Слово о большом Поэте или История одной фотографии

Светлана Дурягина
    Юбилеи знаменитых писателей вызывают желание вновь обратиться к их творчеству и биографии. Вот и я, узнав о фестивале  «По золотому листопаду», посвящённому 75-летнему юбилею О.А. Фокиной, захотела перечитать её стихи, а ещё я вспомнила, что 10 лет тому назад, в 2002 году,  мне посчастливилось побывать на областном мероприятии, организованном в честь юбилея поэтессы  для пишущих стихи  детей.  Я привезла тогда в Вологду своих учеников из школьного литературного объединения,  и мне даже удалось немного пообщаться с Ольгой Александровной,  и сфотографироваться с ней. Я нашла эту фотографию, и она вызвала во мне целый поток размышлений о том, как человек становится Поэтом.

Огромное количество людей пишет стихи. Но большими Поэтами, такими, как Ольга Фокина,  становятся немногие. Почему? Наверное, потому, что большинство сочинение стихов рассматривают как занятие для души, попутное основной профессии. Я очень люблю литературу, занимаюсь литературным творчеством, но сокровенным моим желанием с раннего детства  было учить детей. И вот эти две любви – к литературе и к детям – сделали из меня учителя литературы. А как было у Фокиной? Мне захотелось узнать, как из деревенской девочки вырос большой Поэт. Я обложилась сборниками стихов Ольги Александровны, прочитала написанную ею «Мою родословную», и получила ответ на свой вопрос.

В 1942 голодном году четырёхлетнюю Олю Фокину  мать отдала в детский сад. «Дома стало значительно голоднее. С весны нас с братишкой Валентином определили в колхозный детсад…Там было шумно и тесно, там не разрешалось заводить свой мир, а он у меня уже был. Я могла часами оставаться одна — с цветами или камушками, придумывать истории «про буку», распевать свое, только что придуманное...», - пишет О.Фокина в «Моей родословной». Вот он – свой поэтический мир, в котором зарождается желание самовыражения, желание писать о том, что глубоко прочувствовано. « Собирая их (земляничины) в кулачок для братишки, я обычно что-нибудь напевала. А поскольку ягоды были еще редки, и на все время сбора песен не хватало, я придумывала свои слова на знакомый мотив. Получалось длинно и до того иногда жалостливо, что я невольно роняла слезы, — пела-то о своем, пережитом...».

  Уже тогда, в детстве, её пытались «образумить»: «…брат… нашел, что я пишу не о том. Писать надо о комсомоле, о Родине, о школе, о друзьях… И я потом пробовала его слушаться — тоже получалось. Даже в «Пионерскую правду» посылала два своих стихотворения, и мне пришло оттуда письмо на официальном бланке — с добрыми словами отказа и с просьбой присылать что-нибудь еще. На это я больше не решилась. Но писать — писала. Легко — в свой блокнотик... Труднее— по заказу учителей, в школьную стенгазету. Мне нравилось живое внимание, проявляемое к сочинительству окружающими. Но главным было не это. Выразив себя стихами, я ощущала неведомое счастье. Мне казалось, что меня впускает в себя сказка, что Пушкин и Лермонтов становятся понятнее и ближе».

  Видимо,  именно это стремление к самовыражению с помощью творчества сыграло важную роль в выборе профессии:
 «В возрасте двенадцати — тринадцати лет, бороня с подружкой колхозное поле, я впервые сформулировала вслух свою мечту о счастье быть писателем. Ей это было странно: в деревне не представляли профессии выше учительской». 
В то время не только в деревне  желание стать писателем вызывало  недоумение. Во всей России занятие поэтическим творчеством не считалось профессией.  Поэтому и О.Фокина по совету матери «выбирает» медицинскую стезю. Но: «Будущая профессия не радовала, романтический склад ума противился неумолимому материализму, внушаемому нам ежедневно седовласыми преподавателями»,- вспоминает поэтесса.
Однако от судьбы не уйдёшь! «Год работы заведующей медпунктом сначала лесоучастка Ягрыш, затем — Новое был полон трудностей и радостей. Я с головой окунулась во все окружающее, и полнокровность жизни как бы расшевелила поэтический родничок. Стихи стали появляться все чаще. Я не могла без них обходиться в минуты душевных потрясений и душевной тишины: они стали необходимостью. Я никуда их не отсылала и никому не показывала, находя полнейшее удовлетворение от того, что удавалось более или менее точно выразить переживаемое».

Она пишет об этом времени:

Грязь отменна. Лес духмяный.
Незабудки у ноги
Рвать ли? Брякают стеклянно
В сумке склянки-пузырьки.
С море – озеро! Кувшинки:
Дотянусь – не скувырнусь!
…И внезапные стишинки:
Сходу! Складно! Наизусть!

Ознакомившись с её творчеством, понимаешь:   Ольга Фокина – человек сильный и цельный. И всегда добивается своего:

Я с детства живу борьбою,
Забыв про словцо «везёт».
Мне всё достаётся с бою,
Но мне достаётся – всё.


«Узнав о существовании Литературного института имени А. М. Горького, в тайне от всех я послала в его приемную комиссию около десятка из сотни уже написанных стихов… С августа пятьдесят седьмого года по июнь шестьдесят второго я — студентка Литературного института имени А. М. Горького».
Вот так: через тернии - к звёздам! Она училась в Москве. Детская мечта стала реальностью!

Литературный институт…
Кому, возможно, тема
Для отзыва на пять минут,
А для меня – поэма!
Кому – трамплин, кому – бугор,
Кому – значок на китель,
А я с литинститутских пор –
Седьмого неба житель!

А вот это маленькое стихотворение, написанное в 1959 году, свидетельствует о том, что поэзия – самое главное в жизни Ольги Фокиной:

О, как я жизнь люблю! Мне утро рассказало
Губами облаков и голосами птиц,
Что радость так близка, и счастья так немало,
И столько для пера нетронутых страниц!

Так может писать только, действительно, очень счастливый человек, обретший себя, свой путь, свой мир!

Хоть О.Фокина и называет себя «седьмого неба житель», но пишет она о земной жизни, о любимом северном крае, о родных людях, о России, пишет полновесно, реалистично:

Строчки читаю собрата, -
Жаль и его, и себя!-
Сколько словесного брака
Создал он, время губя,
Белую тратя бумагу,
Острый тупя карандаш,
На проклинанье люмбаго
Да на погодный кураж,
Да на стенанья-моленья
Длящейся хвори-любви…
Счастье – оно же мгновенье!
Это мгновенье лови!...

Да, Фокиной не свойственен словесный брак. Её поэтический язык красив, ибо с юности и по сей день Ольга Александровна говорит в своих стихах живым народным языком: северный говорок безошибочно узнаётся в её строчках.

Этот «бает», а другой – «гутарит»…
Примечай! Ответствуй! Привечай!
Вологодских говоров словарик
Мне попался как-то невзначай.
Я его из рук не выпускаю,
С ним общаюсь ночи напролёт:
До того говорюшка баская –
Прямо к сердцу ластится и льнёт!
Засмеяться можно и заплакать,
Захмелеть: настой такой густой!
Он ведь и архангельский, однако!
И уральский он, и костромской!
Русский он… В беспамятстве событий
Чуждого, отравного вкусив,
Всяк, домой к себе хотящий выйти,
Выходи на говор! Он еси!

Её девиз: видеть «поэзию в простом», не забывая, однако, и о вечном!
 
…Просты стихотворца забавы-
Рифмуй до победы, до славы!
Но вреден поэзии навык:
Поэт – не ремесленник он!
Ему молодому ль, седому,
Скучны фортеля и приёмы,
Которые были знакомы
Поэтам минувших времён.
Мелодией сердца влекомый,
Он не над изданием тома
Дрожит, но над Сутью искомой,
В которую вечно влюблён.
…Ни кресло, ни чин, ни зарплата,
Ни шуба, ни тёплая хата
Не стоят того результата,
Что миг вдохновенья даёт».
…И вот неухожен, рассеян,
Седея, морщинясь, лысея,
Бредёт он путями Рассеи,
Невнятно строку бормоча,
Чтоб Доброе-Вечное сеять,
(Всё мимо доходных лазеек),
И люди его ротозеем
Ругнут, повстречав невзначай.
Он это едва ли заметит!
И людям таким не ответит:
Ведь люди, как малые дети,-
На них обижаться нельзя!
Зато на грядущем рассвете
Подхватит строку его ветер,
И жить ей – не меньше столетья!
…А, может,  и больше, друзья!

Нет, Ольга Фокина не похожа на рассеянного пиита, взгляд которого устремлён в горнии выси. Она крепко стоит на земле и твёрдо знает, что нужно для писания стихов:

Для писания стихов
 Надо
Раз: отсутствие долгов!
(Адов
Труд, когда со всех сторон –
Просят:
Повернуть прямой резон
К прозе).
Для писания стихов
Нужен
Два: хоть худенький, но – кров!
(Хуже
Нет, когда в чужом углу
Узком
Присоседишься к столу
С Музкой).
Для писания стихов
Треба
Три: достаточно кусков
 Хлеба,
(А нето начнёшь писать
Ради
Тех кусков, и предавать
Братьев).
Для писания стихов
Вечных
Нам, в- четвёртых, надо дров
К печке,
Чтоб свинец чужих сердец
Плавил
Твой, нетраченный, певец,
Пламень.
Для писания стихов
Также
Кой-какой запасец слов
Важен,-
Это: в-пятых,
А в-шестых: прочно
Только то, что рождено
Очно.
Для писания стихов
Надо
Пункт седьмой: простор лугов,
Сада,
Благодать, «чюрли» в кустах,
Прудик,
Ну, и тот, кто о стихах
Судит!
 
Вот такой вот кодекс чести  Поэта!
 Глядя на фотографию, я сожалею о том, что не стала хотя бы знакомой Ольги Александровны. Конечно, она не помнит этой эпизодической встречи. Но я счастлива, что наши дороги пересеклись, пусть и ненадолго!