Общины Сергия Радонежского

Наталья Соснова
   к 700 летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.


«Весь путь наш проходил и проходит под щитом Преподобного Сергия, на трудностях мы закаляем дух свой. Много раз на пределе грозной опасности мы бывали чудесно охранены. Великое Доверие к Руке Водящей  живет в душе нашей. Мы знаем, что сейчас «крут подъем, но поручни уготованы». Нужно лишь искать их в полном доверии». Так писала Елена Ивановна Рерих в одном из писем от 02. 04. 35г.

  Огромная любовь и подвижнический труд связывали Елену Ивановну с Великим Учителем. И почтение ко всем обликам, в которых Он воплощался, пронизывает всю жизнь Елены Ивановны, Николая Константиновича Рерих и их детей.

   Одним из таких обликов был Облик Сергия Радонежского. И Елена Ивановна в своей повести – исследовании «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» обратилась к жизнеописанию знаменитого духовного деятеля и «собирателя Земли Русской» 14 века.

   Как близок ей этот облик. Какая любовь звучит в каждом слове этой книги.

   Елена Ивановна убеждена, что образ Сергия никогда не умрет в душе русского человека, так как он, подобно магниту, влечет русское сердце.

   И мы, прикасаясь к этим страницам, начинаем восхищаться этим великим Обликом, так много сделавшем для Земли Русской.

  В своем труде Елена Ивановна опирается на древние источники, главным образом на сообщения Епифания, ученика и первого жизнеописателя Преподобного Сергия Радонежского и на очерки её современников, например, на очерк Бориса Зайцева.
 Сергий Радонежский родился в 1314 году, покинул земной план 25. 09. 1392 года. Родители его были боярского рода и звали их Кирилл и Марья.
Известно, что Варфоломею (так звали Сергия до пострига) трудно давалась грамота, пока не встретил он странники – схимника и не поведал ему свое горе. Старец за него помолился, а родителям сказал, что «сыну надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед к уразумению Божественных заповедей. С тех пор учеба у него наладилась, всё время у него было предчувствие предстоящего подвига. Он всей душой пристрастился к богослужению и изучению священных книг. Но юный Варфоломей был послушным сыном и не покинул своих родителей до самой их смерти.

   Только после их ухода с земного плана он вместе с братом Стефаном отправился в отшельничество, в лес, где и был пострижен в монахи живущим по соседству игуменом – старцем Митрофаном. Жизнь в лесу была очень тяжелая и брат Стефан не выдержал и покинул Сергия.

     «Не избежал он и страхования», - рассказывает Елена Ивановна Рерих о Сергии в книге «Знамя преподобного Сергия Радонежского».   А  жизнеописатель Сергия – Епифаний говорит, что перед ним возникали образы зверей и мерзких гадов. Однажды ночью, по рассказу Преподобного, когда он «пел  утреню», через стену вошел сам сатана, а с ним целый полк бесов. Они гнали его, а он молился. В другой раз келья заполнилась змеями. Он слышал крики: «Уходи прочь».

  Это было огромное испытание.

Так прожил он некоторое время. Внешних событий никаких. Но зато духовный рост и накопления, как закалка меча, как подготовка к новой, хотя тоже святой жизни главы монастыря и дальше – святого, к голосу которого будет прислушиваться Русь.

   Но сколь ни одинок был Преподобный, вести о его подвижнической жизни стали разноситься по всей Земле Русской, и стал к нему стекаться народ, тоже желая подражать ему. Дух Сергия пробуждал дух народа.

   Всех встречал Сергий, видел побуждения каждого, и кто шел искать подвига – не отказывал тому, но предупреждал о нуждах, печалях и скорбях, ибо так подобает идти в Царствие Божие. Но предупреждал он и о духовной радости, которая снизойдет на претерпевших.

    Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил  кельи, таскал брёвна, носил воду в гору, молол ручными жерновами, пек хлеб, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь, был, по словам Епифания «как купленный раб».

   Был первым и на службе. Елена Ивановна Рерих приводит рассказ Епифания, как Преподобный обходил кельи братии, наблюдал, не заняты ли они праздно. И если находил монахов в молитве или в чтении книг, то очень радовался. А если видел праздными, то стучал палкой в оконце, а утром вызывал и увещевал. При этом, как пишет Елена Ивановна, чтобы никого не обидеть, говорил притчами.

   Так из одинокого пустынника, молитвенника, созерцателя, вырастал и деятель. Игуменом он еще не был, священства не имел. Но он уже настоятель маленькой общины.

   Это был новый иноческий путь, но Преподобный Сергий не изменил типу русского монашества, как он сложился в Киеве еще в 11 веке.  Но в его облике проступает утонченность, кротость, духовная ясность, величайшая простота, нестяжательство, любовь, милосердие, сострадание, труд на Общее Благо. Эти качества были основными чертами его духовного облика. «Нигде не видим мы, - говорит Елена Ивановна, - поощрения суровой аскезы, ношения вериг или истязания плоти, но лишь непрестанный радостный труд, как духовный, так и физический».

   Продолжение следует.http://www.stihi.ru/2012/10/07/4803