Размышления о гибели Сергея Есенина

Чернов Артур Артурович
Прошло уже почти 87 лет со дня смерти одной из величайших личностей русской поэзии - Сергея Александровича Есенина. 28 декабря 1925 года поэт был найден мертвым в Ленинградской гостинице "Англетер". Его последнее стихотворение "До свиданья, мой друг, до свиданья" было написано кровью. По свидетельству его друзей, Есенин жаловался, что в гостинице не было чернил, поэтому он был вынужден писать кровью.*
До сих пор немало людей думают, что тогда Есенин не собирался уходить из жизни. Версии об убийстве поэта спецслужбами, версии об убийстве на почве ревности, и другие версии смерти поэта выдвигались неоднократно. Здесь я не собираюсь обсуждать их, могу лишь сказать, что я с этими версиями не согласен. Я попытаюсь выдвинуть свою версию, в которой попробую объяснить, почему погиб поэт и почему он решил покончить с собой.

Для начала рассмотрим само понятие самоубийства. Почему у людей возникают мысли покончить с собой? Основными причинами самоубийства является тотальное непонимание человека окружающими, одиночество, потеря интереса к жизни, усталость от жизни. Каждый человек смотрит на этот мир сквозь призму своего восприятия действительности, которая формируется по действием различных факторов - генетика, отношение к человеку в детские годы, влияние на человека других личностей. В ранние годы жизни Сергей видел совершенно другой мир, который целиком и полностью отличался от того мира, в котором он принял решение покончить с собой. Конечно, сложно сейчас говорить, что именно побудило его стать поэтом и что зародило искру гения в его сознании. Возможно, это была черезмерная способность чувствовать внутренние переживания всего окружающего мира почти также, как и свои собственные. Есенин гениален потому, что в своих стихах он мог показать то, чего не могли показать другие поэты. Он мог преподнести сочетания "музыка лягушек", "берез изглоданные кости", "серая морось и слизь", "синяя дрожь" так, чтобы они не казались бредом сумасшедшего, но казались чем-то родным и близким всякому, кто читает его стихи, даже если читающий сам никогда в жизни не видел ни берез, ни лягушек. Его невероятная способность чувствовать распространялась на весь мир, окружающий его в детстве и на мир, окружающий его во взрослой жизни.

Есенин покончил с собой, потому что сформированная в его детстве реальность не укладывалась в рамки реальности настоящей. В его реальности все было другое - другие отношения между людьми, другая природа, другая любовь. В его жизни не было места той меркантильности, тому подхалимству, тому лицемерию и той жестокости, которые тогда царили в жизни революционной России. Есенин бежал от этого мира - в мир алкоголя, в мир беспорядочных связей с женщинами... и в мир своих стихов.

"Но в пьяной голове так много заблуждений -
Все вроде наяву, но будто бы, во сне.
Я проживаю жизнь своих стихотворений,
Которые вчера придумал в тишине..."

Сергей Есенин, "Прозрение"

За некоторое время до смерти Есенина, власти пытались его "спасти". Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…» На письме резолюция Дзержинского, адресованная к его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: «М. б., Вы могли бы заняться?» Рядом пометка Герсона: «Звонил неоднократно — найти Есенина не мог».* Владимир Маяковский в своем посвящении Есенину писал:

"Почему? Зачем?
Недоуменье смяло.
Критики бормочут: — Этому вина
То... да сё... а главное, что смычки мало,
В результате много пива и вина.
— Дескать, заменить бы вам богему классом,
Класс влиял на вас, и было б не до драк.
Ну, а класс-то жажду заливает квасом?
Класс — он тоже выпить не дурак.
Дескать, к вам приставить бы кого из напостов —
Стали б содержанием премного одарённей.
Вы бы в день писали строк по сто,
Утомительно и длинно, как Доронин..."

и чуть дальше:

"...А по-моему, осуществись такая бредь,
На себя бы раньше наложили руки.
Лучше уж от водки умереть,
Чем от скуки!

Не откроют нам причин потери ни петля,
Ни ножик перочинный.
Может, окажись чернила в "Англетере",
Вены резать не было б причины..."

А причина была. Даже больше могу сказать, если бы этой причины не было, не было бы и самого Есенина - Есенина-поэта. Именно способность чувствовать и сопереживать всему его окружающему сделали его тем, кем он был. И именно способность чувствовать привела его к петле. Жизнь Есенина и его смерть - это история человека сострадающего и не желающего мириться с той испорченной реальностью, в которой он жил - для него "жизнь своих стихотворений" и верность этой жизни была настолько важна, что он не пожалел для нее жизни реальной.

Хотя, как сказать, "реальной"... Кто решает, что для нас реально, а что - нет? За многих из нас это делает общество и окружение, в котором живет человек. Мы стремимся хорошо учится, найти хорошую работу, зарабатывать много денег, занять достойное положение в обществе далеко не всегда потому, что нам самим это надо. Это надо не столько нам самим, сколько тем людям, которые по нашему мнению, от нас чего-то ждут. Тем людям, которым мы думаем, что что-то должны. Величайшая иллюзия современности, породившая больше рабов, нежели весь рабовладельческий строй. У тех рабов отнимали свободу насильно - мы же ее добровольно отдаем. Пока я пишу эти строки в мире умирают, не успев родится, тысячи гениальных поэтов, музыкантов, художников, инженеров и прочих гениев только потому, что их потенциал был заглушен чувством долга перед кем-то. Кто-то бросил писать стихи, потому что это не приносит денег, а деньги нужны для того, чтобы жить в этом обществе, кто-то пошел в юристы, хотя с детства имел способности и чувствовал тягу к рисованию, кто-то не захотел идти в медицинское училище, потому что знает, что закончит его в 25 лет, а от него уже в 18 в семье требуют какой-то материальной отдачи... И таких примеров тысячи. Часто наши близкие губят в нас самое лучшее только тем, что думают, что знают нас, знают что для нас лучше. «...Иисус же - сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» - говорит нам Библия (Ев. от Матфея гл. 13, ст. 57).

Через эти испытания прошел и сам Есенин - в его родном селе и его родная семья видела в нем кого угодно, но только не поэта. Человека, который мог объяснить самое сокровенное и необъяснимое не могли понять его самые близкие люди. Я думаю, что это было самым первым и самым большим шагом на пути к грядущему самоубийству. Дальше - не было лучше. Когда он, вопреки всему, все-таки стал поэтом, от него ждали других стихов. Нужны были восхваления властей, революции и убогой политики, царившей в Росcии. Есенин какое-то время пытался стать тем, кем быть по природе своей не мог - даже читал стихи при дворе императрицы Александры Федоровны, но вскоре окончательно понял, что никогда не сможет быть таким, каким его хотят видеть люди.

"Поэт погиб потому, что был несроден революции." - писал Лев Троцкий в газете Правда , № 15 за 1926 год. Поэт погиб, потому что был несроден существующей в умах людей реальности - понимаем мы сейчас. Поэт погиб, потому что этот поэт когда-то и где-то родился - где-то далеко, возможно, совсем не в этом мире. Благодаря Есенину, этот мир увидел частичку реальности настоящей - реальности того мира, где рождаются, а не умирают гении. И пусть этот мир существовал только в его голове - для него он был гораздо существенней того, что он видел вокруг. Я считаю, что именно поэтому он погиб. И именно поэтому он будет жить вечно в своих стихах. В заключение приведу последнее четверостишие стихотворения "Прозрение":

"...И пряча от людей помятые листочки,
Надеюсь, что они не скажут за спиной -
Кому нужны его надуманные строчки?
Таких писак, как он - хватает с головой."

*Если у читающих этот пост есть свое мнение по поводу смерти Есенина или по поводу этого поста, прошу отставить их в комментариях - мне будет интересно обсудить это с вами. Материалы, помеченные *звездочкой взяты из Википедии.