Встреча. Константин Васильев

Клуб Слово
ХУДОЖНИК ПО ЗОВУ СЕРДЦА

Довольно много лет назад, в книжном магазине небольшого Уральского городка мне попала подборка открыток с репродукциями  картин художника, о творчестве которого я совершенно ничего не знала.
Мое внимание сразу захватила чистая гармония красок его полотен, разнообразие тем, выразительность образов от строго суровых до нежно лирических, тончайше прописанные пейзажи, монументальность и камерность произведений.  Особенно именя поразили картина с названием «Аллегория Зима», «Севернвй орел», «Жница»
Это были репродукции с картин Константина Васильева.
Вот что я узнала о нем.
В 1942 году, 3 сентября, в Майкопе,в семье Алексея Алексеевича и Клавдии Парменовны , (она принадлежала к семье великого русского художника И. Шишкина) родился сын. Шла война и в занятом немцами городе молодой матери пришлось , как и всем другим, испытать много невзгод. Отец был в партизанском отряде. По доносу Клавдия Парменовна вместе  с малышом была взята гестапо. Жизнь висела но волоске и только стремительное освобождение города нашими войсками спасло им жизнь.
    После войны семья переезжает в Казань, а вскоре - в поселок Васильево в 30 км от Казани.. И это не было случайностью. Страстный охотник и рыбак, Алексей Алексеевич, часто выезжая за город, как-то попал в этот поселок, влюбился в него и решил перебраться сюда навсегда.
   Была здесь особая, созданная великой Волгой, красота. В голубой дымке высится правый берег, почти обрывистый, заросший лесом; виднеется далекий белый монастырь на склоне, правее – сказочный Свияжск, весь уместившийся на Столовой горе.(см. картину "Свияжь")
Костя очень любил рисовать с ранних лет, не особенно интересуясь играми ребят. Родители поощряли мальчика и помогали ему. В доме всегда были книги, репродукции картин,особенно привлекали Костю «Три богатыря» В.М. Васнецова.( Писал картину художник на широком лугу в окрестностях Абрамцева, этот пейзаж еще можно увидеть и сейчас. Правда, там уже построен гостиничный комплекс на части луга)
В 12 лет , увлеченный мечтой – стать художником, Константин принят в школу живописи при институте им. Сурикова в Москве.
   Проучиться Косте пришлось  всего два года. Умер отец и Константин вернулся домой. Продолжил он учебу в Казанском художественном училище, поступив сразу на второй курс.
Мучительно искал он свой путь в искусстве, переболев сюрреализмом. импрессионизмом, несколько дольше продолжалось увлечение экспрессионизмом, относящимся к беспредметной живописи и претендовавшим на большую глубину.
   Константин принадлежал к редчайшей категории людей, которым неизменно сопутствует вдохновение,  это было для него привычное состояние.
Жизнь Константина Васильева была полна и человеческих радостей.  Его сестра Валентина(старшая сестра, наиболее близок он был со своей младшей сестрой – Людмилой), вернувшись из школы, рассказала, что к ним в класс пришла новенькая – красивая девчонка с зелеными раскосыми глазами .  Приехала она жить в курортный поселок из-за больного брата. Константин предложил привести ее для позирования.     Когда четырнадцатилетняя Людмила Чугунова вошла в дом, Костя неожиданно растерялся, засуетился, начал переставлять мольберт с места на место. Первый сеанс длился долго. Вечером Костя пошел провожать Люду домой. Ватага ребят, попавшихся им навстречу, жестоко избила его: сразу и безоговорочно Люда была признана самой красивой девчонкой поселка. Но разве побои могли охладить пылкое сердце художника? Он полюбил девушку. Каждый день писал ее портреты. Людмила пересказывала ему свои романтические сны, и он делал к ним цветные иллюстрации. Они оба не любили желтый цвет (может быть, просто юношеская неприязнь к символу измены?), и однажды, нарисовав голубые подсолнухи, Костя сказал – «если не поняла, почему они голубые – лучше молчи, ничего не говори.
    Константин вовлекал Люду в круг своих интересов - к музыке, литературе. Казалось, они понимали друг друга с полуслова. Как-то раз Людмила зашла к Константину с подругой. Он в это время вместе со своим другом  увлеченно слушал классическую музыку и на вошедших никак не отреагировал. Для подруги Люды такое невнимание показалось оскорбительным, и она утащила Люду за руку.
 
   После этого девушка долго боялась встреч, чувствуя, что обидела Костю.. . дружеские отношения прервались
    Прошло несколько лет. Как-то на электричке Константин возвращался из Казани  и,встретив в вагоне Людмилу, он подошел к ней и пригласил: - У меня в Зеленодольске открылась выставка. Приходи. Там есть и твой портрет.
    Конечно же, она приедет! Но дома мать категорически запретила: "Не поедешь! Чего мотаться куда-то, у тебя и без того полно его рисунков и портретов!"
      Выставка закрылась, и неожиданно Константин сам пришел к ней в дом. Собрав все свои рисунки, на глазах у Людмилы порвал их и молча ушел. Навсегда…
Теплые отношения связывали одно время Константина с Леной Асеевой, выпускницей Казанской консерватории. Портрет Лены маслом с успехом демонстрируется на всех посмертных выставках художника. Елена получила музыкальное образовапние по классу фортепиано и, естественно прекрасно разбиралась в музыке. Это обстоятельство особенно влекло Константина к девушке. Однажды он решился и сделал ей предложение. Девушка ответила, что должна подумать…Но и эти отношения не сложились.
    Зрелым уже человеком, в возрасте около тридцати лет, он полюбил Лену Коваленко, также получившую музыкальное образование. Умная, тонкая, обворожительная девушка, Лена растревожила сердце Константина. В нем вновь, как в юности, проснулось сильное, настоящее чувство, но боязнь получить отказ, встретить непонимание так и не позволила ему устроить свое счастье… Но в том, что единственной его избранницей до последних дней жизни оставалась живопись можно усматривать особое предназначение художника.
    Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы.
Многие критиковали его работы, заявляя, что это дилетантство, но почему же тогда, если ты однажды увидел их – забыть не можешь!
    Погиб Художник при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия - был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года.
В это время семиья его жила в Коломне. Страшная весть о гибели сына застала Клавдию Парменовну, когда она была в доме одна. Уезжая Константин решил смыть последнюю свою работу – «Прощание славянки», он замочил полотно в ванне, т.к. считал картину неудачной.
Клавдия Парменовна достала ее из воды. Высушила, но краски уже начали расплываться.
В женских образах его картин почти всегда узнаваеми прописаны черты его рано умершей (В 18 лет) младшей сестры. (см. «Портрет сестры»)
Его наследием стали 400 полотен.Это и былинные темы(СМ. "Вольга и Микула") , история, скандинавский цикл ("Валькирия"), удивительно тонкие пейзажи("Осень") и портреты("Авитопортрет","Портрет Достоевского" "Портрет Г.К.Жукова"). Картины долгое время хранились у матери, т.к. не было помещения для галереи, где можно было бы выставить их.Клавдия Парменовна, ревниво любившая сына, бережно сохраняла их. Сейчас в Алтуфьево работает постоянная выставка работ русского художника Константина Алексеевича Васильева, открытая с помощью его друзей-художников.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ:
К,А,ВАСИЛЬЕВ,
"СЕВЕРНЫЙ ОРЕЛ"

ЖДЕМ ВАШИХ ОТКЛИКОВ,ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ