О ней

Александра Матора
 http://www.stihi.ru/2012/09/06/3820

Ну вот и растворились дорожные негативчики.Содержимое чемодана перестирано, разложено по полкам и сам чемодан отправлен по месту прописки, в стенной шкаф. На местах все, кроме моих скачущих мыслей.Они прыгают из конца восьмидесятых, заглядывая в начало девяностых, а потом шокируются в нынешнем августе.
Сашка, Санька, Сашенька....
-Меня зовут Саша, моего мужа будут звать Александр. У нас будет трое детей: первенец-Саша, дочка Сашенька, и младший сын Сереженька....Младшенького, мы почему-то будем не долюбливать.... -Шутка, про мою подругу.
сентябрь 1987.
-Я Саша,- представляется хохотушка, с внешним видом, не вписывающимся в рамки стандарта хорошей комсомолки. Выясняется художественное образование...Для художника с народных промыслов, обличье могло быть и более странным... Мы едем строить БАМ. Я уже с опытом работы в районах крайнего Севера.Сашка после училища и незначительным периодом работы на художественной фабрики. На фабрике у нее были проблемы...
-Знаешь, как тяжело работать по заданному образцу, когда рукм незаметно начинают делать, что-то свое.Замечаешь, когда  сделано.А потом с зарплаты за порчу материала, хотя мое было лучше.
Дорога полна приключений. Летим, едем, опять летим. Стройотряд сформирован из всех, кто захотел, райкомам комсомола было важно выполнить плановую поставку строителей БАМа численностью. В Иркутске стройотряд никто не ждал, и до очередного поезда 4 часа.
-Я узнала, тут галерея художественная есть, пошли смотреть,-Сашкины глаза, с прыгающими чертиками, сияют.
По опыту знаю неразбериху в работе комсомола.
-Подожди, может все резко измениться,-бесполезно, новоявленная подруга уже в пути.
Опыт великое дело, и минут через 30 выясняется, что про нас никто не забыл и билеты на ближайший рейс забронированы. Когда выясняется отсутствие Сашки, у комсомольского товарища, нас сопровождающего, ужас на лице, паника...Чемодан есть Комсомолки нет.До поезда 45 минут. Я ему, очень спокойно :
-Едем в галерею.
В такси умопомрачению комсомольского товарища нет предела. Кто этого барана поставил старшим? В галереи беру поисковую инициативу в свою руки, объясняю галерейным работникам ситуацию, нагнав мути из умных слов: "По заданию партии и правительства..., в виду решений и постановлений съезда партии.., и т. д. Надеюсь на Ваше товарищи понимание и содействие." Работники галереи уже несутся по залам с криком:"МАТОРА АЛЕКСАНДРА! Ваш поезд отправляется через 30 минут". В одном из залов вижу Сашку, замершую около довольно крупной картины, даже, что на ней  изображено я не увидала. БЕГО-О-ОМ! Не до объяснений. С найденной Сашкой, выскочив из такси, бежим к поезду, в надежде, что наши вещи уже в вагоне. Отдышавшись, долго  шутим по поводу любви к искусству.
Конечная станция Тында, и нечто затерянное, поселок Восточный. Решаются организационные вопросы поселения и приема на работу. Я кадр ценный: и строитель, и стаж северный имею. С Сашкой долго носились, куда определить. Отправили в школу, учить детей рисованию.К новой работе, как и ко всему в жизни, Сашка приступила творчески и вдохновенно.
-Рисовать могут  все, надо просто развивать это.Всем не нужно быть художниками,но привить вкус можно,-и озадачила плотников поселка сооружением мольбертов, чтоб красочка хорошо стекала с детских рисунков.
По-приезду наши дружеские отношения не растворяются. Знакомимся с местным контингентом . Ощущаешь себя жирафом в зоопарке, всем интересно: кем пополнился поселок.
-Тань, а вот тот мужик с бородой на тебя смотрел...
-Тань, а вот этот бородатый...
Бородатый залез в голову к Сашке, как-то мгновенно. Внимательно смотрю в глаза подруге и понимаю, шутить нельзя, очень остро для нее это бородатое существо.Бородач-Сободенюк, как в милой шутке, САША. Пытаюсь звать ЕЕ-Сашка, ЕГО-Санька. Путаюсь постоянно.Он гораздо старше ее, но диалог, как-то не клеится. На мой взгляд, он вообще-тефтеля...Ни мясо, ни каша. Я в роли третий лишний, но на каком-то этапе, весьма необходимый. Что-то пытаюсь провоцировать, шуткой, якобы недопониманием...Изобретаю между троими клоуна. Ну вот, что-то в отношениях  тронулось. Я искренне радуюсь. Сашка выросла с в шахтерской семье с кучей братьев, и без матери... Так хочется, чтоб у девочки была радость жизни...
Бродим с подругой по сопкам и рассматриваем свой поселок с высоты полета воробья.Едим пригоршни уже подмороженной голубики и рассуждаем о чем-то умном, сидя на заваленном дереве....Любим мы с ней это дело- порассуждать.
-Ты не любишь Врубеля?- Сашкино возмущение на грани ярости.-Не может быть!Демон это для тебя , с твоим характером ...,-и понеслось.
В становлении моих художественных вкусов эти сопочные лекции имели немалое значение. Не сразу. А потом, пытаясь убедиться в услышанном, многое было переосмыслено,  хотя мои знания живописи были далеко не поверхностными. В первый же, послебамовский  приезд в Москву повторяю поход  в Третьяковку,и долго смотрю на Демона. А Сашка-то права. Все последующие заходы в Третьяковку начинаю с последнего зала- ВРУБЕЛЯ,-Сашкина лекция.
Жизнь в маленьком поселке строителей изобилием интересов не блистала.Выискиваeм любую возможность проводить время занимательно- ну раз водку не пьем. С водкой проще, всегда есть интересное мероприятие, а вот по-трезвому найти- проблема. Кто-то кому-то предложил поход...Уже мороз, -25 на градуснике.
  -Ничего, нормальное снаряжение и недалеко идем,-убеждал Сашкин бородач.
  В походе, что-то тяжело дышиться.Ватные штаны, валенки, и овчинные тулупы не дают ощутить температуру воздуха,только дышать-тяжело.В палатке походная буржуйка весело играет разноцветным огоньком, согревая воздух. Котелок с походной кашей. Нам тепло и весело. При возвращении в поселок на встречу бегут разъяренные незнакомцы, и на организаторов похода просто рев. Оказывается температурка воздуха слегка опустилась, под -60...Нас уже собирались найти обмороженными.
-Зато будет о чем вспоминать, -смеемся с Сашкой.
 С ней светло и весело.Рядом с ней очень чисто. Она по уши влюблена в этого важного гуся Слободенюка. Он... наверно тоже, хотя важничает и умничает.
-Мы идем в ЗАГС, -с гордостью заявляет Сашка.
И через день, мое сердце разрывается, глядя на нее.
-Эта дура в ЗАГСЕ, сказала, что нельзя фамилию через черточку, а я хочу быть с двойной фамилией. Как же я теперь замуж за Слободенюка выйду, если я и Маторой хочу быть и Слободенючкой?- с полным отчаением ныла Сашенька.
-В церкви обвенчайтесь,-советую.
 Да где ж  в округе комсомольско-молодежной стройки сыщешь церковное заведение. Понимаю, что надо разрядить ситуацию. Вогружаю на Сашкину голову некое постельно-гипюровое облако, подвожу к Слободенюку, и как в дрянной самодеятельности, даже не пытаясь быть похожей на попа, несу ересь на тему венчания. "Властью, данной комсомолом , с полной ответственностью комсорга, вверяю Маториху в радостях и горестях на веки вечные Слободенюку и т.п...." Ерунда конечно, но сработало, втроем заливаемся смехом. Ну чушь, какая, БАМовский ЗАГС не принял заявления с двойной фамилией, в другом месте примут.Союз большой....Год летит.Сверхскоростные перемены свойственные молодости и авантюрным натурам. Я уже в Белоруссии.Сашки в Молдавии.
-Приезжай к нам, мне скучно,-зовет Сашка.
 А у меня Чернобыльская зона. Недолго рассуждая, лечу до Кишинева, электричкой до Унген.
 Соскучились,  болтаем без перерыва. А Слободенюк, радушный хозяин и муж, по вечерам гуляет с двумя детьми, пока мы наслаждаемся общением. Днем я иногда прогуливаю наших детей, сажу обоих в одну коляску, прикольно, люди оборачиваются.
-Тань, я вот подумала...Сашке физически нельзя работать, ну ты ж знаешь после операции на глазах, а умственно, он работает с одной мыслью, что вынести с работы домой. Хохол. А вот поп из него выйдет классный. И голос хороший, и борода красивая., а то, что не очень верит, так и передача "О верующих и неверующих" переориентацию произвела. Надо его убедить, чтоб совсем поверил, -и подруга начинает строить планы по привлечению любимого, правильнее до одури любимого мужа к православной церкви.
-Сашь, я не помощник. Мое Я очень далеко от церкви.
 Удивительно, не знаю, кто сыграл какую роль, сама Сашка или поп -сосед, но через полгода Слободенюк учился в Одесской семинарии. Учился убежденным верующим. Сашка часами рассказывала о своем муже. Она видела его в сплошных плюсах, а про мною видимые минусы я благоразумно помалкивала. В молдавской квартире царило радостное торжество жизни. С желанием, решали все возникающие проблемы. Лучше, хуже, но решали, а это главное. Не ждали, когда приплывет счастье и постучит в дверь. Счастье делали сами ,своей любовью, своим образом жизни. Период пустых прилавков не пугал, а развивал фантазию и изобретательность.
-Тань, а чем отличается мужской плащ от женского?
Вопрос врасплох. Кроме пуговиц слева -направо и справо -налево, существенного сказать не могу.
-И, что сильно глаз режет эти право и лево?, -задумчиво рассуждает Сашка.
-Ну-у,-уже иду смотреть плащ запавший в Сашкино сознание.
Черный плащ с импортной родословной, качеством и фасоном мне тоже ложится на душу. Как я не догадалась зайти в отдел мужской одежды сама? Действительно, можно переориентировать. Сегодня такие фасоны называют унисекс. А в те годы слово секс отсутствовал в лексиконе  времени, а сам секс был какой-то подпольно-партизанский за кучей запретов, о том не говорили и много не рассуждали. А плащик-то, я приобрела, а второй, оставшийся, на час отложила. Выхожу из магазина со свертком, Сашкины глаза эмоций скрывать не умеют...
-Я тебе второй на час отложила, пошли домой, примеришь.Вдруг он тебе не понравится вблизи.
Эмоции из одного края резко переходят в другой край. Смеемся.Стильный плащик оказался действительно качественным и носила я его много лет. И все восторгались плащем с меховой пристежкой, на все случаи жизни. А про лево и право  только моя сестра -пошивочный профессор усекла. И тут Александра права была.
 Жизнь своим чередом. Мои и Сашкины письма, письма, письма летят туда и обратно. А Слободенюк уже поп с приходом. Мне интересно бы на это посмотреть. Письма, письма. Союз рухнул. Жизнь в каком-то странном движении хаоса. Работа. Непонятные деньги. У дочки жуткие диагнозы. Отчаянно с ними борюсь. Врачи пытаются внушить мысль-Чернобыль, и дают надежду-может перерастет. Их философия мне не нравится.Сидеть и ждать-не по мне. Изучаю тоны народной медицины. Составляю какие-то свои системы лечения...И вдруг среди этого водоворота мое же письмо в моем почтовом ящике с пометкой "Адресат выбыл". Странно.Вроде бы не собирались Сашки в очередной раз менять место жительства. И тишина от Сашки. А лихорадке  девяностых годов нет конца. Страна сплошной базар. Я неоднократно меняю адреса. Сашкиных писем так и не дождалась.Пропала моя Сашка в бездне неизвестности. Часто я вспоминала БАМовских друзей и всегда верила-отыщутся. Должны отыскаться!
июль 2012
Какое счастье интернет, но Александры Маторы нигде в нем  нет.Слободенюка тоже не видно.Жаль. Отыскались девушки с Урала и Африки, а Сашка нигде не проскальзывает.Ну дети же должны сидеть в какой-нибудь рутине.Ищу детей. Кажется удача.-Сашкин старшенький. Вовчик из колясочки. Где же Сашка? Блин! Молчит! АУ!О! Сообщение!...Перечитываю  записку Вовчика, и не понимаю смысл. Пытаюсь осознать, но два слова стучат молотами в голове: "Мама умерла." Остальное не сразу вошло в мой мозг. "10 детей, папа в больнице". Я в каком-то отупении. Не могу пересчитать детей, сколько приемных, сколько своих. Глаза видят два слова :"Мама умерла"."Мама писала стихи". Читаю и перечитываю. http://stihi.ru/avtor/todya40 Не представляю Сашкину жизнь вообще. В деревне. Четыре коровы...  Десять детей... Огород в пятьдесят соток...Дети... Семеро приемных...Для чего? Просто не смогла пройти мимо этих детей. А потом пыталась сделать жизнь семьи сытой. А в сельской церкви прихожан по пальцам. А в винном магазине покупателей  десятки. Стихи... В них  светлая, без лукавства Сашка. В стихах грустит, смеется.  Стихи с десятью детьми и четырьмя коровами? Это САША. В моем понимании это подвиг. Стихи... Сколько любви к приемным детям. Как тебя на все хватало? Светло и радостно в ее стихах. Иногда бывает грустно. И как обезбашенно она продолжает любить своего мужа. Осознал ли он, в каком счастье прожил все эти годы? Некоторые жизнь проживают не соприкоснувшись с Любовью, а Слободенюк жил в самом эпицентре ЛЮБВИ. Музицирует телефон :
-Вас беспокоит Слободенюк Александр Николаевич. Тань, приезжай.
Хочу сослаться на экономику, на неудобство беспокоить, и понимаю, что все это бред. И я еду. Пересекаю всю Украину.От Западной до Восточной границы...
Стою и молча разговариваю с мраморной Сашкой, среди таких же серо-мраморных роз.Сашка в мраморе, нелепость бытия...В моих ушах ее вечный смех...Церковный двор неплохое местечко для вечной парковки.. Нет давки и очереди. Тихо.
- Я решил ее здесь похоронить,-нам тяжело говорить с батюшкой Александром о Сашке,а я по-прежнему далека от церкви.
В церкви весит ее картина или икона, в ней что-то светло-радостное привлекает глаза среди темных и угрюмых ликов святых.
-Она написана не по-правилам церкви,-что-то очень разумное говорит Александр.-...А я подумал, пусть весит в церкви.
Наверно не по-правилам, на картине свет и торжество жизни. Светлое радостное небо.А какие есть правила дарить людям радость? Уметь жить светло. Разве существуют ГОСТы настроений?
Мраморное лицо Сашки, как приговор надежде на встречу. Внутри меня все протестует этой несправедливости. Я не плачу. Я заставлю себя не плакать. Восторгаюсь ее сыновьями. Мальчики совершенно разные, но светлые и чистые, с такой же внутренней упертой силой. Приглашаю их приехать ко мне в гости. Я с ними говорю, говорю, говорю. Мне кажется, они меня слышат. А младший-из шутки Сашенька. А дочки Александры нет. Ну нет дочки, значит будет внучка! Я уже ей подарок заготовила.  Слободенюк, совсем больной. Ну хоть ему-то, бог должен помочь. Медленно, с трудными черепашьими шагами движется Слободенюк к намеченной цели выздоровления. Дети пытаются проявить о нем заботу. Очень трогательно. У него, как и у всех родителей вечное недовольство детьми. Очнись, не требуй большего. Радуйся тому, что есть. Я хочу чтобы вы были счастливы в своем большом, и сколько еще вложений требующем, доме. Закончи то, что начала Сашка. Научи детей быть ЛЮДЬМИ. Научи их быть сильными. Научи их видеть выход из любых неурядиц. Между детьми редкие сейчас добрые отношения, забота друг о друге. Приемные и родные из одной кастрюли и радость, и горесть. Ощущается Сашкин свет радости жизни. Надеюсь дети его сохранят. Сохранят ту ЛЮБОВЬ и СВЕТ БЫТИЯ, который без демонстраций несла в себе их мать.