"Густав Малер".
Поэма.
"Моё время придёт после моей смерти"
Густав Малер(1860-1911гг.)
Рутина, штамп ещё царили в мире звуков,
но эра Берлиоза началась.
В борьбе за вечное искусство в вечных муках
для Малера звезда надежд зажглась.
***
Он был как гофмановский капельмейстер:
так же шутил,смеялся,говорил.
За дружбу,за талант, как щедрый мастер,
своих друзей, учеников любил.
Он помогал им в продвижении,
делился с ними всем, чем только мог,
он стойко перенёс все треволнения,
как не печален был бы их итог.
Пришлось испить ему немало горя:
потерю брата ,матери, отца.
Но шёл вперёд, с волнами жизни споря,
не пряча от тревог судьбы лица.
Не мог он долго скорби предаваться,
стремился всё постичь и всё познать,
он жаждал полной жизнью наслаждаться,
искусству, творчеству всего себя отдать.
Стремясь найти на всё ответы,
он книг не выпускал из рук:
Кант, Гофман, Шопенгауэр, Гёте-
его душе близки,как брат и друг.
Их идеалы в нотах воплощались
и помогали к ним найти свой ключ.
И образы прекрасные рождались,
и чувств поток велик был и кипуч.
Он унаследовал от романтизма
свободный дух и веру в красоту,
величие божественной природы,
и мыслей беззаветную мечту.
В борьбе с реальностью убогой
за свой в искусстве идеал,
он муки творчества изведал,
когда шедевры создавал.
Восторг, и пафос, и свобода
в его симфониях звучат.
Созвучно вторит им природа
и попадает с ними в лад.
В "Третьей симфонии" нам мнится
о том, что говорят цветы,
что отвечают звери, птицы,
что вторит ночь, куда ведут мечты.
О чём звонит под утро колокол?
О чём нашёптывает нам любовь?
О чём ребёнок нам ежеминутно
твердит: " Ведь лето будет вновь"!
Лето придёт, как победитель,
вползёт, ворвётся, зацветёт.
В нём всяк найдёт свою обитель,
оно ликуя запоёт.
Лето, тоскуя, замечтается
и улыбнётся от того,
что бабочки вокруг летают
и не боятся ничего,
что наша жизнь так быстротечна,
и, что когда-то всё пройдёт,
что мы не можем жить извечно,
что это всё от нас уйдёт...
Но пусть останется мгновенье
неповторимой красоты!
Оно рассеет все сомненья
и унесёт от суеты.
***
Когда приходит гений в этот мир,
то это выглядит для всех туманно.
Он для кого-то будет, как кумир,
а для кого-то будет в нём всё странно.
Его мелодии на струнах наших душ
звучат, подобно нам явившемуся чуду.
В них красота цветов, деревьев, кущ,
полей, лугов и рек повсюду.
Стремясь постичь этот огромный мир,
он создал образ человека.
И жизнь - то как тоску,то пир-
отобразил в гармонии сюжета.
Он смыслу жизни посвятил свой век,
пытаяся найти свои ответы,
зачем и для чего живёт на свете?
Была ли это Бога шутка, или нет?
Его "герой" в идиллии с природой
заканчивает "Тризной"* долгий путь.
Остались в прошлом юность и свобода,
и жизнь уже обратно не вернуть.
Но вечен дух, хоть тленно наше тело,
и бесконечен времени разбег.
Лишь только в единении с Богом, смело,
бессмертие обретает человек.
Таков финал его "Второй симфонии",
неотвратим в ней "Страшный суд".
И звуки мрачные валторны,
в ужасный час всех призовут.
***
Он безупречно управлял оркестром.
Бетховен,Моцарт -радовали слух,
к его творениям прилежным
никто не оставался глух.
От гениальной исполнительской манеры
овладевал восторг, порой испуг.
Казалось, вместе с жестами артиста
Бетховен,Моцарт оживляли слух.
Как превосходны были "Дон-Жуан","Фиделио",
хотя
звучали так же восхитительно,
как будто дирижёр и автор был один.
Лились со сцены звуки негодующие,
то стонущие, то вопрошающие,
то словно звёзды в небесах мерцающие,
то бурные, то тихо угасающие.
А постановка "Дон Жуана" Моцарта
исполнена изящно и легко.
Она пронизана волнующей эмоцией
и проникает в души глубоко.
И восхищённые блистательным "Тангейзером",
им восторгались и Чайковский, и Бюлов**,
и слушатели в Гамбурге любимом
его назвали "Пигмалионом..."***всех веков.
Так было виртуозно исполнение,
что слушать Густава был весь мир готов.
Ему рукоплескал и Лондон в изумлении,
а в Вене,в Праге сцены утопали от цветов.
***
Пролетели год за годом, прошло много лет,
от прежнего Густава едва остался след.
Его внешний облик приобрёл все те черты,
где мужество сочеталось с силой доброты.
Он был худощавым, с удлинённым лицом.
Глаза умом святились под высоким лбом.
Так быстро на лице его менялось выражение:
то светилась радость, то строгость,то сомнение.
Он обладал особой, неуверенной походкой.
В ней были то рывки вперёд,то внезапны остановки.
Порой он был весёлым и воодушевлённым,
а иногда задумчивым или слегка смущённым.
В нём сочетались импульсивность
и суровость в поведении.
Но вместе с тем всё это
вызывало восхищение.
Он совершенно сложился, как человек и музыкант.
Расцвёл в полную силу и его талант.
И обаяние Малера стало центром притяжения,
а огромный талант вызывал восторг и преклонение.
***
Но «Жалобная песня»****прошлых лет
всё не давала Густаву покоя.
И сквозь весёлую улыбку на лице
в глазах вдруг появлялись слёзы "Ноя".
Неизгладим в его душе утраты след*****
и сможет ли, сквозь вереницу новых бед,
покой и счастье обрести, иль нет?
И в «Героической» симфонии
Малер даёт совет на тот вопрос,
как зло преодолеть нам в жизни,
и можно ли бороться с ним всерьёз.
В победе над самим собой находит он ответ!
В борьбе со злой своей судьбой
теперь уже не сдастся, нет!
Сумеет он найти свой верный путь,
и все невзгоды и печали
уж не заставят Густава свернуть.
Как "Странствующий подмастерье"*****
он проживёт мятежный век.
Лишь с Верою, Надеждой и Любовью
он счастье обретёт, как человек!
***
Но «…мир лежал перед ним в свете... прощанья»,******
не мог он дать ему иного обещания…
И Густав написал «Песнь о земле»,
«О юности», «О красоте».
Как «Пьяной весной» он счастлив был,
как с «Одинокий осенью» грустил.
Как был любим и как любил,
как все невзгоды позабыл.
И это позволяло- жить, дышать.
И то, что он не мог отдать,
как пульс и стук сердцебиения,
что он не смог придать забвению.
Кого видеть, слушать он готов,
кого понять может без слов.
Как трудно подобрать слова!
Ведь и Альмши******* любовь жива!
Родней и ближе нет души.
И как печально знать в тиши,
что и "два ангельских крыла"********
их защитить смогут едва…
Как он хотел вернуться в Вену!
Как городу простил "свою измену"*********
Там солнце светит , там - цветы,
и виноградные лозы
нальются спелым ароматом,
там он будет счастлив, как когда-то.
Блеск Венской оперы, оркестр,
и свет софит, и камер треск,
и Метрополитен – опера…
Но увы! Окончилась его пора!
Им овладел души покой
под сенью той земли родной.
***
На улицах Вены - оживление.
У Королевской оперы – столпотворение.
В фойе - бюст Малера работы Родена.
В свете софит сияет сцена.
К концерту готовится оркестр,
и в зале нет свободных мест.
Вот палочки взмах и звук смычка,
и льётся музыка - река.
Струится в ней потоком свет,
ведь композитор не умер, нет!
Здесь не нужны больше слова...
Музыка Малера жива!
*"Тризна"- антитеза финалу Первой симфонии, являющаяся Главной партией "Второй Симфонии", созданной Г.Малером в 1894г.
**Бюлов -Кассель Ганс фон Бюлов(1830-1894гг.) - величайший немецкий пианист и дирижёр своего времени,которого великий Вагнер(1813-1883гг.) назвал своим alter ego(второе я).
***"Пигмалионом..."-Ганс фон Бюлов выразил своё восхищение изречением:
"Пигмалион Гамбургской оперы" и пожелал видеть Малера своим преемником в абонементных концертах.
****"Жалобная песня"- названная композитором"Сказкой,"-своего рода кантата для солистов, хора и оркестра.Создана Г.Малером в 1880г.
***** "Странствующий подмастерье" - Цикл "Песни странствующего подмастерья", созданный Г.Малером в1883-1884гг.
******"...Мир лежал перед ним в мягком свете прощания"- Из воспоминаний Бруно Вальтера "Густав Малер", друга и ученика Г.Малера.
*******Альмши-(Альмшерль)Альма Шиндлер, дочь известного австрийского художника Эмиля Шиндлера, жена Г.Малера.
********"два ангельских крыла"- приём автора, имевшего ввиду двух дочерей композитора Путци и Гуки, старшая из которых умерла незадолго перед тем, как Г.Малер уехал в Америку в 1907г.
*********"Свою измену"-возглавляя с 1897г. Венскую Императорскую Королевскую Придворную оперу при императоре Франце Иосифе, Г.Малер из-за интриг был вынужден покинуть Вену в декабре 1907г.и уехать в Америку в нью-йоркский театр Метрополетен-опера.Проститься с великим композитором и дирижёром в минуту его отъезда из Вены на вокзал пришли сотни людей.