Я вернулась,

Елена Айс
прочитала Наташин отчет, как побывала с вами)))

Вчера в клубе Алиби было очень многолюдно. Вокруг столиков сидели многочисленные компании. Вечер критики привлёк не только поэтов, но и зрителей.
 
Я ожидала, что критика будет резкой. За столиком Константина Уткина собралась  большая компания представителей Литературного института. В самом начале я предложила собравшимся критиковать доброжелательно и конструктивно, не переходя на личности. Без ярлыков: этот поэт, а этот не поэт.


( Свернуть )

Но поэты народ эмоциональный. Как раз столик Уткина в основном отмалчивался, страсти разгорались у завсегдатаев. А профессионалы высказывали своё мнение, только в ответ на мои просьбы прокомментировать. Основной лейтмотив их позиции был – судить поэзию нельзя. Можно сказать близко мне это или нет. Что полностью совпадает и с моим личным мнением.

А вот наши доморощенные критики критиковали очень въедливо. Натренированное ухо быстро и метко ловило каждый огрех услышанного. Мощные головные компьютеры тут же выдавали результат.

Вылавливали всё до последней блохи. Так у Мандрагоры http://www.stihi.ru/avtor/belyvolk в замечательном стихотворении всего один небольшой сбой ритма. Бестужев и Лена Столь сразу заметили сбой. Это тут же поставили ей в укор.

Четко и метко критиковали именно стихи,  именно критиковали, а не вешали ярлык, как скажем Петвал, который утверждал порой, что стихи многих не стихи, а рифмованная проза.

Особенно активно в качестве критиков выступили:

Наталья Шилова http://www.stihi.ru/avtor/alforena1
Илья Бестужев http://www.stihi.ru/avtor/dekabrist
Елена Столь  http://www.stihi.ru/avtor/elensto
Юрий Свешников http://www.stihi.ru/avtor/jjs222
Виктор Жеребин

Когда на сцену вышла Наталья Шилова, я услышала, как Петвал произнёс: «Сейчас порвём на куски!» Но Наталья читала не свои стихи, а потому критике не подверглась.

Можно было и отказаться от критического разбора. Так, например, поступила  Светлана Скуратоваhttp://www.stihi.ru/avtor/cdtnkfyf77768, которая ещё при записи на выступление предупредила: «Мне так досталось сегодня на семинаре в Литинституте, что больше критики не хочу!»

А Артур Горделюк, который был впервые у нас, выйдя на сцену попросил: «Критикуйте, но не очень. Ласково!»
Артуру посоветовали писать попонятнее. Мол,  сложно на слух воспринимать сложные образы и смыслы.

А вот Григорий Горнов стал напротив писать значительно понятнее, но, на мой взгляд, волшебство из его стихов ушло. Ему было рекомендовано критиками поработать со склонениями.

Особенно много эмоций вызывали образы. Я уж пыталась как-то свести всё на технику стихосложения, обсуждение образов – слишком долговременно, а в списке на выступление 40 человек.  Не вышло.

Стихотворение Констанина Уткина http://www.stihi.ru/avtor/konstantinutki6:

Оптимистическое

Поэту нужно умереть –
Пусть разорвет собратьев стая,
Чтоб через сумрак, через мреть
Сверкнула строчка золотая.

Поэту нужно умереть –
Чтоб друг надежный и любимый
Со вздохом опустил бы плеть,
Собой гордясь – ни разу мимо!

Поэту нужно умереть –
Пусть помирает, в самом деле,
Чтобы, свою покинув клеть,
Стихи, как птицы, разлетелись.

Поэту нужно умереть –
Любить ушедших любят дамы…
А он, безносой крикнув – геть!!
Пока живет, дурак упрямый.

Стихотворение вызвало яркую реакцию. Не хотят поэты умирать! Я даже задала вопрос, а кто, мол, хочет? Увидела только три руки. Из примерно 60 человек собравшихся. Кто это был, не скажу.

Да и сам Костя на мой вопрос: «А сам то хочешь умереть?» Засмеялся и ответил: «Нет!»

Евгонта http://www.stihi.ru/avtor/eio100  почти не критиковали. И хотя я не согласна категорически с его философией, я молчала тоже. Спасибо, Андрею Стальнову  http://www.stihi.ru/avtor/t55amd. Он возмутился: «А почему ты пишешь ото всех? Пиши от себя! Моя жизнь, да и жизнь многих собравшихся здесь не похожа на палёную водку!» За мнение Евгонта вступился  только Николай Булавкин http://www.stihi.ru/avtor/nickpin.

Виктор Жеребин, который известен среди поэтов своим критическим отношением к сложным образам, совершенно не понял глубину стихотворения Всеволода Волоколамского  http://www.stihi.ru/avtor/methanol367о вине. Стихи читайте на странице у Севы, он её открыл (спасибо!), но копировать стихи не разрешает (странно для меня это!).

Стихи Елены Столь были раскритикованы Юрием Свешниковым. В вину было поставлено влияние Бестужевской поэзии. (????) Не вижу в этом ничего плохого.

Пива. Курить. net

Я вышел вчера в июнь купить сигарет и пива,
Мне город сказал, - Привет. - Шоссейным махнул крылом,
Я брел площадями лжи, попал в тупик позитива,
Навстречу бежала тень с пустым до краев ведром.

И серая кошка - жизнь лежала на перекрестке,
Когтями вонзясь в асфальт, стуча по нему хвостом...
И лето писало план жары и на сей раз жесткий,
Я кошку хотел забрать, но после решил - потом.

А солнце летело вверх огромным хрустящим чипсом...
Хотелось кутить и съесть омара я был не прочь,
Штук пять золотых монет звенели в дырявых джинсах,
А кошка - святая жизнь, я видел, умчалась прочь.

Мне чудился даже рай прокуренным перекрестком,
Истыканный, словно ночь, планетами сигарет,
Маячил кошачий хвост... Все было предельно просто,
Но рухнуло поперек шлагбаумом "Пива нет!"

Юрий – глубоковерующий человек, воцерковлённый. А посему рай может воспринимать только в рамках религии. Это стихотворение он не принял. Остальные же поняли, что Лена имела в виду не рай, где Бог собирает всех святых, а рай – место на земле, где человек счастлив.

Алиби вчера именно напоминало этот прокуренный рай. Было весело и накурено. Не помогал ни кондиционер, ни моя просьба курить через одну. Хотя видела, что молодёжь бегает курить на улицу. Дым стоял столбом. Сердечникам было сложно. Домой все, включая некурящих, пошли воняющие табаком, но, по-моему,  расходились все очень довольные друг другом и общением.

Юля Соломонова http://www.stihi.ru/avtor/sola_monova прочитала Рикшу, которую так хвалила Коробкова в Вечерних стихах.

довези меня, Рикша, до Агры

Довези меня, Рикша, до Агры – даю изумруд.
Посмотри, как сверкает, как глаз нападающей кобры.
Довези меня, Рикша,  я в этом Джайпуре умру
От тоски по прекрасному.  Рикша, я знаю, ты добрый.

В Агре люди темнее, но меньше под кожей греха,
В Агре ауры чище, хоть Библией мерь, хоть Кораном.
И не тронутый солнцем стоит над рекой Тадж Махал,
Белый-белый, как плечи несчастной принцессы Дианы.

Инкрустаторы-персы вживили в фасад сердолик,
Первобытные сверла в шлифованный мрамор вонзая.
Император был очень умен, и, конечно,  велик,
Но повысил налоги в стране ради этих мозаик…

Не суди его, Рикша,  ведь был Император  влюблен,
Был он трижды женат,  но одну почитал среди прочих.
И страну разорил, но страну разорил для нее.
Для ее усыпальницы, Рикша, ты чувствуешь почерк?

Довези меня, Рикша, мне хочется эту Любовь
Ощутить всеми пальцами. Утром мы будем на месте.
В этом нищем Джайпуре все чувства со вкусом бобов -
Никакой Кама-Сутры, а только тычинка и пестик.

Довези меня, Рикша,  даю еще пару монет…
Если купишь свой опиум, станешь силен и вынослив…
Счастья хочется, Рикша! Большого! Которого нет!
Очень хочется счастья!  Сейчас!  И ни сколько не  после!!!

Но поморщился  Рикша : «Властитель подобен рабу,
Если речь о Любви.  Но Любовь не потрогать руками…

Драгоценные камни на самом роскошном гробу -

Только камни...»

И рассказала историю появления этого стихотворения. Оно было написано в Агре, от нечего делать. Просто было время, которое надо было чем-то заполнить. Например, поспать. Но поэт решил по-другому, и родился этот маленький шедевр, который всем понравился.

А у Ильи Бестужева он вызвал вдохновение, и родилось ещё одно стихотворение про рикшу. Прямо тут в Алиби. Среди стихов и дыма.  Люсьен Джараян, правда, хотела его то ли похвалить, то ли покритиковать, но я не позволила. Илья уже выступал перед критиками, это было исключение, то,  что он читал ещё раз.

Очень украсили нашу встречу музыкальные вставки. Просто замечательно исполнили авторскую песню Софья Бордакова http://www.stihi.ru/avtor/hmoll и Сергей Збаранский, а также друг Людмилы Хафисовой http://www.stihi.ru/avtor/ludokpupok Александр Сильченко.

Софья и Сергей приехали к нам на встречу издалека. Спасибо! Вот что пишет Софья на своей страничке:
«...А в один прекрасный момент я вдруг поняла, что стихи - это тоже музыка. А ритм и интонация - главные выразительные средства. Главное, не испортить их смысловой и образной перегрузкой, быть честным перед собой и перед читателем...не выдумывать того, чего не было или не может быть...»

Выступление двух девочек Вики и Ксюши, фамилии они не захотели назвать, несколько удивило собравшихся. Чем-то не угодила им Франция. И они её на пару в своем стихотворном выступлении оплевали.

Чем вызвали негодование у Бориса Прахова  http://www.stihi.ru/avtor/bdp17 . Он выразил совсем другое отношение к этой великой стране.

Переход от лирических песен Александра Сильченко к едко-ироничным четверостишиям Инны Кожевниковой http://www.stihi.ru/avtor/innakoj был очень резким.  Я не стала его сглаживать. В зале тренированная многочисленными прослушиваниями публика. И ей ничего не стоит перейти от лирики к иронии, и наоборот.

Закрывал встречу Андрей Стальнов очень глубокомысленной притчей о двух храмах.

Расходились все довольные общением, несмотря на довольно резкие наезды порой друг на друга.

Причем: «Это не стихи!» - кричали поэты. А в это же время представители Литинститута улыбались и мягко заявляли : «Всё написанное имеет право жить!»

Конечно, мнение одного человека  даже критика  - это мнение одного человека. И решающим будет количество совпадающих мнений отдельных личностей. Причем чем больше личностей, тем лучше. Именно так, появляются поэты – любимцы народа. Но и мнение отдельных людей тоже полезно услышать автору, поэту, особенно мнение своих собратьев из пишущей братии. Это может помочь улучшить написанное или то, что скоро должно родиться.  Ведь писать поэт будет учитывая пожелания. А может и не учитывая. Это каждый решает сам.

Давайте жить, писать и уважать мнение друг друга, включая мнение высказанное в стихах, если, конечно, оно достойно уважения!

На встрече  выступили:



Виктор Жеребин
Светлана Скуратова
Софья Бордакова
Соколов-Пурусский Роман
Константин Уткин
Артур Гордилюк
Илья Бестужев
Мандрагора
Елена Столь
Сергей Збаранский
Николай Жуков
Наталья Шилова
Юлия Соломонова
Всеволод Волоколамский
Вика
Ксюша
Ираида Виноградова
Николай Булавкин
Борис Прахов
Денис Михеев
Владимир Корабельников
Норицин Владимир Николаевич
Наталья Кабанова
Марина Дёмина
Петвал
Юрий Свешников
Григорий Горнов
Вен Гвор (не выступил)
Людмила Хафисова
Александр Сильченко
Евгонт
Кожевникова Инна
Манукян Мария
Алексей Миров
Катрин Черкасова
Лена Берег
Леонид Беленький
Андрей Стальнов