Встреча. Сергей Рахманинов. Часть 1-я

Клуб Слово
 

1 апреля (20 марта) 1873 — 28 марта 1943
Его судьба была предрешена.
Внук генерала Бутакова должен был стать офицером.  Мальчика отдали в пажеский корпус.
Но судьба проявила свою милость необычным образом; Отец Сережи, Василий Аркадьевич, добрый, обаятельный, но ветреный человек, совсем не умел хозяйничать и постепенно благосостояние семьи пришло в упадок. Пажеский Корпус стал не по средствам и девятилетний мальчик поступает в Консерваторию, в класс Николая Сергеевича Зверева. Педагогом он был беспощадным, воспитателем - строжайшим. Своих учеников, как он их называл -"Зверят", ему случалось и поколачивать! Педагогично это   или нет, но факт остается фактом: из его учеников выросли А.И. Зилотти, М.Перельман , Сергей Рахманинов. Все они горячо любили своего учителя и вспоминали о нем с теплотой.
В 15 лет Сергей Перешел в старшие классы консерватории. На экзамене П.И.Чайковский поставил ему к оценке 5 с плюсом - еще три плюса. Этот первый успех стал началом триумфа композитора и исполнителя.
Высокий, худой, говорил он низким баском, казался солиднее и старше. В 1891 году он с блеском закончил консерваторию, как пианист и продолжил учебу в классе композиции. Дипломной работой стала опера на тему  пушкинских "Цыган", отмеченная большой золотой медалью, а за издание её Композитор получил 500 рублей.
Музыку Рахманинова можно узнать сразу, буквально по нескольким аккордам. Он никогда и никому не подражал. И чем больше зрел его талант, тем образнее звучали его музыкальные слова.
Трудно обо всех произведениях сказать, но им написаны более семидесяти романсов на стихи русских поэтов, фантазии для оркестра, три симфонии, три фортепианных концерта, хоры, сюиты. контаты,прелюдии, этюды-картины... - более трехсот произведений.
Прелюдию D-dur (Ре мажор) Илья Ефимович Репин называл "Озером в весеннем разливе" И верно, в ней словно слышна музыка  капель росы в рассветном тумане!
"Как хорошо он слышит тишину!" - сказал о нем А.М.Горький.
Горячо любил и чрезвычайно высоко ценил он П.И. Чайковского, который относился к молодому композитору дружески, с неослабевающим интересом и вниманием. Смерть Чайковского потрясла Рахманинова и свое "Элегическое трио" он посвятил памяти великого художника.
Не только успех сопутствовал композитору. Его "Первая симфония" под управлением Глазунова(который не очень-то любил творчество Рахманинова) провалилась. Цезарь Кюи сказал -"Если бы в аду была консерватория... и было задано написать программную симфонию на тему семи египетских язв и если бы была написана она вроде симфонии Рахманинова... то он блестяще выполнил задачу и привел бы в восторг обитателей ада"
После этого провала композитор ТРИ года ничего не писал. Понадобилось специальное лечение у врача Н.В.Даля, чтобы вернуться к творчеству.
Сколько бы ни писали восторженных слов о Рахманинове-пианисте, они не могут выразить и объяснить это явление - Рахманинов-пианист. Он отдавался музыке без остатка, ничего не замечал вокруг от увлечения, не то пел, не то рычал самым низким басом...
Был он малообщительным человеком, не любил новых знакомств, сторонился чужих людей. Он был одним из самых застенчивых людей, никогда  и  никуда не опаздывал, ценил аккуратность и точность во всем, его критика никогда не была злой и надменной. Он любил делать добро.
Часто его представляли (недоброжелатели) сухим, отстраненным человеком. Нет, ничто чуждо не было ему.
Был у Рахманинова в начале 90-х годов прошлого века друг-приятель Петр Лодыженский (тоже композитор), которому Сергей Васильевич посвятил свое "Цыганское каприччио" для симфонического оркестра. У  Петра Лодыженского была свояченица, знаменитая цыганская певица Надежда Александровна, с которой Рахманинов дружил. По его настойчивым просьбам она часто пела ему таборные цыганские песни, приводившие его в восторг. Но это лишь присказка. А в "сказке" самый главный персонаж - Анна Александровна, сестра знаменитой цыганской певицы, жена Петра Лодыженского. И восемнадцатилетний Сергей Рахманинов безоглядно влюбляется в жену своего друга и посвящает этой кроткой и ласковой женщине с огромными черными глазами свой романс "О нет, молю, не уходи!" Однако при самом нежном отношении Рахманинова к Анне Лодыженской сердце его не сгорало без оглядки любовным огнем - его первая любовь шла "параллельным курсом", а звали ее Верочка Скалон. Свидетельством этой первой любви Рахманинова служат 100 (сто!) любовных писем Рахманинова к ней и трагическая судьба этих любовных посланий. Все они были сожжены. Увы.
Но вот еще что прочтите:
…»Шел 1893 год. На стихотворение Пушкина "Не пой, красавица, при мне", дышащее страстно выраженной любовной тоской, Сергей Рахманинов написал изумительный романс, который, будучи услышан хоть раз, остается с человеком навсегда. 20-летний композитор посвятил его Наташе Сатиной - она была его двоюродной сестрой.
21 апреля 1902 года Сергей Васильевич выехал из Ивановки в Москву, а уже через неделю… О том, что произошло через неделю, десятки тысяч людей впервые узнали лишь через 72 года, в 1974 году (когда Рахманинова уже не было в живых) из опубликованных воспоминаний Наташи Сатиной, ставшей женой Рахманинова. Вот фрагмент из воспоминаний Натальи Александровны: "Мы венчались на окраине Москвы 29 апреля 1902 года в церкви какого-то полка. Я ехала в карете в венчальном платье, дождь лил как из ведра; в церковь можно было войти, только пройдя длиннющие казармы. На нарах лежали солдаты и с удивлением смотрели на нас. После венчания мы быстро переоделись, проехали прямо на вокзал и взяли билеты на Вену".

В Русской музыкальной культуре ярким явлением была частная опера Саввы Ивановича Мамонтова. Здесь Рахманинов дебютировал, как дирижер. Здесь же зарождалась слава Федора Шаляпина. Встреча двух гениев сделала их друзьями до конца дней. Шаляпин "поджигал "Рахманинова, Рахманинов «задорил»  Шаляпина и эти два великана творили чудеса.
В апреле 1915 года Сергей Рахманинов написал "Вокализ" - чудеснейший романс без слов - и посвятил его несравненной Антонине Неждановой. И после этого композитор умолк…  Наступила жестокая депрессия, обострившаяся из-за кончины его дорогого старшего друга Сергея Ивановича Танеева. Почти полтора года Рахманинов не садился за рояль.
Шесть романсов, посвященных Нине Кошиц, свою лебединую песню, спел Рахманинов с ней, с Ниночкой, в России. Шесть самых последних в жизни. И в этой "лебединой песне" Сергей Васильевич распрощался и со своей последней любовью (так получилось). И на память Рахманинов подарил Ниночке Кошиц тетрадь с эскизами своих вокальных жемчужин. Он собирался преподнести ей еще один бесценный подарок - прелестнейшие "этюды-картины" для фортепьяно, но вовремя опомнился: в обществе назревал "вкусный скандальчик" (нашу творческую интеллигенцию хлебом не корми - дай только вдосталь наглотаться сплетен): Сергей Васильевич настойчиво проявлял на публике признаки влюбленности в Нину Кошиц, что было мгновенно раздуто в пересуды и сплетни, которые оставили след даже в дневниках, письмах и воспоминаниях некоторых современников. Иные из них, так называемые мемуаристы, называют эпистолярные отголоски тех событий "легендой" - вроде бы в оправдание некой "слабости Рахманинова".
А по-моему, надо благодарить Судьбу за то, что она подарила талантливой певице Нине Кошиц и гениальному композитору и пианисту Сергею Рахманинову светлые, наполненные радостью творчества часы и дни, когда Рахманинов сумел создать и спеть (!) свою финальную красивейшую романсовую песню. Ведь не явись его Нина, Ниночка, Нинушка - не было бы этого чуда

Революция 1917 года притушила музыкальную жизнь страны. и в декабре 17-го года Рахманинов уехал. Его не удерживали...Осенью 18 года он был уже в Америке.
Мучительная тоска властвовала над ним...
Когда грянула ВОВ все мысли композитора были прикована к далекой Родине.Он дает концерт за концертом, посылает деньги на Родину - "от одного из русских, посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом..верю в полную Победу!" - писал он.Последняя, "Третья симфония"- воспоминания о родной земле. Она полна необычайной скорби, отчаянием.
Болезнь предательски-незаметно подкралась к нему и была неизлечима. Совсем ослабевший он , слыша вести о победном наступлении , облегченно вздыхал и говорил: - "Ну, слава Богу!" До последней минуты его мысли были заняты потерянной Родиной. За 2 дня до смерти пришла телеграмма от русских композиторов - поздравление к семидесятилетию. Сколько радости принесла бы она ему, но прочесть эту весточку не было суждено.
В марте 1943 года великий пианист и композитор скончался.
Он похоронен на кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка, а ведь сам Сергей Васильевич не раз говорил (и жена записала его слова), что он хотел бы найти вечный покой на новгородской земле, - там, кстати, похоронена его мать.
В 1958 году , на конкурсе имени П.И. Чайковского Ван Клиберн играл "Третий концерт  для фортепиано с оркестром" Сергея Васильевича Рахманинова.
Уезжая, пианист взял горсть русской земли с могилы Чайковского и, вместе с подаренным ему кустом сирени, увез в США. Эту русскую сирень он посадил на могиле Рахманинова, присыпав её землей с могилы Чайковского
"Последняя песня любви" - под таким названием в Америке собираются создать кинофильм о любви Нины Кошиц и Сергея Рахманинова. И нашей "творческой интеллигенции" не стыдно, что кинофильм об одном из величайших сынов России стремятся создать американцы, а не соотечественники Сергея Васильевича. Да и на посмертную судьбу Рахманинова нашим "творцам" и чиновникам от культуры наплевать.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, МЫ ЖДЕМ ВАШИХ ОТ КЛИКОВ НА ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ.

СЛУШАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА ЗАПИСЬ МУЗЫКИ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ,