После Победы. 5. Дело врачей

Володя Новозеландский
Немецкий фашизм, во главе с Гитлером, навсегда остался самым чудовищным периодом в истории евреев, не было на земле большего зла для евреев, чем организованное и осуществлённое фашистами тотальное уничтожение целого народа – Холокост. Но они явно не смогли бы так преуспеть в этом дьявольском деле без помощи местного населения. За это черное дело с энтузиазмом принялись украинские, литовские и прочие националисты, в некоторых местах ещё до прихода немцев.   
С ведома Сталина в начале ноября 1942 года Москва направила радиограмму подпольным партийным органам и командирам партизанских формирований, запрещающую принимать в отряды евреев. Это означало для еврея почти гарантированный смертный приговор. Этим несчастным обречённым не было ни помощи, ни сочувствия. Отсюда появились самостоятельные еврейские партизанские отряды, часто обременённые семьями, лишённые поддержки населения. Другие скрывали своё еврейство и становились партизанами, командирами, героями.
В стране, в народе было широко распространено убеждение, насаждаемое прессой (пресса в СССР всегда и во всем была рупором компартии), что евреи отсиживались в тылу, «в Ташкенте», что евреи трусливы и прятались за чужие спины. Такая пропаганда падала на благодатную почву многовекового антисемитизма. В Красной Армии воевали 500 тыс. евреев, из них погибло 200 тыс., 40%. Кроме того было 40 – 50 тысяч евреев партизан. Доля добровольцев-евреев была самой высокой среди всех народов СССР (27 %). Всего в коалиции против фашистов сражалось 1,5 млн. еврейских воинов.
В начале 1943 года была издана директива начальника Главного политуправления Красной Армии: «Награждать представителей всех национальностей, но евреев — ограниченно». Многие евреи не получили высоких наград только по причине антисемитской политики советских властей. Например, Печерский Александр Аронович, организовавший восстание и побег евреев из концлагеря Сабибор, Трепер Леопольд, руководитель разведывательной сети "Красная Капелла", Фомин Ефим Моисеевич, руководитель обороны Брестской крепости и много других.
В школьные годы я видел таблицу «Героев  Советского Союза» по национальностям, где на первой строчке были русские. Я, тогда ещё школьник, разделил число представителей национальности на количество орденоносцев и на первое место вышли евреи. При этом значительное число воинов-евреев были записаны в анкетах русскими.
Высокий процент офицеров в инженерных войсках и других технических службах объясняется более высокой долей высшего образования среди евреев. Согласно переписи 1939 г. евреи составляли 1,78 % населения СССР, в то же время они составляли 15,5 % всех граждан с высшим образованием.
В 1948 г. Сталин обрушился на еврейские культурные организации, которые раньше терпел, т. к. они приносили ему значительную дополнительную помощь Запада. В январе того года был убит самый известный советский еврей - актер Соломон Михоэлс. А через год "Правда" атакует "разнузданных, злорадных космополитов, лишенных корней и бессовестно набивающих свои карманы... Взращенные на загнивших дрожжах буржуазного космополитизма, декадентства и формализма... Инородцы без собственной отчизны, зловонно отравляют они нашу пролетарскую культуру". Все упомянутые "космополиты" носили ярко выраженные еврейские фамилии. Я хорошо помню статьи о разоблачённых директорах – ворах, сплошь евреях. «Доказательства» преступлений, заговоров, перечни участников, все что угодно, давали сами обвиняемые. Ведь пытки, самые изощренные, включая истязания близких¬ - жены, детей, родителей, были разрешены и применялись постоянно. Последний удар был нанесен в январе 1953 г., когда в "Правде" вышла истеричная статья, разоблачающая заговор еврейских врачей с целью отравить политических и военных руководителей СССР. За несколько дней были арестованы сотни человек.
Удары Сталина были расчетливы и жестоки до крайности, оставляли после себя много трупов и изувеченных судеб. Была задумана и шла активная подготовка к депортации, переселению всех евреев. "Уже в конце февраля по Москве поползли слухи: евреев будут выселять в Сибирь. Люди знали: слухи, которых Хозяин не желал, прекращались быстро, их распространителей немедленно сажали. Здесь же день ото дня слух становился пугающе массовым" (Э. Радзинский, "Сталин").
Мне не нужны свидетельства и доказательства этих людоедских планов, я сам их свидетель, очевидец, участник страдающей стороны. Из первоисточников я знаю о строительстве огромных бараков для депортируемых евреев. Я жил в Москве. Мне было страшно находиться на улице, в транспорте. В школе, среди товарищей я чувствовал себя почти нормально. Но если бы началась охота на евреев, не думаю, что я нашел бы убежище в доме кого либо из них.               
       5 марта, к счастью, умер Сталин, а уже в начале апреля 1953 г., в той же «Правде», появилась заметка, о том, что «заговор врачей» гнусная выдумка КГБ. Показательно, что множество людей, насквозь пропитанных ненавистью и советской пропагандой, продолжали требовать жестоких кар, продолжали верить клевете. В 1955 г. были признаны беспочвенными все обвинения против Еврейского Антифашистского Комитета, хотя официальное сообщение об этом было опубликовано только в 1989 г.