хозяйка, дедушку и бабушку не помню!» О его страшной судьбе я узнал поздно и случайно. Лабораторная подписчица на газеты и журналы – Людмила Николаевна Старшина - запомнила редкую фамилию моей матери, на адрес которой я выписывал некоторые периодические издания, и, просматривая очередной номер газеты «Вечерняя Москва», обратила внимание в публиковавшихся тогда «Расстрельных списках» на фамилию деда. В газете было сказано, что П.Г. Таллако реабилитирован за отсутствием состава преступления в 1989 году (посмертно). Ни бабушка, ни дети до этого времени не дожили. Но, благодаря маминой фамилии, горькая весть нашла меня - внука.
***
Ошибочно полагая, что в архивах нет ничего о расстрелянных «врагах народа», я стал писать стихи, посвящённые путейцам Транссиба и жёнам репрессированных железнодорожников. Была надежда на чудо, что кто-нибудь отзовётся на редкую фамилию - псевдоним. Чудо произошло. Через сервер Стихи.ру пришло письмо из газеты «Вперёд» Юго-Восточной железной дороги, от Виктора Митрофановича Минакова, с вопросом, не родственник ли мне П.Г. Таллако?
Оказалось, что при подготовке юбилейной книги, посвящённой 140-летию дороги, была выявлена неполнота сведений о ряде её руководителей и были предприняты усилия по устранению «пробелов». Энергичный сотрудник газеты «Вперёд» - В.М. Минаков вышел на некоторых внуков П.Г. Таллако. Его любезно принял внук Павла Григорьевича Андрей и познакомил с редкими семейными фотографиями. Я поделился сведениями с белорусского сайта о лётчиках-героях Первой мировой войны об Илларионе Григорьевиче Таллако – брате П.Г. Таллако.
В итоге появилась статья в юбилейном сборнике, посвящённом круглой дате Юго-Восточной дороги, с фотографией ещё одного её начальника; появилась в газете «Вперёд» статья о результатах поиска сведений о П.Г. Таллако и рецензия на статью, в которой я от имени семьи благодарил В.М. Минакова за успешную поисковую работу. Имя достойного человека удалось спасти из неизвестности.
Виктор Митрофанович продолжал поиски. Вероятно, очень помогло доброе внимание руководства Юго-Восточной железной дороги в Воронеже. Его спонсирование поисков и запросов привело к неожиданному открытию. В Музее Истории железных дорог России, в Новосибирске нашли трудовой список Павла Григорьевича – с момента окончания Института Путей Сообщения до увольнения в связи с арестом и расстрелом. С датами и изменениями служебного положения и мест работы. Тогда-то стала известной его ценнейшая роль в восстановлении работоспособности Транссибирской Магистрали – станового хребта России, о которой  у потомков воспоминаний не сохранилось. Видимо, в те времена командировки главы семьи для восстановления разрушенных железных дорог России были привычным бытовым фоном.
***
Поиск в Интернете исторического фона биографии Таллако - фактов и их сопоставление с детскими воспоминаниями маминых рассказов в продуваемой деревенской избе военной поры зимними вечерами, под потрескивание язычка пламени «коптилки», рассказов, адаптированных мамой для малышей, ещё не знакомых с географией, приоткрывал пору Гражданской войны и предысторию строительства железных дорог в России  - от Николаевской дороги до Транссиба. Раскрывалась «перед внутренним взором» инженера советской поры прошлая Великая Россия с развивающимся транспортом, заводами, нефтепромыслами, освоением Арктики – задолго до советской власти. Если бы сын Александра Третьего Николай Второй не нарушил завет отца – не вступать в войны, а приумножать мощь России мирным путём, история нашей Родины была бы кардинально иной. Иначе выявились бы, например, роли генерала Деникина и адмирала Колчака. Да, история не пишется в сослагательном наклонении, но забвение реальной истории и предвзятое вычёркивание её страниц и исторических личностей не принесло добра гражданам России. Не принесёт и теперь. Мы – единая фашина характеров, воль и судеб.
Вновь и вновь в сознании возникали образы борьбы рабочих и инженеров-путейцев с неистовыми снежными заносами в донецких и кубанских степях, осознанные впервые тогда, под трепет теней в остывающей избе, из маминых рассказов. «Посаженные» теперь на карты железных дорог России и на Трудовой Список Инженера с большой буквы – Павла Григорьевича Таллако.
***
Возможное происхождение фамилии деда подсказала белорусская советская журналистка Янченко.
В Белоруссии, откуда родом Павел Григорьевич, безвозмездное строительство всей деревней новой избы жертвам внезапного пожара называлось «талака».
***
Когда бы не Кот Бегемот и Интернет, что бы я узнал о поисках Виктора Митрофановича Минакова? Как бы я узнал о нём - гражданине своей Родины, глядящем в глубины её истории на многие десятки лет назад? Ведь многие драмы современности происходят из-за неуважения к истории: «Кто выстрелит в прошлое из ружья, в того будущее выстрелит из пушки!»
В частности, чтобы этого не произошло, ищет многочисленные ветви и корни семьи Н.А. Тахтамышева при поддержке внуков и правнуков П.Г. Таллако. Но об этом когда-нибудь расскажет она сама.
***
А стихи внуку Антону я тогда написал, но не о коте, а о его собственной жизни в гостях у бабушки и деда. И выставил на страничку сайта Стихи.ру. Светлане и Антону стихи тогда понравились.

В этой работе я упомянул о предстоящей публикации Наталии Тахтамышевой. Теперь такая публикация – реальность.
Несколько лет назад вышел из печати исторический труд, который читается как захватывающая Сага о семействах, в разное время связавшихся между собой родственными узами. Главы их были гордостью железнодорожников России – три выпускника Петербургского Института Инженеров путей сообщения – Г.С. Тахтамышев, Ю.А. Пешель и П.Г. Таллако. Это серьёзная научная монография с обилием документального материала и иллюстраций, что не мешает ей быть живой и занимательной книгой для чтения о России, которую мы потеряли.
http://www.genealogy-kzn.ru/tachtamisheva_kniga/
**
13.06.2021 в Москве общественной организацией "Последний адрес" в присутствии внуков и правнуков была установлена мемориальная табличка на доме по адресу ул. Солянка, 1 / 2, строение 2
Проект «Последний адрес»
https://www.poslednyadres.ru/news/news1178.htm
Москва, Солянка, 1 / 2, строение 2
 

Иллюстрации слева направо:
Павел Григорьевич Таллако - фото из семейного архива
Орден Святого Станислава - Википедия
Виктор Митрофанович Минаков - фото автора