2012 - 5 конкурс. Итоги. Юлия Белохвостова

Золотой Пегас
Представляем вашему вниманию оценки и комментарии Юлии Белохвостовой http://stihi.ru/avtor/julia05



№ 1. Колыбельная – 4 место – 12 баллов
Просто доброе, спокойное, искреннее стихотворение. Очень домашнее. Запомнилось – снам плохо, если они ничьи. Когда у меня будут внуки, это будет мой аргумент в пользу сна))


Все игрушки – по местам. В комнате темно.
Вновь, на цыпочки привстав, ночь глядит в окно.
Месяц блёстки расплескал в тишину дворов,
и спешит ко всем, кто мал, фея добрых снов.

Спи, малыш, так плохо снам, если сны ничьи.
В них зимой живёт весна и журчат ручьи.
Парусам поют ветра, выбрав свой маршрут,
и до самого утра сказки в гости ждут.

Спи, мой ангел озорной, навсегда с тобой
теплота души родной и моя любовь.
Ты всю нежность этих строк в сердце сохрани.
Скоро вырастешь, сынок, – будешь петь своим…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 2. Хроника предрассветной тишины – 7 место – 9 баллов.
Есть многое, что понравилось – эхо, которое захлебнется(!), а ему воды никто не подаст, мир из коридоров и спален, но, может быть, слишком мегапиксельно всё? Тут тебе и Бог, и Мураками, и матрица, и даже где-то Солярис.  На «спаси и сохрани» стихотворение уже закончилось.


Покуда в окна грузится рассвет,
так странно понимать, что мир реален,
и состоит из коридоров, спален...
Перезагрузка – и тебя в нём нет.

У времени остекленевший взгляд.
Как Заводная Птица Мураками,
оно сверлит холодными зрачками,
прищурясь через мутный циферблат.
В глубинах пересохшей немоты,
как в недрах позабытого колодца,
гортанным всхлипом эхо захлебнётся,
но не подаст ему никто воды.

Утратят мегапиксельность огни
в формате ночи, и, вдохнув прохладу,
вдруг осознаешь, как же мало надо,
и выдохнешь: "Спаси и сохрани..."

Закрыть ключом скрипичным тишину
имеются весомые мотивы.
Солирует с апломбом соул-дивы
собака на поблекшую луну.
Очнётся чутких клавиш звукоряд,
разбуженный одним прикосновеньем –
по чёрно-белым воспарив ступеням,
аккорды света небо покорят.

Замедлен механизма гулкий ход
пружиной износившегося мира...
Но вдруг в гипотетичности эфира
тебя услышит кто-то и поймёт?

Подходит время отвечать за всё
на острие сюжетного накала...

...И Бог тебя простит, вздохнув устало,
и, может быть, в который раз спасёт...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 3. Чашка за чашкой  – 1 место – 15 баллов
У меня было подозрение, что именно это стихотворение для меня станет здесь лучшим.  Концовка мне не нравится категорически, на мой взгляд – это беспомощность какая-то, вот такой переход с кухни к скончавшемуся Богу, а в остальном хорошо, без надрыва, хотя йодом-то льёт в раны, конечно, и это чувствуется. И форма хороша – такой диалог, в котором каждый о своем говорит и думает, и думает намного больше, чем говорит.


Чашка за чашкой.
– Пей чай.
– Пью чай.
Скоро рассвет, да не скоро день.
Мёдом ли, ядом твоё "скучай",
долькой лимона тонет в воде.
Ночью нет туши, и слёзы чисты.
Ногтем упорно давлю жучков.
Хруст режет ухо.
– Простишь?
– Простил.
Часто терять навсегда – легко.
Дым слишком горек, а пепел сер,
наши пути не ведут на юг.
Я опоздала – ты не успел,
Мы захлебнулись моим "люблю".
– Йод прямо в раны не лей.
– Не лью.
Лучше сожми, перекрой поток.
Жжёт где-то слева...
А там в раю
скоропостижно скончался бог.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 4. Кто спорил – 12 место – 4 балла
На мой взгляд, очень среднее стихотворение, без находок, практически без образного ряда, с умеренным количеством штампов – письмена на белом снегу, жизненные книги, не плыл по теченью… Лицо-мишень, правда,  вызвало ряд ассоциаций – почувствовался колкий, режущий ветер, как оружие в лицо. По разметкам полярных медведей и сов – тоже картинка. Но тут все картинки сам читатель дорисовывает. Если есть такое желание. Я просто старалась найти что-то. 


                Почему ж эти птицы на север летят,
                Если птицам положено только на юг?

                Владимир Семёнович Высоцкий


Тот, кто спорил с судьбой, выбиваясь из сил,
Подставляя лицо всем ветрам, как мишень,
И назло всем врагам по теченью не плыл,
Тот один в поле воин и воин в душе.

Выбирал преднамеренно север – не юг
По разметкам полярных медведей и сов,
И у сильных не брал он подачек из рук -
Не лизал, не скулил и не жаловал псов.

И на белом снегу он читал письмена
Со страниц непридуманных жизненных книг...
Непрерывная в мире грохочет война,
А для жизни отмерены малость и миг...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



№ 5. Несуразное стихотворение – 9 место – 7 баллов
понравилось стихотворение в лукошке с груздями


Эти сны  –  эфемерно-странные,
    Наших жизней изломаны линии.
Незагаданные желания,   
    Дни, омытые теплыми ливнями

Одиноко порою летнею
   Дикой кошке одной на улице,
Электричка ушла последняя,
   Да и небо сердито хмурится.   

Внеземная цивилизация
   Ей отправит посыл космический,
И с манерной кошачьей грацией
   Подойдет к ней Герой Лирический 

И, когда-нибудь, может в августе,
   Улетят они к звёздам радужным.
( С одиночеством глупым справиться
   Иногда так легко отважиться )

А в лукошках набитых груздями,
   За опавшей листвой осеннею
Затеряется это грустное,
   Несуразное стихотворение...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 6. Кипарис – 11 место – 5 баллов
Я ничего об этом стихотворении плохого не скажу. Мне оно не очень читается, сбоит, но, может, это я не в ногу иду? Хотя более четкое, простое построение последних  двух строчек могло бы прозвучать значительно острее, горше: «заметишь: взрыв над хатой крайней похож на красный кипарис», например. Правда, тогда пришлось бы пожертвовать ярко-красным отсветом, а заодно и несколько заштампованной рифмой – ясно-красный.


Недвижны  лица,  словно  маски:
ни  дрожи  губ,  ни  голосов.
Жара  струится.  Длится  вязкий,
не  прекращающийся  сон…
Сквозь  вату  глухо:  «Стройся!  Живо!»  –
и  встали,  будто  на  парад…
На  вид  обычны,  не  двужильны,
войной  оплавлены  в  отряд.
…Уходят  молча,  без  оглядки,
вдыхая  пот  и  пыль  дорог. 
В  одном  –  налаженном  –  порядке
размахи  рук,  мельканье  ног.
«Так-так!  так-так!»,  –  сверкнёт  сапог  и
качнётся  строгое  лицо.
Ни  тени  страха,  ни  тревоги.
Шагают  сотни  близнецов
туда,  в  распадок  за  холмами,
где  днём  и  ночью  –  дым  и  гарь,
сверкает  небо  временами,
огнём  подсвечивая  хмарь…
В  закатном  свете  виден  ясно
цветущий  яблоневый  сад.
От  взрывов  отсвет  ярко-красный
среди  летящих  в  небо  хат.
…Когда  неверные  мельканья
порыв  удара  бросит  ввысь,
заметишь:  тот,  над  хатой  крайней
взрыв  так  похож  на  кипарис.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 7. Всё нервы – 10 место – 6 баллов.
Исключительно за семьи, растущие корнями в небо. В остальном – набор популярной  в нынешнем представлении о поэзии  лексики, модное(?) пренебрежение ритмом и размером, риторические вопросы. Но вот семьи, растущие корнями в небо, зацепили по-настоящему, запомнились, выделились из всего, здесь прочитанного.


 Это всё нервы, конечно нервы,
 Тахикардия, внезапный криз.
 Ты так стремился во всём быть первым,
 Первым и стал – выходящим из
 Повседневного мегаоргазма,
 Где гонор в цене и прыть,
 Вагины ноют в бесплодных спазмах,
 Пытаясь любовь родить.
 
 А мир остался таким же точно,
 Каким его принимал Адам:
 в меру святыми и в и в меру порочным,
 И в чём-то принадлежащим нам.
 Что потерял ты? Совсем немного:
 Друзей, знакомых, привычный быт,
 Но стал на йоту поближе к Богу.
 Ты объяснишься и он простит.
 
 Растут деревья корнями в землю.
 На землю падают их плоды.
 Корнями в небо людские семьи
 И в небо камнем свалился ты.
 Исчез. О добром осталась память,
 Набор из генов, а может мысль.
 Как ленту фильма прокрутит замять
 Время, полученное взаймы.
 
 Злое с водой в океан унесётся,
 Камни сотрутся, оставив песок.
 Смейся паяц над разбитой… Смеётся.
 Может быть дьявол, а, может быть, Бог.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 8. За что сражалась королева – 13 место – 3 балла.
Уж точно среди георгинОВ. Королева-белом – не рифма. Досель – стилистически не вписывается слово в текст. А отсель что? Грозить шведам будем? С поэтической точки зрения те стихи, которые я поставила ниже местами, даже посильнее будут, поярче.


Разменяны годочки-пешки
на продвиженье в блиц-игре,
и летний день сменяет вешний.
Листвы безумство в октябре
сменяют лютого* морозы,
а с ними вьюги, и метель,
и безответные вопросы:
Куда стремилась ты досель?
За что сражалась, королева,
на многоклеточном плацу?
Ходила в черном, реже в белом –
тебе ведь красное к лицу!
Тебе к лицу уютный замок
с окошком на цветущий сад,
в котором сын живёт и мама...
Где оплетает виноград
лозой тенистую террасу
среди роскошных георгин...
Где под вечерние рассказы
в окно заглядывает Грин...
Где под уютное мурчанье,
под ароматный мятный чай
отрадно музыки звучанье,
и тает, тает, невзначай
комок печалей – растворится,
и отворится тихо дверь
в твою заветную столицу –
души поющей цитадель.


*лютый – укр. февраль
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 9. Аясума 3 место – 13 баллов.
Не знаю, кто такая Аясума, да это и не важно. Здесь мне только проклятие не понравилось – вот выпало напрочь из общей истории и из языка стихотворения. Критерий « у кого на свитере ни одного катышка» - находка. Что ты страдаешь, как потерпевшая – хорошо.
Заниматься надеждой – не уверена, что это единственное в своем роде словосочетание, но я не помню, что читала что-то подобное раньше, тоже очень хорошо. Японский фильм. Не из-за имени – само построение стихотворения, созерцательность. Именно фильм – оно очень кинематографично, целая кино-новелла


у аясумы в душе' серебряный камешек.
кто сегодня придёт поиграться с ним?
у кого на свитере ни единого катышка,
к камешку прикоснись.

какой приятный холодок, и аясума светится,
но это вовсе не свет, а такое проклятие,
оно ощутимее от вечера к вечеру.
аясума снимает платье.

камешек меркнет, аясума простужена,
к твоей голове приставлены довольно грубо
два её неумолимых оружия:
тайнозоркость и близогубость.

и ты всё говоришь: "аясума, не трожь. аясума, держись.
аясума, что ты страдаешь как потерпевшая?",
затачиваешь свои внутренние ножи
о камешек помутневший.

только нечего вспарывать. в сердце блестит потолок,
сквозь него видно, что
никому не сбежать, никого не зарежут.
аясума, склонясь, поправляет ослабший чулок,
занимается с тобой надеждой.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 10. Вечер колдует… – 6 место – 10 баллов.
Хорошее стихотворение. Может быть, многовато всего – много сравнений, много объяснений, много противопоставлений. Финал хорош – зажгутся и согреют.


Не было жизни. Абсурд – но итожить-то нечего.
Очередная кукушка подохла в часах.
Врёт саксофон про дожди и безвыходность вечера.
Врут телескопы про звёзды. В искомых мирах
не было зрелищ – игра в поддавки и в подвывихи,
совесть-коррозия – изголодавшийся спрут.
Бегство на вдохе и невозвращенье на выдохе.
Исчезновенье на доли дрожащих секунд.
Не было веры – лишь псевдо-алтарь и язычество.
Не было маски – холодный расчетливый грим.
Северный ветер, его ледяное величество –
грамотный скептик, обижен и неуловим.
Не было шансов остаться – как минимум, в памяти...
В чёрствой прагматике будней – "сегодня" и "здесь".
Вместо триумфа – неловкость скольженья по наледи.
Вместо метели – туманная белая взвесь.
До горизонта – аккорд... Перемена тональности –
непозволительный и безуспешный манёвр.
Незавершенная аранжировка реальности –
просто вступление к теме заснеженных гор.
 
Вечер неспешно колдует, торгует картинами,
шёлком позёмок ласкает блестящую гладь...
Хмурый февраль беспокойно вздыхает лавинами,
в странное завтра не хочет меня отпускать.
Не было жизни, а значит и не было имени.
На непогоду беспечно потраченных дней...
Добрый большой сенбернар, отвлекись, не найди меня.
Скоро зажгутся созвездья... И станет теплей.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 11. Звезда – 5 место – 11 баллов.
Кто-то скажет – зарифмованная проза. Я скажу – поэзия жизни. Очень неромантичной такой жизни. Оказывается, поэзия есть и в такой.


Зелёной змеёй электричка вползает в май,
Затоптанный  пассажирами  спит вокзал,
Мужик, переполненный нежностью через край,
Кассирше о чём-то пытается рассказать.

Кассирше  плевать глубоко, почему он пьёт,
Уже рассветает и хочется  спать давно,
А он ей в окошко бубнит про своё житьё...
А раньше когда-то ходили вдвоём в кино.

Когда-то, уже и не вспомнить в каком году,
Они целовались под ивами у пруда,
И он подарил ей на память с небес звезду…
Вот только зачем же теперь ей его звезда?

Она вышла замуж, растила цветы, детей,
Солила в кадушке арбузы, пекла блины,
Он после Афгана, гоняя своих чертей,
По чёрному зАпил  в компании двух ханыг.
 
По пьяному делу распроданы ордена,
На грязном листочке ненужные адреса…
Как светлое что-то запомнилась та война -
Ведь  дальше пошла только чёрная полоса.

Толпой пассажиров встречает вокзал рассвет,
С прощальным гудком разбегаются поезда...
А в небе висит и не падает много лет
Двоим так и не пригодившаяся звезда.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 12. тема с вариациями – 15 место – 1 балл.
Лапы отстали от текста, или обогнали его – к чему они относятся? Это мощь на лапах или все же пришествие? Преогромный – похоже, что просто не хватало слога. Дома и городская утварь – очевидно, городская утварь это некий новый образ, но у меня он не считывается, дома и утварь кажутся из разных смысловых рядов, как в детских тестах, когда надо убрать из ряда лишний предмет. В целом у меня от этого стихотворения впечатление как от фильма Остров. Фильм мне не понравился.


и диктатура медленно вползла,
и тяжело дыша, остановилась.
и огляделась, выпучив глаза,
по цвету мне напомнившие силос.

и отразилась в них я целиком
со всем своим нутром и содержимым,
а за грудиной бухающий ком
приветствовал пришествие режима,
 
заполнившего сразу всё окрест
и телом, и дыханием, и мощью
на лапах с перепонками и без,
которые перекрывали площадь.

с боков её отваливалась ржа,
сочившаяся сукровицей мутной,
а брюха преогромный дирижабль
накрыл дома и городскую утварь.

и по - коровьи медленно жуя,
подрагивая чешуёй на теле,
проговорила диктатура: я
пришла сюда, как вы того хотели.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 13. На пристани – предосеннее – 8 место – 8 баллов.
Понравилось графическое решение, ритм, напевность, даже танцевальность какая-то


От рожденья ладно скроен,
август плавится жарою,
бродит кровь, как будто держит градус солод, но
к сожалению, сама я
ничего не понимаю:
отчего внутри меня промозгло-холодно?

Отчего? Никто не спросит.
Я готова встретить осень,
длинной одой или лучше кратким спичем, но
словно заяц у Мазая,
коченею, замерзая,
восприятие обидно обезличено.

Бело-глянцевые павы –
корабли заходят в гавань,
блики мячиками прыгают от палуб, но
с перевесом стылой грусти
в путешествие не пустят,
лишь гудком прощальный сплин зайдётся жалобно.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 14. Досада – 14 место – 2 балла.
Просто так совало, никакой магии чисел. Много восклицательных знаков, вопросов – а мне, как читателю, и места-то тут нет. Это монолог, который мне показался пустым. Или напротив – слишком наполненным, не связанными друг с другом образами


Стереть!  Содрать!  Забыть вчерашний день!
Пустяк досадный режет диссонансом,
запачкав акварели  жирной кляксой,
лишь стоит рану памяти задеть.

По сердцу  колобродит жесткий ком.
Вороньей стаей вьются тени  мыслей.
А я пытаюсь беды перечислить:
Кто умер? … Катастрофа?  … Горе в чем?!

Всего лишь зацепил  недобрый взгляд,
вдогонку – шепот, подлая ухмылка.
И  чувствуешь предательство затылком…
А в мире – тишина и звездопад.

Но хочется отмыться! И беда –
чернее черной тучи!  Мрака!  Бездны!
Куда бы деться? … Впрочем, бесполезно…
… О камни бьет осеняя вода.

Покой глубин ко мне – со всей душой.
Волна скользит и ластится пантерой.
В ней – блики света с плеском доброй веры:
«Проходит всё!» … И это хорошо…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 15. Когда я стану насмешлив  – 2 место – 14 баллов.
Это стихотворение похоже на русский рок, на его хорошие, классические уже почти примеры


Когда я стану насмешлив и даже груб,
она прижмётся ко мне, в ремень вопьётся рука.
– Это наш клиент, – скажет, смеясь, мой друг.
А я не хочу этих мокрых горячих губ
с запахом пива и табака.
Но она будет настойчива и дерзка,
ткнётся губами в ухо, зашепчет: – люблю, люблю...
И будет стремительнее, чем река,
похожая на зверька,
верящая в семью.
Очевидное глупо было бы отрицать –
не любовь ею движет, слепой протест,
но я не хочу потерять лица,
и я не смогу заменить отца
дочери, которой нужен отец.