Любовь Пудалова. Книга. Чувство своего мира

Василий Дмитриевич Фёдоров
К Н И Г А

ЧУВСТВО  СВОЕГО  МИРА


                Если передо мной только одно стихотворение,
                написанное с чувством своего мира,
                я уже могу судить о поэте, оценивать его,
                как по обломкам какой-нибудь статуи
                мы оцениваем культуру минувших цивилизаций.

                Василий Фёдоров


                Вместо предисловия.


   Творчество советского поэта Василия Дмитриевича Фёдорова широко известно в нашей стране и за рубежом.

   Первая книга его стихов, «Лирическая трилогия», вышла ещё в 1947 году. Потом было много поэтических сборников. Полюбились читателю и поэмы В. Фёдорова. Две книги его — «Третьи петухи» и «Седьмое небо» — удостоены Государственной премии РСФСР имени М. Горького.

   Работа Л. Пудаловой посвящена лирике поэта. Вынесенные в эпиграф ко всей книге и в её название слова В. Фёдорова: «Если передо мной только одно стихотворение, написанное с чувством своего мира, я уже могу судить о поэте, оценивать его, как по обломкам какой-нибудь статуи мы оцениваем культуру минувших цивилизаций» —- оправдано всем развитием исследуемой темы; мы убеждаемся в существовании такой своеобразной лирики, которая входит в новое ощущение окружающего нас мира и знакомит нас с новым поэтическим голосом.

     Поэт дополняет наше представление открытиями своего поэтического проникновения в суть вещей. Сибиряк по происхождению, Фёдоров является поэтом, для которого природа и история родной земли звучат во всех своих проявлениях.

     Он не только слагает гимны природе родного края, но и высоко чтит труд Человека, который живёт и трудится во славу нашей матери и кормилицы — родной земли. Земля полна для него неиссякаемой творящей силы, и болью отражаются в душе поэта нанесение ей всякого ущерба, всякое пренебрежение к её вечным законам, направленным к счастью человеческого рода, его процветанию. Поэт встает против всех бед, угрожающих земле, «за красоту времён грядущих». Потому-то его лирический герой — это хозяин нового, социалистического общества, человек-борец, одновременно крепко связанный с вековой традицией национальной культуры, которая укрепляла народную силу и сегодня пополнилась новым содержанием, передовыми идеями века для пользы всех трудящихся. Потому-то наивысший пафос поэзии Василия Фёдорова — борьба за сердца людей: «Всё испытав, мы знаем сами, что в дни психических атак сердца, не занятые нами, не мешкая, займёт наш враг».

     Поэт выводит свой стих на высоты гражданственности, наполняет его высоким гуманным содержанием, сообщая своему голосу лирика горячий призыв агитатора за будущее свободного человечества.
     Одна из главных тем поэзии В. Фёдорова — тема Красоты. Красота живёт и в нас и вокруг нас. Она живёт в нас воспоминаниями о неповторимой красоте мира, воспетой мастерами искусств и философии; а вокруг нас — и в прекрасной неповторимости природы, и в труде - крестьянина, рабочего, служителя искусств,, поэта - в особенности, и в добрых человеческих отношениях. Поэт исследует эту тему во всей её сложности и национальном преломлении. Пронзительно остро звучат в нашей русской душе его строки из поэмы «Проданная Венера»: «За красоту людей живущих, за красоту времён грядущих мы заплатили красотой». Автор писал: «Признание этих строк сопровождалось признанием всей моей поэтической концепции, выраженной в «Проданной Венере». При этом критика заметила, что поэма родилась не на пустом месте, она логическое развитие всего того, что было сделано мной до этой поэмы, что тема красоты — «моя» тема».

     Автор книги о лирике поэта подробно прослеживает, как складывалось его особое отношение ко всему окружающему, как крепко связан он «с деревней, с трудом землепашца» и в своем мироощущении имеет особую приверженность к гражданской лирике. В книге исследуются истоки поэзии Фёдорова, его соприкосновение с историей, с наследием национальной культуры, с фольклором, делается попытка обозначить особое обстоятельство, по которому можно неограниченно воспринимать его так называемую «деревенскую» лирику.

     Да, поэт удивился открывшемуся ему с детства неожиданному миру, и когда окреп его поэтический дар, он начал называть явления этого мира, продолжавшего его изумлять, своими словами, за красотами Земли начала открываться красота живущего в этом мире Человека.
     Поэт открыл, что этот Человек — не одинок. Люди, смелые, восторженные, созданные для подвигов и страстей, не были только в легендах и песнях, в памяти народной. Поэт увидел их во весь рост на любимой родной земле и восхитился их борьбе за свободу, за лучшее, за счастье человечества. Творчество поэта не остановилось на найденном. Он всё время находится в поисках новых тем, новых изобразительных форм, чему свидетельство
его новые миниатюры, терцины, его новая ироническая поэма «Женитьба Дон-Жуана».

     В истории изучения    современной  литературы книга Л. А. Пудаловой  «Чувство    своего мира», написанная об одном из талантливейших поэтов нашего времени, является свидетельством, вдумчивого исследования современной поэзии. Нужная, полезная и добрая книга эта, думается, будет интересна нашим читателям.

 
                Николай Тихонов

 
                * * *

                Что должен я исполнить на земле...
                В. Ф ё д о р о в


     «Как поэт я родился из чувства социальной: новизны, которым в огромной мере обладала старшее поколение» ,— так говорит о себе русский советский поэт, лауреат Государственной: премии РСФСР Василий Дмитриевич Фёдоров.
     Первые годы строительства социализма в Сибири определили творческое лицо этого художника, год рождения которого — 1918, место рождения — город Кемерово. Детство его прошло а Кузбассе, в селе Марьевке. «...Село! Я сын твоих полей, мне мил простор твоих зелёных пашен», — неоднократно варьируя эту мысль, пишет В. Фёдоров.
     Сыновью любовь к родному селу Василий Фёдоров сохранил навсегда. И с годами она заявляет о себе всё более настойчиво. Недаром, когда поэт перешёл свой пятидесятилетний рубеж, он стал каждое лето приезжать в Марьевку.

     Мне доводилось бывать в Спасском-Лутовинове, Ясной Поляне, Михайловском. Скромная Марьевка в живописности не уступает этим дорогим для каждого человека прославленным местам. Только окрашена она особым сибирским колоритом.
    Скромное, хотя и добротное фёдоровское строение возвышается на не раз воспетой поэтом Назаркиной горе, обдуваемой со всех сторон ветрами, напористыми, но в летнюю пору ласковыми.»
     Просторный двор перед домом руками хозяина засажен цветами и деревьями.   Выращивать деревья — любимое его дело. Недаром в его автобиографической    книге    «О   себе и близких» есть такие слова: «Посадить и вырастить дерево — для меня не меньше, чем написать хорошее стихотворение или поэму. Во Владимирской области, где мы жили около восьми лет, после нас остался взрослый фруктовый сад, под Москвой уже высоко поднялся сибирский кедр, в Марьевке, где интерес к живому , дереву по традиции ещё слаб, я сделал попытку озеленить пустырь».



Продолжение следует...