Репточка 1, 2. Гараж-подвал

Юрий Николаевич Горбачев 2
 Размер12м2
  гитарный комбо- Fender Princeton 75,
  гитарный комбо-Marshall 100 dfx,
  басовый комбо- Ashdown Mag 300
  пассивная ак. система – JBL JRX 100
  микрофоны вокальные-– Wharfadale Pro dm 2.os
  микшерный пульт-4 канала inter-m
  барабанная установка – Sonor

 Стоимость
  Репетиция – 500р (3 часа)
  Утреннее время – 300р
  Первая репетиция (50% скидка) – 250р (3 часа)
  Все репетиции до 1 марта (20% скидка) – 400р
  ночная репетиция 700р с 24-00 до 08-00

                ( Из рекламного сообщения)

 1.Гараж-подвал

  Как –то одна культурологичная дама спросила меня: «Что такое значит быть поэтом, вообще человеком творческим?» Это была дочь писателя, которая, нахлебавшись творческого образа жизни с детства, очень скептически относилась к  любым проявлениям этой заразы. И любопытство её было чисто садистическим: она изучала нашего брата, как энтомолог насекомых. Я ей ответил: «Это значит, всегда попадать в ситуацию…» 

Ситуация, в которой  я завис на последние пять лет в силу своих творческих исканий на почве блюза и рок-н-ролла- это скитания по репточкам, фестам и выступлениям «на стриту» и даже в андегрундных кафе. Я перезнакомился с огромным количеством людей, пытающихся музицировать и сочинять с электрогитарой и «акустикой» в руках, продавцами инструментов и аппаратуры, организаторами-продюсерами, авторами и людьми, который вливались в переменный состав моей группы. Приходили и уходили люди разного возраста, различных пофессий, несоеденимых мировоззренческих установок.
 
 Сама репточка (слово, порождённое фольклором этой среды), забитый подержанной аппаратурой для электрогитар гараж или подвал – на мой взгляд, весьма симтоматичное проявление нашего общего культурного распада, утраты национальной самоидентификации, пути в никуда, предвестие будущих катастроф, которые , видимо, неминуемы. В Новосибирске и других городах помещения в гаражных кооперативах, или подвалы заводоуправлений остановившихся предприятий оборудуются боле предприимчивыми и прагматичными представителями этого движения под подобного рода услугу. Плати 300-400-500  рублей за три часа – и ори в плохонький микрофон, возомнив себя Эриком Клэптоном или Джоном Ленноном, жми на педаль ревущего фуза, - и ты уже «Блэк Сабат» или «Металлика». Бывают места, где такие подвалы объединяются с как бы кафе, продаются напитки, сигареты, бывает, и прямо на репточку приносят минералку, пиво.
   
 Вот здесь и творится репточечная субкультура. Внешне атмосфера вполне творческая, даже богемная. Оторваться на барабанах до третьего пота, на басу побубнить, на страте побренчать или поимпровизировать, джемуя- ну чего тут предосудительного, вредного для здоровья, интеллекта и внутреннего равновесия? Но это только внешне.  Включаясь, этот конвейер начинает собирать «запчасти» под названием- неумение играть на инструменте, неадекватные  представления о сценической  звездности и артистической славе, усечённые представление о современном искусстве как таковом. Появляющиеся на выходе репертуарные уродцы, порой изумляют, порой озадачивают. Отсутствие почвы и народной культуры в штурмуемых жанрах ( блюз и рок-н-ролл чуждая для нашего уха культура), некритичное фанатство( практически все , кто вовлечён в эту субкультуру - фанаты тех или иных  западных, реже отечественных исполнителей), мифы, связанные с масскультом в музыке, ведут к тому, что  даже планку нотной  грамоты преодолеть для любой группы –проблема.

«Говнорокеры», «говнари»(самоназвание, порожденное боле критично настроенными и уходящими от абсолютно антимузыкального , псевдопанкового шума ) сплошь слухачи, не каждый даже знаком с «цифровками»(это, кстати, и беда выпускников музыкальных школ и даже  музыкальных факультетов некоторых институтов культуры), многие группы понятия не имеют о гаммах, на которых строится импровизация в этой музыке, впервые слышат слово «шаффл». У немалого количества –просто проблемы с музыкальным слухом. Но наиболее трагичными(а может и комичными)   мне видятся мировоззренческие тупики, порождённые нашим диким рынком, утратой культурной самоидентификации и неумеренной харизматизацией человека орущего в микрофон пустопорожние песенки.


 2.Ученик

  Ученики –гитаристы приходили ко мне по разному. Одни натыкались на меня, других ко мне приводили. Кого-то я находил, когда было лютое безденежье  -и давал гитарные уроки по взаимному согласию за скромную плату и кормёжку(часто кормёжка меня интересовала даже больше). Любопытный эпизод той поры : я ухожу от мамы двух взрослых детей-студентов, которым я давал уроки(показывал аккорды, пытался разучить простенькие гитарные этюды).Стою уже одетый с кофром у дверей.  Мама – моя начальница по работе, где перестали платить зарплату и по причине её руководящих просчётов в частности, суёт мне в руку  четыре пятака- я брал за урок всего лишь 10 рублей. И то стеснялся. Проще было выйти на улицу с кепкой –и играть за то, что накидают в головной убор.   

Сам я всего лишь –навсего немного учился в юности в музыкальной школе для взрослых, на улице Щетинкина( это за Оперным театром), куда мы ездили с Обь ГЭСа, втроем с Валеркой и Василием к Валентину Малых. Это была первая группа, в которой я участвовал. Инструменты были самые примитивные –гитары за 7 рублей 50 копеек. Играли во дворах и подъездах. И были популярны. Мы пытались(и неплохо получалось) играть кое-что из «битлов», «Шербургские зонтики», к примеру, пьесу «Апачи»(недавно нашёл ее в интернете в исполнении испанского гитариста -метиса с дрэдами- маэстро Наудо).  Друг, который потом сыграл всю «Чакону» Баха неплохо «снимал» с пластинок…Но мы так и не дошли до сцены вожделенной танцплощадки. Позже я понял –в том было наше счастье. Потому как среди гэсовских рокеров –один бас-гитарист спился, другой-застрелился из охотничьего ружья(от него я впервые услышал слово «тоника»), третий тоже кончил очень плохо. Была и такая , игравшая в припарковом кафе группа, музыкантов которой судили за убийство… Но нас миновала чаша сия. Как и расцвет кабацких ВИА 70-80-х. К тому времени у меня уже имелась мастеровая гитара, я выучил «Лунную сонату», «Вальс» Иванова Крамского, «Кубинский танец» , «Рондо» Сора, «Естудей» Маккартни играл в полнозвучном варианте, наигрывал из Баха, Джулиани, Гаспара Санза , других гитарных авторов. Этого и песенок, сочиняемых в  самых разных стилях, в том числе и под рок-н-ролл, мне вполне хватало, чтобы быть признанным музыкантом в универститетской общаге филфака ТГУ.
   
   Там же один из однокашников-филологов(сейчас он живёт в США), как корифею-гитристу , дал мне послушать «пласты» с группами , в которых играли Стив Хау , Джими Пейдж, Ричи Блэкмор. Впрочем, всего этого я наслушался ещё раньше, когда служил в армии, в ГДР, в войсках связи. Армейские ламповые приёмнике в центре Европы ловили столько западной  музыки, что в ней можно было купаться,слушая и слушая. Только не знал, что слушал…
   
  Так вот. Тогда же, имея лишь гитару с нейлоновыми струнами я озаботился проблемой-как сыграть-кантри, рок-н-ролл, блюз. Но ответы на эти вопросы нашёл поэтапно, несколько позже. Так накапливались мои композиции…

  И вот – я по стечению обстоятельств попадаю на андеграундный фестиваль, где меня встречают на «ура»(так мне показалось в качестве чуть ли не Би-Би-Кинга). У меня появляется первый соратник по блюзу –Константин(«Наш Константин берёт гитару…») –это соло гитарист, у него «Ибанез».Контантин стал одной из констант группы - в исполнительском и мировоззренческом плане. Хотя , константой нередко отрицающей движение вперёд, вынуждающей делать зигзаги. Тут же подворачивается пара -тройка ребят с бас-гитарами, одного мне отдаёт на обучение папа(парень закончил ФМШ), другой вызвался волонтёром на фестивале. Дочь помогла с вакалисткой-клавишницей, знающей английский Надеждой. Первыми барабонщикаими были коллега –журналист прошедший горячие точки и профессиональный пожарный-битломан, сочиняющий плохие песни. И процесс пошёл.   

  С первых же оборотов выясняется, что мои композиции этому составу не по зубам. Сам я на ходу осваиваю дредноут с подключкой и какими-никами примочками, вдогон приобретаю страт «Ямаху» , пытаюсь обрасти необходимой элетроникой, чтобы гитара все же звучала по -элетрогитарному. Во многом благодаря Надежде –вокалистке-клавишнице, мы вымучиваем  «Бессамо мучо», «Тень твоей улыбки», пробуем много ещё чего, получается аранжировать две её песенки. Я ускоренными темпами (но на это ушло четыре года)  обучаю гитарному мастерству Фёдора , сначала водителя , потом выпускника строительного вуза, менеджера продаж. Всё же, ради чего , как мне казалось, я собирал группу, лежит мёртвым грузом. Правда хороший и небездарный парень  Фёдор разыгрался, распелся , купил себе дредноут, на комбик к которому у него так и не нашлось денег и научился - таки немного импровизировать по боксам. И в итоге мы составили с ним список из 35 номеров, включая обыгрыш "Кубинского танца" , мои песенки и номера с разложенным на две гитары и текстами , написанными специально для Константина в стилях фанк, полублюз, полуджаз и так далее. Вначале встречались , разучивали материал, общались на квартирах, потом уж пошли по репточкам – и в жару , и в холод.   
   

  На снимке: автор с одним из сэйшен-мэнов на репетиции