Густав Малер

Наталья Солошенко
                "Густав Малер".
                Поэма.
               
                "Моё время придёт после моей смерти"
                Густав Малер(1860-1911гг.)

                Рутина, штамп ещё царили в мире звуков,
                но эра Берлиоза  началась.
                В борьбе за вечное искусство в вечных муках
                для Малера звезда надежд зажглась.

                ***
                Он был как гофмановский капельмейстер:
                так же шутил,смеялся,говорил.
                За дружбу,за талант, как щедрый мастер,
                своих друзей, учеников любил.

                Он помогал им в продвижении,
                делился с ними всем, чем только мог,
                он стойко перенёс все треволнения,
                как не печален был бы их итог.

                Пришлось испить ему немало горя:
                потерю брата ,матери, отца.
                Но шёл вперёд, с волнами жизни споря,
                не пряча от тревог судьбы  лица.

                Не мог он долго скорби  предаваться,
                стремился всё постичь  и всё познать,
                он жаждал полной жизнью наслаждаться,
                искусству, творчеству всего себя отдать.

                Стремясь найти на всё ответы,
                он книг не выпускал из рук:
                Кант, Гофман, Шопенгауэр, Гёте-
                его душе близки,как брат и друг.

                Их идеалы в нотах воплощались
                и помогали к ним  найти свой ключ.
                И образы прекрасные  рождались,
                и чувств поток велик был и кипуч.

                Он унаследовал от романтизма
                свободный дух и веру в красоту,
                величие божественной природы,
                и мыслей беззаветную мечту.

                В борьбе с реальностью убогой
                за свой в искусстве идеал,
                он  муки творчества изведал,
                когда шедевры создавал.

                Восторг, и пафос, и свобода
                в его симфониях звучат.
                Созвучно вторит им природа
                и попадает с ними в лад.

                В "Третьей симфонии" нам мнится
                о том, что говорят цветы,
                что отвечают звери, птицы,
                что вторит ночь, куда ведут мечты.

                О чём звонит под утро колокол?
                О чём нашёптывает нам любовь?
                О чём ребёнок нам ежеминутно
                твердит: " Ведь лето будет вновь"!

                Лето придёт, как победитель,
                вползёт, ворвётся, зацветёт.
                В нём всяк найдёт свою обитель,
                оно ликуя  запоёт.

                Лето, тоскуя, замечтается
                и улыбнётся  от того,
                что бабочки вокруг летают
                и не боятся ничего,

                что наша жизнь так быстротечна,
                и, что когда-то всё пройдёт,
                что мы не можем жить  извечно,
                что это всё от нас уйдёт...

                Но пусть останется мгновенье
                неповторимой красоты!
                Оно рассеет все сомненья
                и унесёт от суеты.
               
                *** 
                Когда приходит гений в этот мир,
                то это  выглядит для всех туманно.
                Он для кого-то будет, как кумир,
                а для кого-то  будет в нём всё странно.

                Его мелодии на струнах наших душ
                звучат, подобно нам явившемуся чуду.
                В них красота цветов, деревьев, кущ,
                полей, лугов  и рек повсюду.
      
                Стремясь постичь этот огромный мир,
                он  создал образ человека.
                И жизнь - то как тоску,то  пир-
                отобразил в гармонии сюжета.

                Он смыслу жизни посвятил свой век,
                пытаяся найти свои ответы,
                зачем и для чего живёт на свете?
                Была ли это Бога шутка, или нет?

                Его "герой" в идиллии с природой
                заканчивает "Тризной"* долгий путь.
                Остались в прошлом юность и свобода,
                и жизнь уже обратно не вернуть.

                Но вечен дух, хоть тленно наше тело,
                и бесконечен времени разбег.
                Лишь только в единении с Богом, смело,
                бессмертие обретает человек.

                Таков финал его "Второй симфонии",
                неотвратим в ней "Страшный суд".
                И звуки мрачные валторны,
                в ужасный час всех призовут.
      
                ***
                Он безупречно управлял оркестром.
                Бетховен,Моцарт -радовали слух,
                к его творениям прилежным
                никто не оставался  глух.

                От гениальной исполнительской манеры
                овладевал восторг, порой испуг.
                Казалось, вместе с жестами артиста
                Бетховен,Моцарт оживляли слух.

                Как превосходны были "Дон-Жуан","Фиделио",
                хотя                 звучали так же восхитительно,
                как будто дирижёр и автор был один.

                Лились со сцены звуки  негодующие,
                то стонущие, то вопрошающие,
                то словно звёзды в небесах мерцающие,
                то бурные, то тихо угасающие.

                А постановка "Дон Жуана" Моцарта
                исполнена изящно и  легко.
                Она пронизана волнующей эмоцией
                и проникает в души глубоко.

                И восхищённые блистательным "Тангейзером",
                им восторгались и Чайковский, и Бюлов**,
                и слушатели в Гамбурге любимом
                его назвали "Пигмалионом..."***всех веков.

                Так было виртуозно исполнение,
                что слушать Густава был весь  мир готов.
                Ему рукоплескал и Лондон в изумлении,
                а в Вене,в Праге сцены утопали от цветов.
               
                ***
                Пролетели год за годом, прошло много лет,
                от прежнего Густава едва остался след.
                Его внешний облик приобрёл все те черты,
                где мужество сочеталось с силой доброты.

                Он был худощавым, с удлинённым лицом.
                Глаза умом  святились под высоким лбом.
                Так быстро на лице его менялось выражение:
                то светилась радость, то строгость,то сомнение.

                Он обладал особой, неуверенной походкой.
                В ней были то рывки вперёд,то внезапны остановки.
                Порой он был весёлым и воодушевлённым,
                а иногда задумчивым или слегка смущённым.

                В нём  сочетались  импульсивность
                и суровость в поведении.
                Но вместе с тем всё это
                вызывало восхищение.

                Он совершенно сложился, как человек и музыкант.
                Расцвёл в полную силу  и его талант.
                И обаяние Малера стало центром притяжения,
                а огромный талант вызывал восторг и преклонение.
               
                ***
                Но «Жалобная песня»****прошлых лет
                всё не давала Густаву  покоя.
                И сквозь весёлую улыбку на лице
                в глазах вдруг появлялись слёзы "Ноя".
                Неизгладим в его душе утраты след*****
                и сможет ли, сквозь вереницу новых бед,
                покой и счастье обрести, иль нет?
               
                И в «Героической» симфонии
                Малер даёт совет на тот вопрос,
                как зло преодолеть нам в жизни,
                и  можно ли бороться с ним  всерьёз.
                В победе над самим собой находит он ответ!
                В борьбе со злой своей судьбой               
                теперь уже не сдастся, нет!
               
                Сумеет он найти свой верный путь,
                и все  невзгоды и печали
                уж не заставят Густава свернуть.
                Как "Странствующий подмастерье"***** 
                он проживёт мятежный  век.
                Лишь с Верою, Надеждой и Любовью
                он счастье  обретёт, как человек!
               
                ***
                Но «…мир лежал перед ним в свете... прощанья»,******
                не мог он дать ему иного обещания…
                И Густав написал «Песнь о земле»,
                «О юности», «О красоте».

                Как «Пьяной весной» он счастлив был,
                как с «Одинокий осенью» грустил.
                Как был  любим и как  любил,
                как все невзгоды позабыл.
               
                И это позволяло- жить, дышать.
                И то, что он не мог отдать,
                как пульс и стук сердцебиения,
                что он не смог придать забвению.

                Кого видеть, слушать он готов,
                кого  понять может без слов.
                Как трудно подобрать слова!
                Ведь и Альмши******* любовь жива!

                Родней и ближе нет души.
                И как печально знать в тиши,
                что и "два ангельских крыла"********
                их  защитить смогут едва…

                Как он хотел вернуться в Вену!
                Как городу простил "свою измену"*********
                Там солнце светит , там - цветы,
                и виноградные лозы
                нальются спелым ароматом,
                там он будет счастлив, как когда-то.         
               
               
                Блеск Венской оперы, оркестр,
                и свет софит, и камер треск,
                и Метрополитен – опера…
                Но увы! Окончилась его пора!
                Им овладел души покой
                под сенью той земли родной. 
               
                ***   
                На улицах Вены -  оживление.
                У Королевской оперы – столпотворение. 
                В фойе - бюст  Малера работы Родена.
                В свете  софит сияет сцена.

                К концерту готовится  оркестр,
                и в зале нет свободных мест.
                Вот палочки взмах  и звук смычка,
                и льётся музыка - река.

                Струится в ней потоком свет,
                ведь композитор не умер, нет!
                Здесь не нужны больше слова...
                Музыка Малера жива!
         
 *"Тризна"- антитеза финалу Первой симфонии, являющаяся Главной партией "Второй Симфонии", созданной Г.Малером в 1894г.
 **Бюлов -Кассель Ганс фон Бюлов(1830-1894гг.) - величайший немецкий пианист и дирижёр своего времени,которого  великий Вагнер(1813-1883гг.) назвал своим alter ego(второе я).
***"Пигмалионом..."-Ганс фон Бюлов выразил своё восхищение изречением:
"Пигмалион Гамбургской оперы" и пожелал видеть Малера своим преемником в абонементных концертах.
****"Жалобная песня"-  названная композитором"Сказкой,"-своего рода кантата для солистов, хора и оркестра.Создана Г.Малером  в 1880г.
***** "Странствующий подмастерье" - Цикл "Песни странствующего подмастерья", созданный Г.Малером в1883-1884гг.
******"...Мир лежал перед ним в мягком свете прощания"- Из воспоминаний Бруно Вальтера "Густав Малер", друга и ученика Г.Малера.
*******Альмши-(Альмшерль)Альма Шиндлер, дочь известного австрийского художника Эмиля Шиндлера, жена Г.Малера.
********"два ангельских крыла"- приём автора, имевшего ввиду двух дочерей композитора Путци и Гуки, старшая из которых умерла незадолго перед тем, как Г.Малер уехал в Америку в 1907г.
*********"Свою измену"-возглавляя с 1897г. Венскую Императорскую Королевскую Придворную оперу при императоре Франце Иосифе, Г.Малер из-за интриг был вынужден покинуть Вену в декабре 1907г.и уехать в Америку в нью-йоркский театр  Метрополетен-опера.Проститься с великим  композитором и дирижёром в минуту его отъезда из Вены на вокзал пришли сотни людей.