Двухнедельное ревью 74. Обозреватель ДзеТа

Психоделика
  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

 день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
 день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
 день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
 день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
 день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

 Обозреватель   ДзеТа  http://www.stihi.ru/avtor/paraguachoa1


Итог двухнедельного ревью 74.

НОЧЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ
Чорный Георг

Мне показалось, что трава
Вдруг стала нежно-голубой.
Молочно-белый свет луны
На перламутровых стволах
Оставил росчерки... Слова
Мне не нужны, – ведь я с тобой.
И ночи, к счастью, так длинны,
И миром правит не Аллах,

А очень древний, древний бог, –
Возможно, Митра или Ра...
Здесь лапы сосен так мягкИ,
Что темнота вьёт гнёзда в них.
Мы не играем в недотрог,
И это вовсе не игра.
Как рыб мельчайшие мальки,
Мы затерялись... Вечер тих

И странно-ласков. Звёзд пыльцу,
Ручьём, уносит Млечный Путь.
Озирис оживает вновь,
А с ним – бутоны наших тел...
Влюблённым скромность не к лицу.
Весна. И аватары ждут...
И – «сайонара»!.. И любовь
Нас мчит – за снов водораздел.

Хотя наиболее продвинутые адепты стихосложения вообще и психоделики в частности, считают, что в данном случае использована суггестия, я продолжаю настаивать, что данное стихотворение является психоделикой в ее чистом, ничем не прикрытом виде.
С самой первой строчки, автор ставит читателя перед гранью "мне показалось", не померещилось, не привиделось, а именно "показалось". Очень точный подбор слова делает происходящее в дальнейшем реальным и осязаемым, что помогает приблизить к реальности дальнейшие фантазии автора. Очень необычные вещи, описаны привычным языком, привычными метафорами, не вызывающими отторжения психикой. Более того, текст составлен таким образом, что пробуждает фантазию читателя, который сам того не замечая, следует не только за авторской мыслью, но и успевает отслеживать пути своих собственных ассоциативных связок. К концу стихотворения, последние становятся главными. Поэтому, я считаю, что это стихотворение - яркий пример психоделики, основная задача которой, раздвинуть существующие границы читательского восприятия. Здесь эта задача с успехом выполнена.
Что до стилистики, четкости выверенных слов, фонетических сочетаний и рифм, у Георга это практически до совершенства доведено. За это люблю его стихи.

***

ВСЁ НЕРВЫ
Иван Грозный

Это всё нервы, конечно нервы,
Тахикардия, внезапный криз.
Ты так стремился во всём быть первым,
Первым и стал - выходящим из
Повседневного мегаоргазма,
Где гонор в цене и прыть,
Вагины ноют в бесплодных спазмах,
Пытаясь любовь родить.

А мир остался таким же точно,
Каким его принимал Адам:
в меру святыми и в и в меру порочным,
И в чём-то принадлежащим нам.
Что потерял ты? Совсем немного:
Друзей, знакомых, привычный быт,
Но стал на йоту поближе к Богу.
Ты объяснишься и он простит.

Растут деревья корнями в землю.
На землю падают их плоды.
Корнями в небо людские семьи
И в небо камнем свалился ты.
Исчез. О добром осталась память,
Набор из генов, а может мысль.
Как ленту фильма прокрутит замять
Время, полученное взаймы.

Злое с водой в океан унесётся,
Камни сотрутся, оставив песок.
Смейся паяц над разбитой… Смеётся.
Может быть дьявол, а, может быть, Бог.

Стихотворение - отличный пример воплощенной идеи и концепции автора, который вложил в свое произведение историю и философию, раскрыв ее через историю одного персонажа. Но, при общей глубине стихотворения, употребленные в нем образы не слишком глубоки и довольно однозначны, что ставит автора перед ограниченностью в подборе слов, при соблюдении четкой рифмы..

***

ЭТО ТЫ ЗАБЫВАЕШЬ НАМЕРТВО
Александра Герасимова

это ты забываешь намертво,
пообмякшие веки боли
закрывая руками лёгкими,
неподвижность её зрачков
превращая в забытый сон, а я
не умею не знать, не помнить,
не мертвиться на полувыдохе,
не крениться на полуслове,
не сочиться из пришлых ран.

это ты по бессонной комнате
так вышагиваешь, что не можется,
что от этой треклятой мерности
исхудают мосты, хотя
их здесь нет, и тебя здесь нет, а я
истончаюсь с последней буквой
изживаюсь на первой вечности
ухожу так неощутимо
как уходит под воду мир

В этом стихотворении автор взял на себя нелегкую задачу, зарифмовать между собой отдельные строфы, фактически "зациклить" оба девятистишия на "а я". Почти получилось, небольшой сбой ритма во второй строфе, автор, полагаю, устранит.

***

ЛАМПОЧКА
Виктор Фишкин

Тишина такая, что от тоски
помирает монстр, а с ним маньяк.
Я для них – два русла одной реки.
Я нарежу мюнстер, налью коньяк,
нарисую муху – пущу жужжать,
помычу эсминцем на Гибралтар,
а в ответ цыганочка – в бок вожжа
отзовется жалобой двух гитар.
Я глаза закрою – и нет улик,
можно жить и петь, и рубить с плеча.
У меня в груди молодой кулик
зажигает лампочку Ильича,
раздвигает вечности злой засов,
восстаёт героями, с печки бряк.
Отметая крошки ненужных слов,
оживает монстр, а с ним маньяк.

Очень интересный, на мой взгляд, эксперимент с фонетикой на жужжащие и шипящие, которые подчеркиваются соответствующим контекстом стихотворения.

***

ТЕНИ
Ян Бруштейн

Когда кривая вывезет меня
Туда, где буераки и овраги,
Где дикие собаки ищут драки,
Где о весне мечтают семена,
Увижу, как, пугливо семеня,
Спешат укрыться под корягой раки,
И хищной птицы быстрые атаки
Уносят жизни на излете дня.

И в том краю, где ада нет и рая,
Тебя я вспомню, злясь и обмирая
от нежности, которой столько лет.

Тогда отступят вежливые тени,
И все поняв, и одолев смятенье
Я позову, и получу ответ.

Яркий пример стихотворения, в котором содержание и ритмическое мастерство автора подавляет форму. Хотя диссонансную рифму семена - семеня, я бы все же пересмотрела.

***

ОСЕННЕЕ
Аюна Аюна

ты есть
и это из последних новостей под синим-синим небом
возможно лучшая
ты есть
и мир вокруг встает не на колени
на цыпочки
прозрачность дней осенних звенит
я становлюсь чуть легче пуха
ветра чуть быстрее
и исчезают тени

я тоже где-то есть

Музыкальность строк, легкая и порхающая, что собственно, отличает все миниатюры Аюны, при том, что они могут не иметь никакой связывающей их рифмы.

**************************************************************

И наконец, вот она поэзия! Чистая и первозданная. Ведь когда человеку говорят, что он - поэт, чаще всего имеют ввиду его способность красиво выражать/излагать свои мысли. И это позия,))))

НА РАЗ
Сергей Богомолов

поругался человек,
ходит и не знает, чего бы такого предпринять, чтобы обеим сторонам лучше стало(ведь ближе
ругалки его этой нет у него никого). И вродьбы уже живут долго, знают друг дружку оч.долго,
про всё-всё уже говорено-переговорено, ан нет - нате вам, случаются-таки небольшие помпейчики
с везувийчиками. Словом, чтобы он там себе не думал, а (самое главное, тайное) желание у
ЛГ нашего одно - скорей помириться, да так, чтобы с обеих голов короны не попадали, знает
он эти две головы, хорошо знает, можно сказать - каждую пядь на-ощУп знает.
Ходит, ходит, разные слова подщупывает, и так и этак раскидывает он пасьянсы их - не
сходится, ни один. Но это внешне, а внутренне - ловит, улавливает он в себе эту фразу,
которой (это он точно знает - ведь живут-то они до-олго ;-) помирит он её с собой(себя с ней)
в очередной раз. (так и всё прошло-таки оч.хор. - "пристать - перестать" было принято, так што
- рекоменду-ую :-)))
Большое спасибо всем авторам, принявшим участие в данном ревью. Стихи не попавшие в выборку, не попали в нее не потому, что они чем-то хуже выбранных. Просто обозреватель, на свой страх и риск решил сделать концептуальную выборку: от совершенства до совершенства, кратко пройдя по пути творческого роста настоящего поэта. При выборе другой концепции, подборка была бы иной.

СветЛана (Ла Дзе Та)

Игра в Бисер   06.10.2012 10:41