Введение. Звукозапись

Творческая Мастерская Алкоры
Очень долго я не решалась начать публикацию этого важного для всех начинающих сборника  статей – «Все о ритме». Ничего принципиально  нового я вам в нем не расскажу – я не претендую на создание какой-то  особой теории ритмики или нового взгляда на нее. Если вы хотите познать глубину теории – прочитайте статьи автора нашего сайта Юрия Лысенко-Раин ( авторская страница «Семинар Юрия Петровича»). Мы с ним говорим на одном языке - понимаем и поддерживаем друг друга в вопросах теории  стихосложения. Я вовсе не собираюсь пересказывать вам здесь его статьи – это ни к чему, да лучше его - не напишешь. Постараюсь подойти к этим  непростым вопросам, более близким музыкантам, чем литераторам, как настоящий Чайник – исключительно с практической точки зрения: как умудриться, не загружая свою голову многочисленными терминами (их нам век не запомнить!), избежать в своих стихах ритмических ляпов? Это особенно насущно, если автору не дан от природы поэтический слух  или он – слух этот - временно ушел погулять, и ты вдруг начал сомневаться – почему это стихотворение  так коряво звучит? Как его поправить? Как проверить самого себя – все ли в нем правильно с точки зрения ритма?

Для решения этих – самых простых, но очень  важных для сочинительства стихов вопросов, я и задумала данный  сборник. Создаваться он будет постепенно, по мере насущности, и, как обычно – на конкретных примерах ошибок, взятых со страниц наших стихирян.  Практический подход  – самый простой и надежный, если хочешь  что-то понять, чтобы избежать грубых ошибок стихосложения. А когда поймешь – то и термины нужные быстро запомнятся!

Итак, тема нашего сборника – это ритмика стихов. Слово знакомое и понятное - кто о ритмике не знает, и кто из известных авторов учебников о ней  не писал! А вот всерьез к ней относятся немногие, особенно Чайники. Только совсем ленивый Чайник никогда не иронизировал в своих стихах над стихотворными размерами, не гордился своим небрежением ко всяким там  ямбам,  хореям, дактилям и прочим страшилкам!  Далеко не каждый поэт помнит, чем один стихотворный размер  отличается от другого, и мало кто этим  знанием озабочен: написать стихи можно и не зная теории ритмов – если имеешь  врожденный поэтический слух. Есть этот слух (или чувство ритма) далеко не у всех, да гармонию звучания стихов все ощущают  по- разному. Даже не так:  не все считают важным наличие в стихах гармонии – определенного мотива, построенного по каким-то правилам. Кому-то хаос – какофония ритмов – это как раз самое то: признак его, Чайника,  гениальности! Именно такие авторы чаще всего предлагают свои творения  создателям песен: музыка  легко сглаживает все неувязки звучания, которые очень заметны, когда прочитываешь текст вслух!
 
Если в стихотворении ощущается гармония, то его ритм, каким бы сложным он ни был, обязательно повторяется – организуется в строфы или в строфоиды или пусть и вне  строф хотя бы сохраняет повторяемость ритмического рисунка.  (Я сейчас говорю о небольших законченных стихотворениях, а не объемных поэмах, которые могут содержать фрагменты разного ритма)

У гармоничного звучания есть  продуманный   рисунок – не важно, какой именно, но …повторяющийся!  А вот виды  этих рисунков бывают  разные, и о большинстве из них мы с вами в этом сборнике обязательно поговорим.
 
А теперь перейдем к практическим вопросам.

Прочитала я как-то на сайте стихотворение – довольно красивое: написано  правильным языком, с хорошими рифмами.  Но что-то с ним было не так,  как-то странно оно звучало:

Далеко от шума машин,
Городской дорожной пыли
Я сижу под тенью вершин
И смотрю, как летят журавли.
Воздух чист и прохладен, кругом красота:
Поле, травы и злаки,
А рядом, в двух шагах от ручья,
Раскинулись алые маки.
Качает их ветер легонько,
Поёт свою колыбель,
А маки, лишь дрожа тонко,
Продолжают на солнце глядеть.
Не сломить тех цветов никому,
Не заставить жизнь позабыть,
Не понятно ветру лишь, почему
Хотят маки красой полей быть.

У стихотворения нет единого ритма: автор меняет  его в  каждом четверостишии, изменяя  и  длину строк, и порядок расположения ударных слогов. Может быть, это признак его гениальности? И как показать автору стихов на сайте, в отзыве (помимо голословного заключения – «не звучит», которому он просто не поверит ), что именно у него не так и почему, да так показать , чтобы это было и наглядно, и убедительно?

Вопрос не простой: обсуждать проблемы ритма на сайте сложнее всего – мы ведь в СТИХИ.РУ  не слышим друг друга,  единственный способ как-то описать звучание стихотворения – это изобразить его какими-то знаками,  воспринимаемыми глазом.
 
Знаки записи ритма  люди давно уже придумали: для обозначения  последовательности ударных и безударных слогов каждой стихотворной строки  есть специальные значки. Жаль только, что  в разных учебниках эти значки  разные!  Меня, как Чайника, это очень сильно сбивает с толку. 

Например, ритм первой  строчки приведенного выше стихотворения, можно описать разными способами :

далекО от шУма машИн  – все ударные звуки я написала  большими буквами.

А можно это же изобразить схемой:
UU _  U_U   U_    где  _  ударный слог, а U  безударный;

Или так:
--+  -+-  -+                где   +  ударный слог,  а – безударный;

Или так:
– – / –/–  /–    где     /  ударный слог, а    –  безударный .

Все эти записи (а наверняка,  встречаются и другие варианты обозначения) во-первых, морочат нам головы, а во-вторых, если нам нужно прямо на сайте что-то объяснить другому человеку (что у него не так звучит и где!) отнимают у нас время на их воспроизведение, требует использования смены регистра на клавиатуре.

Я  придумала  для себя  очень простой и легко запоминающийся способ обозначения звукозаписи  стихотворных строк в виде  нулей– для безударных слогов  и единиц  – для ударных слогов. 0 и 1 - знаки, которые в любой клавиатуре любого компьютера всегда под рукой и, что особенно приятно,  не зависят от регистра, в котором вы набиваете текст!  Цепочку нулей и единиц можно набивать не глядя, одновременно с чтением нараспев строки стихотворения:  там, где вы прочитываете слово с ударением (на «сильных местах»), вы бьете 1, на всех остальных («слабых местах») – 0.

Эту последовательность из 1 и 0 вы можете вписать  прямо под строфой стихотворения,  ритм которого вы хотите проверить – позже, когда все ошибки будут выявлены, вы всегда сможете  эти  строчки удалить.

Давайте именно так и распишем  звукоряды (они же - строки)  стихотворения, которое я привела вам в качестве примера:

Далеко от шума машин,
Городской дорожной пыли
Я сижу под тенью вершин
И смотрю, как летят журавли.
001 010 01
001 010 01
001 010 01
001 001 001

Воздух чист и прохладен, кругом красота:
Поле, травы и злаки,
А рядом, в двух шагах от ручья,
Раскинулись алые маки.
10 1 0010 01 001
10 10 010
010  001 001
0100 100 10

Качает их ветер легонько,
Поёт свою колыбель,
А маки, лишь дрожа тонко,
Продолжают на солнце глядеть.
0100 10 010
01 01 001
010 000 10
0010 010 01

Не сломить тех цветов никому,
Не заставить жизнь позабыть,
Не понятно ветру лишь, почему
Хотят маки красой полей быть.
001 001 001
0010 1 001
001 010 001
01 10 01 01 1

Я в этой записи еще не выделяю  стихотворные стопы  (обо всех этих понятиях мы  поговорим чуть позже!) ,  пробелы в звукозаписи у меня стоят между словами (я только присоединила к ним предлоги и служебные слова, всегда произносимые безударно). Даже в такой записи, если ваш слух не замечает странности звучания стихотворения, вы  сразу же заметите, что рисунок  схемы слогов все время меняется.

Гармоничное звучание – это когда строфы имеют одинаковый (или почти одинаковый, с учетом возможных безударных групп) рисунок, а одноименные строки всех строф (все первые, все вторые, все третьи и т.д. строки) – построены по единому рисунку. В этом стихотворении этого, конечно же, не наблюдается, более того, самая последняя строка стихотворения  «Хотят маки красой полей быть» - это вообще отдельная тема для изучения целой группы ритмических ошибок. Но об этом поговорим позже.

Задача данной главы – обрести и освоить язык звукозаписи стихотворений: научить вас быстро, одновременно с прочитыванием строки вслух, расписывать ее звуковую схему – без особых проблем и без больших затрат времени на эту работу. Если вы освоите этот язык, то вам будет гораздо проще исправлять недочеты ваших стихов, а нам с вами – говорить о ритмике стихов на одном языке. 


Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/09/21/7726