Музейные корни

Роза Хастян
Есть у меня привычка анализировать свои действия… после самих действий.  Искать первопричину их, ибо точно знаю, не шевелится листик на древе «просто так».  ВСЁ на свете имеет свои первопричины,   порой – подсознательные помыслы…
Такое поведение ( анализировать – после) свойственно немудрым людям, ибо мудрецы всё обдумывают ДО действий или высказываний…
Но, что есть, то есть…
Тем более,  что,  анализ «после» ТОЖЕ дает свои положительные эффекты. Появляется возможность сожалеть о содеянном, сказанном, извиниться,  и, в конце концов, не повторять ошибочное поведение…
Почему же мне так дорого мне мое "старое кресло" и почему я посмела написать о нем миниатюру?


Сначала думала, что  моя любовь к креслам  пришла из детства, когда у нас в доме не было ни то что кресел, но и стульев: одни  самодельные табуретки…
Но эта версия не удовлетворила и не успокоила  меня, ибо  в детстве много чего у нас не было, например, стиральной машинки. Но когда  передо мной стоял выбор, что купить(?) стиральную машинку или приставку  для спутниковой антенны, я даже не задумалась, а решение приняла в пользу  приставки…
Или,  можно было поменять старые шторы на окнах или установить  интернет, тоже,  не моргнув глазом, выбрала  «связь с миром».
При этом отдавала себе отчет, что  женщина-хозяйка так бы не поступила, но тут же, оправдала себя: я прежде человек(!), только потом - женщина-хозяйка…
Значит,  причина любви к  креслу…  в другом…

Может быть,  мне, подсознательно, нравится профессия, которая подразумевает… сидение  на кресле?  Тоже исключается. Я всегда мечтала стать журналисткой. До сих пор не могу спокойно, без внутреннего трепета  видеться с представителями этой профессии…

В чем же дело? Почему кресло стало тем единственным  местом для меня, где я… свободна…

Вопрос оставался для меня открытым… пока…
Совершенно случайно, включив телевизор, и выбрав канал «культура»,  я остолбенела…
Показывали до сих пор,(после войны-то!), сохранившийся дом-музей абхазского поэта-прозаика Дмитрия Гулиа…

Нахлынули воспоминания…

Точно не помню, в пятом или шестом классе, наша классная руководительница решила вывести нас, деревенских ребят, в город, и показать  музеи республики.   
Мы с нетерпением ждали этого события не так из-за музеев, как за возможность выбраться в город, на побережье, покататься на катере, лакомиться мороженым…
Всех этих прелестей городской жизни, мы, деревенские ребятишки, были лишены, не так из-за финансовых невозможностей, как  из-за нехватки времени наших родителей «выводить нас в люди»…

И вот, в одном из музеев,(сейчас я вспомнила, что это был дом-музей абхазского поэта-прозаика Д.Гулиа) со мной случилось вот что…

Мы   с экскурсоводом обходили  двор и комнаты  дома-музея…
Утварь и мебель были обычными,  почти деревенскими. Только несколько красивых комодов  напомнили мне городскую жизнь,(в деревенских домах, комодов с ящиками, я не видела).
И вдруг, в одной из комнат я увидела… кресло,  обитое  красным велюром…
Прежде, чем обходить музеи, нас и учитель, и экскурсовод предупреждали, чтобы мы ни к чему не притрагивались, просто смотрели, спрашивали, если появятся вопросы, и шли дальше…
Но… это кресло  заманило меня так, что дух захватил! Я ни на что другое смотреть не могла и экскурсовода не слушала…
В мозгу застряли её слова: «К поэту все его гениальные мысли приходили, когда  он сидел на этом кресле. Он их записывал тут же, не поднимаясь с кресла, всегда при себе держа карандаш с блокнотом… 
Это его любимое кресло, куда никто из членов его семьи не садился…»

Я ничего не могла с собой поделать.  Порыв сесть в кресло был сильнее  моего воспитания и внутренних этических норм и запретов.  Я понимала,  стоит мне присесть на кресло, и опозорюсь  перед классом, получу замечание от учительницы,  услышу ехидные хихиканья  одноклассников, а дома… о, что сделают со мной дома, и думать было страшно… поэтому…
Я «быстро подвернула ногу» и плюхнулась на красное велюровое кресло…
Все замешкались: что, да почему?
- Ну и неуклюжая ты девочка! - все-таки не удержалась классная руководительница, -  здесь, на ровном полу! Даже половиц нет, чтобы запутаться о них… Покажи, покажи, что там с ногой!
Я держала свою ступню и плакала… Со стыда,  но и от… радости…
Сумела, сумела-таки ощутить  одно из оглушительных, озаренных  вдохновением мгновений, что и… сам  ПОЭТ! 
В тот миг я  поняла:  для вдохновения  - умиротворение  нужно.   Для умиротворения  – уединение, для уединения – свобода, для свободы – кресло…

…И вот, оператор водит свою телекамеру по дому-музею Д.Гулия. Я, затаив дыхание, "иду" вместе с ним по комнатам…
Вот она, ТА комната. Я вся сжалась, как пружинка. Мне показалось, что сейчас оператор покажет не только красное кресло, но и меня, маленькую, щупленькую девчонку, симулирующую  боль в ноге, и на самом деле плачущую, сама не зная,  почему…
За кадром голос, теперь мужской: «Сейчас мы увидим знаменитое кресло писателя, где, по его же словам, он вдохновлялся. Говорят, что на это кресло когда-то  посмела сесть некая деревенская школьница,  симулируя вывих ноги. Говорят еще, что та школьница стала  писателем. Кто знает, может, действительно кресло помогло? Не простое, ведь, вдохновляющее…»... и легкий смешок оператора...

И... на экране во всей велюровой красе появляется «наше с поэтом» кресло,  (ужас!), с большим глиняным кувшином на сиденье!

Я остолбенела! ЗАЧЕМ! Что за нелепая картина – кувшин на кресле? Кто это придумал?
Потом меня осенило: СПЕЦИАЛЬНО! Чтобы НИКТО больше не садился!
Наверное,  находились и другие, которые  порывались садиться… за гениальными мыслями…
Ну и пусть бы… жалко, что ли?

И я заплакала.  Опять.  Спустя сорок лет!  теперь уже...перед телевизором… за тридевять земель... от музейного кресла...

На этот раз… от недоброжелательности людской…

(Предвижу  недоумение читателя: если КАЖДЫЙ норовит  присесть на музейный экспонат,    ЧТО  из этого  экспоната  останется?
Отвечаю: в том-то и дело – НЕ  каждый...
Из тех тридцати двух школьников, только одну   посетило это наваждение,  напоминающее  знаменитое «быть или не быть…»