Воспоминание об очень дорогом человеке...

Валентина Дамбран
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦИКЛА "ТЕАТРАЛЬНЫЕ БАЙКИ"  http://www.stihi.ru/2012/10/29/661

     Скорее всего, это воспоминание об очень дорогом человеке...о Булате Шалвовиче Окуджаве, 

опубликовано на сайте Проза ру 30.10.2012
http://proza.ru/2012/10/30/164

     Мой муж, латыш по происхождению, родился в российском городе Брянске.По линии отца он считается и немцем, его первым родным языком был немецкий, на котором говорила с ним его бабушка по линии отца - немецкая баронесса, вся семья которой бежала из Латвии в 1915 году, когда на Ригу наступали ...немцы.

      Незадолго до войны 1941-45гг семья мужа перебралась в Тбилиси, где он занимался в школьном драмтеатре вместе с Булатом Окуджавой. Начавшаяся там  дружба, продолжалась всю жизнь.

     Я тоже была счастлива знакомством с этим великим человеком.В один из приездов Булат гостил у нас дома, где муж буквально заставил меня прочитать один стих Булату Шалвовичу. Я была в шоке - читать стихи самому...я считала это верхом неприличия, но делать было нечего - пролепетала зарифмованное мною еще лет в 17, ....навеянное песней Окуджавы...""Девочка плачет: шарик улетел..."

"Слезы капали,      
Девочка плакала
От несбывшейся любви.

Только девочка эта-   
Бабушка,
Да и ты не юнец, прости."

"Разбора полета" не было, да и что там разбирать? Но Булат Шалвович  сказал, что мысль мудрая, но преждевременная, учитывая юный возраст автора ,т.е. мой возраст,... пришлось признаться, почему появились эти строчки.

     Во все его приезды в Ригу, мы обязательно  с ним встречались. В один из приездов он познакомил нас и с Беллой Ахмадулиной, которая со свойственным ей милым придыханием предложила нам свою дружбу, но так случилось, больше с Беллой мы не встречались. Моя дочь, когда бывала в Москве, несмотря на то, что там живет ее родной отец,  очень часто сбегала от него к Булату Шалвовичу,  и  если я не могла разыскать свою дочь по домашним телефонам, я звонила ему, не у него ли мой ребенок, на что Булат мне неизменно отвечал: "Конечно, у меня твой замечательный ребенок".

     Дружба с Булатом Окуджавой была чистой и бескорыстной, если не считать, что все-таки он  высылал нам по почте все свои книги ( прозу), естественно со своими автографами..., сейчас мы их поделили, половину при переезде забрала с собой в Москву моя дочь, половина осталась у меня.

     Так все продолжалось до развала Союза.. Времена наступили смутные, тяжелые, мы, русские в Латвии,  в одну ночь оказались за границей, местные власти с пеной у рта орали на каждом углу " Русские -вон на свою этническую Родину".
А тут в прессе появилось  открытое письмо московской  творческой интеллигенции, в котором они призывали крымских татар возвращаться на свою этническую родину...,самым  страшным  для меня было то, что под этим письмом стояла подпись Б.Окуджавы. Надо ли говорить, как я себя тогда почувствовала?

      Вскоре Булат Шалвович опять приехал в Ригу, где был дан им его единственный концерт, на который я ...........НЕ СМОГЛА ПОЙТИ,..... я не смогла бы разговаривать с человеком, который фактически был одного мнения с нашими  "патриотами", выдавливающими русских из Латвии, жилось нам в ту пору здесь очень тревожно...

     Потом мне рассказывали друзья, что в 1-ом отделении Окуджаву принимали очень хорошо, но когда во втором отделении он начал говорить о политике, народ вставал и...уходил, никто не приветствовал позиции Окуджавы, хотя у него это ведь не на пустом месте возникло, всем памятны времена, когда ...вывозили детские дома, да и целые семьи  с Кавказа...почитайте "Ночевала тучка золотая" А.Приставкина.

После концерта наши местные журналисты брали у Окуджавы интервью, и вот одной из них( интервью на целую страницу) он сказал, что у него здесь есть большие друзья, назвал нашу фамилию, и добавил:...  "НО ТЕПЕРЬ ВРЕМЕНА ИЗМЕНИЛИСЬ, И Я ИМ НЕ СУДЬЯ".

     Получив утром эту газету, я проплакала весь день( муж был в отъезде). Господи, что же с нами сделала жизнь, если смогла разрушить такую дружбу!

     Больше я не виделась с Булатом Шалвовичем, но находясь у дочери в Москве в Новогоднюю ночь,  незадолго до курантов ,извещающих приход Нового 1996 года, я все-таки позвонила Булату домой, он сам снял трубку, высказал свою радость моему появлению, что этим самым я сняла камень с его души, я же подтвердила, что этим звонком я сняла БУЛЫЖНИК  со своей души, который не давал мне нормально дышать. Как же после этого мне стало легко, действительно время все лечит..... и я , и Булат Шалвович, мы оба понимали,  почему тогда я не пришла на его творческую встречу, которая была последней в Риге.

     Потом прошло еще полтора года,  Алиска ( http://www.stihi.ru/2012/10/12/8465)  опять жила с нами в Риге, ей было  уже 4 года и 5 месяцев. Однажды она  влетела в кухню  с широко раскрытыми  глазами и очень громко сообщила ( по-другому она не умела разговаривать!) --- по телевизору передали, что умер Окуджава...мой муж выронил чашку из рук, мы все остолбенели, я потом подумала, как хорошо, что я успела повиниться перед Булатом Шалвовичем.   Разрядила эту немую сцену опять-таки Алиска: "ОКУДЖАВА УМЕР, А Я С НИМ ТАК И НЕ ПОЗНАКОМИЛАСЬ".  Было ему всего 73 года, родился он 9 мая 1924 года, умер 12 июня 1997 года во Франции...
Вы, вероятно, должны понимать, что даже сейчас я не могу писать это без слез, очень много было связано с этим великим человеком, чьей поэзией  я упивалась с 16 своих лет, а потом... жизнь сделала мне удивительный подарок быть лично знакомой с ним. Будем помнить...

Продолжение http://www.stihi.ru/2012/11/04/5071